«Жить с Надеждой»: безнадежный сериал «Квартала 95»
Год назад студия «Квартал 95» взялась делать для канала «Украины» четырехсерийные комедийные мелодрамы. Первые две — «18-летний олигарх» и «Беглецы» — вышли еще в прошлом году. Сериалы оказались не самого высокого уровня, но все же было очевидно, что над ними трудилась опытная команда. После премьеры последнего проекта под названием «Жить с Надеждой» хочется себя ущипнуть и переспросить: «А это точно делал "Квартал 95"?» Поскольку история по уровню инфантильности стремится к детскому кино. Правда, герои в ней совсем не для юных зрителей — исключительно взрослые дяди и тети, а также не очень здоровая бабушка, так что аудитория в категории «до 10» тоже отпадает. В целом, у проекта столько недостатков, что он имеет право на существование хотя бы потому, что будущие режиссеры, сценаристы и актеры с его помощью могут узнать, как делать не надо.
Главный герой мини-сериала «Жить с Надеждой» — архитектор Алексей Панкратьев. Он не женат, живет на съемной квартире и постоянно сидит без денег. По внешнему виду и отношению к жизни можно было бы заподозрить, что Леша — студент. Но потом выясняется, что молодой человек разменял четвертый десяток. Оказавшись в буквальном смысле на улице из-за финансовых сложностей, Алексей соглашается на довольно сомнительное предложение друга — стать опекуном пожилой одинокой Надежды Альбертовны в обмен на четырехкомнатную квартиру в центре столицы. Старушка оказывается непростая, и в итоге окольными путями приводит Алексея к настоящему счастью.
Сюжет об отношениях пожилой дамы с характером и безалаберного молодца сильно не нов, но он точно таит в себе большой потенциал. Например, могут возникнуть этические проблемы или множество комедийных моментов. Квартальцы реализовали эти возможности максимально поверхностно. Моральная дилемма свелась к внезапному прозрению главного героя, который решил в какой-то момент, что «нехорошо сидеть и ждать, когда она умрет, чтобы мне квартирка досталась». А комедия вылилась в сцену, где Надежда Альбертовна заходит в ванную комнату к купающемуся Леше. Шутки, вернее их практически полное отсутствие, — это самое большое разочарование от сериала, заявленного как «комедийная мелодрама». Все-таки у «Квартала 95» есть определенная репутация в этой области, и зритель имеет полное право рассчитывать на веселье. Пожилая дама тет-а-тет с голым типом в ванной уже давно не смешно; уж лучше бы кто-то из них на банановой корке поскользнулся.
Еще одна сцена с претензией на юмор заслуживает отдельного внимания. Второстепенный герой — начальник Алексея — описывает заказчику достоинства своего подчиненного. «Вы не понимаете, Алексей никогда не опаздывает. Он — педант», — говорит шеф и эмоционально хватает заказчика за коленку. «Извините, я не в том смысле», — тут же отдергивает руки начальство. Не будем обсуждать качество этого юмора — наши профессиональные юмористы в принципе считают зрителей протоплазмой, реагирующей только на примитивные раздражители. Но вопрос в том, что эта сцена вообще не из фильма: создалось впечатление, что сценаристы «Квартала 95» выудили позабытую шутку для концертов и кое-как вписали ее в сериал. Хорошо, что в студийном портфеле завалялась только одна подобная заготовка.
Игра актеров тоже не на высоте и заставляет вспомнить «Маппет-шоу»: персонажи на экране широко открывают рот и старательно выговаривают слова, но эмоций при этом не выказывают. Живая и подвижная в сериале только Наталка Денисенко, играющая первую возлюбленную Леши. Но она во всех своих ролях такая, так что есть подозрение, что это свойство актрисы, а не персонажа.
Характеры героев сериала — это сплошной хаос, над которым гордо реет единственная последовательно прописанная героиня — медсестра Татьяна. Она исключительно положительная и довольно нудная. Остальные главные действующие лица непредсказуемы. Но это не выглядит талантливой работой сценариста, а наоборот — полной халтурой. Поэтому, например, внимательная, терпеливая и умная подруга здесь внезапно может стать глупой, алчной и неверной охотницей за наследством.
Кое-где разобраться в намерениях персонажа помогает музыка, но она тоже обманчива. Например, в некоторых эпизодах Надежда Альбертовна действует под знаменитую хабанеру из оперы «Кармен». Избитый прием, предупреждающий зрителя, что благообразная старушка сейчас начнет чудить. Но выдумки пенсионерки настолько незначительны, что Бизе тут оказывается не у дел.
Пафосное название «Жить с Надеждой» предполагает, что это рассказ не только о сожительстве с Альбертовной, но и реализации какой-то надежды главных героев. Но максимум на что надеется главный Леша — получить премию и заткнуть первостепенные финансовые дыры, что не назовешь грандиозными планами. А Надежда Альбертовна мечтает найти порядочного опекуна. Цель вроде бы понятная, но в ее случае несколько бессмысленная. Во-первых, пожилая дама не прикована к кровати и в помощи особенно не нуждается. А во-вторых, у нее есть замечательная медсестра Таня, заменившая дочку или внучку. Почему не сделать опекуном и наследницей ее, вообще неясно. Какие-то гендерные стереотипы, не иначе.
Хеппи-энд сериала заключается в том, что все получили то, на что, вопреки названию, даже не надеялись. Леша обретает жилплощадь, повышение по службе и новую высокоморальную девушку, а Надежда Альбертовна — относительное здоровье, подобие семьи и душевный покой. Последнюю опцию обеспечивает Леша, который во многом случайно помогает своей покровительнице разобраться со скелетами в шкафу. «Нельзя в черной комнате запереть частичку себя и делать вид, что ее не существует», — гласит мораль этой истории.
Ну что ж, продолжим серию откровений. Нельзя выдавать скучные и поверхностные истории за «трогательные, камерные, драматические», к тому же «недалеко ушедшие от комедийного жанра» (так охарактеризовал сериал режиссер Андрей Силкин). И нельзя надеяться, что одна-единственная действительно неплохая мысль-мораль в сценарии компенсирует многочисленные недостатки сериала.
Фото: фейсбук