Роясь во всемирной электронной паутине, как-то
наткнулся на такое вот – «Диссертационная докторская работа: Стеценко Юрій Володимирович. Науково-методичні засади використання засобів масової інформації при розслідуванні злочинів: дис... канд. юрид. наук: 12.00.09 / Академія адвокатури України. – К., 2006». Ваш автор не знаком с уважаемым соискателем, но уверен, что полемика на «ТК» вокруг складывающихся личных (со сложным будущим) взаимоотношений министра внутренних дел Юрия Луценко и журналиста «ТСН» («1+1») Жана Новосельцева добавила бы кое-что к этой диссертации.
Для начала небольшой обзор.
Права Наталия Лигачева: «
В программах шла речь о давно известных и уже расследованных фактах, поэтому угрозы жизни журналиста не было». Права, потому что рассказанное Жаном Новосельцевым было многократно обсуждено и в печатных СМИ, и в интернет-изданиях, и даже в криминальных проектах 5-го канала. Прав Евгений Минко, резонно
отметивший, что «
Юрий Луценко выдвинул “Плюсам” несколько обоснованных претензий, на которые внятного ответа не нашел. Например, почему в сюжетах Жана Новосельцева, повествующих о милицейских зверствах, отсутствовали комментарии самой милиции. Ответ о том, что были продемонстрированы комментарии Генпрокураторы, не слишком адекватен: все-таки, МВД и Генпрокуратура – это разные природные явления».
И есть позиция
юротдела «1+1»: «
Пан Луценко заявив, що розслідування підготовлене спеціально з метою дискредитувати міліцію. Міністр мотивував свій висновок тим, що автор розслідування – Жан Новосельцев – не висвітлив у проекті позиції Міністерства. “1+1” вважає цю заяву серйозним обвинуваченням, адже йдеться про головний принцип журналістики – обов’язкове висвітлення позиції всіх сторін, причетних до будь-якого матеріалу. “ТСН” цілковито дотрималась цього принципу у розслідуванні».
Дальше – уже неинтересно. МВД будет настаивать в суде (если он еще состоится), что точка зрения ведомства учтена не была, была учтена недостаточно, юристы Максима Варламова будут спорить, что такое достаточно или недостаточно. Спор, интересный только для участников процесса. Если не задаваться вопросом, что, собственно говоря, произошло.
А произошел шитый белыми нитками скандал, подобный тому, где ведущий «Интера» Руслан Сеничкин якобы
«спрашивал» шефа «РосУкрЭнерго» Дмитрия Фирташа.
Происшедшее на «Плюсах» непонятно без контекста, а в контексте – более чем понятно.
Факт 1. После увольнения с телеканала НТН нынешний шеф-редактор «ТСН» Наталия Катеринчук работает у главы Секретариата Президента Виктора Балоги. Наталья Катеринчук, из
интервью «ТК»: «
Протягом трьох місяців я працювала в Секретаріаті Президента, де моїм керівником був Віктор Балога, і тоді я була його людиною».
Потом Наталья Катеринчук поработала на телеканале «Сити», прощаясь с которым она
заявила относительно своих планов, «
що принаймні до Нового року збирається відпочити, а далі – за її словами – “готова хоч черевики чистити”…». Не пришлось.
Факт 2. Вскоре после своего назначения шеф-редактором «ТСН» Наталья Катеринчук выдает получивший резонанс и конкурирующий со знаменитым диалогом «Сеничкин-Фирташ» сюжет к 45-летию Виктора Балоги. Злой Александр Роднянский по этому поводу
сказал: «
Сейчас в “ТСН” можно увидеть сюжет про день рождения господина Балоги – еще полгода назад такой репортаж был невозможен» (что правда). Предыдущий руководитель «ТСН» Владимир Карташков не был человеком Виктора Балоги даже три месяца. А
слова Натальи Катеринчук, что «
протягом двох місяців щовихідних “ТСН” робить серіал про малі батьківщини та дні народження політиків. Зокрема, перед 24 серпня у нас був сюжет про Левка Лук’яненка. Перед тим у нас був сюжет про Тимошенко, про Луценка. І в цьому контексті був сюжет про Балогу», способны вызвать только улыбку.
Факт 3. Это длящаяся уже много дней, о чем не знает только ленивый, война между «Народной самообороной» Юрия Луценко и главой президентского Секретариата Виктором Балогой лично. Некоторые эпизоды войны автор приведет. Они, кстати, говорят и об уровне «воюющих сторон».
Со стороны Юрия Луценко и его спонсора Виктора Балогу обвиняли в предательстве, личной коррумпированности и измене. «
Давид Жванія, бізнесмен і головний фінансист проекту "Народна самооборона" заявив, що історія з непідписанням угоди про коаліцію залишається на совісті Секретаріату. Балога не може вести власну лінію, і про ці його дії не може не знати президент»; «
Юрий Луценко: Балога 31 раз летал по своим делам на президентском самолете»; «
Луценко также подчеркнул, что Президент должен снова возглавить демократические силы и уволить главу своего Секретариата Виктора Балогу».
Со стороны Виктора Балоги Юрия Луценко обвиняли в каннибализме и алкоголизме: «
Для усиления громкости заявления Юрий Луценко мог бы прибавить к списку разработчиков плана еще и фамилию известного политического комбинатора Медведчука, диктаторов прошлого столетия или африканских людоедов»; «
заявления министра внутренних дел Юрия Луценко вызывают у главы Секретариата Президента Виктора Балоги глубокую обеспокоенность относительно душевного равновесия и трезвого понимания этим деятелем нынешних реалий политической жизни страны».
Факт 4. Расследование работы милиции Жаном Новосельцевым, с которым Наталья Катеринчук работает еще со времен НТН, «случайно совпадает» с пиком политического противостояния Виктора Балоги и Юрия Луценко. Автор не отрицает момент случайного совпадения. «Случайное совпадение» требует, тем не менее, ответа на следующие вопросы. Почему Жан Новосельцев выбирает «мишенью» не СБУ? Не ведомство Генпрокурора? Там правонарушений нет? А перед нами разыгрывается «благородная невинность». Из
обращения Натальи Катеринчук в Генпрокуратуру: «
Ідея створення та оприлюднення проекту далеко не всім прийшлась до вподоби. В першу чергу, це стосується тих, хто боїться бути покараним за злочини, що до цього залишалися нерозкритими завдяки прикриття їх так званим «міліцейським мундиром». А в Вооруженных силах убивают отнюдь не меньше «ментов», или же правда в том, что министр обороны Юрий Ехануров не конфронтирует с Виктором Балогой?
А впечатление о заказушности можно было убрать очень просто: расследуя правонарушения во всех силовых структурах.
Нам могут возразить, что «ТСН» «как раз планирует такие расследования». Если такое разъяснение последует от генпродюссера канала Александра Ткаченко, автор поверит и проверит. Если от Натальи Катеринчук, то не поверит. Подтверждение этому находим в статье главного редактора «Детектор медіа» Натальи Лигачевой: «Екатерина Кириченко, пиар-менеджер избирательной кампании Виталия Кличко, в комментарии для “Детектор медіа” подтвердила, что дважды лично по телефону разговаривала с Натальей Катеринчук на тему освещения избирательной кампании. По словам Кириченко, Наталья Катеринчук заявила, что “ТСН” будет готовить отдельную программу по столичным выборам. Правда, Катеринчук не уточнила, когда это произойдет – а ведь до окончания избирательной кампании остается всего две недели». И что, была в эфире такая программа?
Случайно ли то, что охрану Жану Новосельцеву предоставило ведомство Валентина Наливайченко, лояльного к Виктору Балоге? Известно ли Жану Новосельцеву, как в реальности возник замысел сериала его сюжетов, или он настаивает, что известная ему версия событий является единственно правильной?
Ваш автор ни в коей мере не преследует цель как-то «обелить» Юрия Луценко.
Права и в этом случае Наталья Лигачева: «
Возникает вопрос, почему информацию об отмывании денег Юрий Луценко решил обнародовать именно сейчас, после серии программ “Жесть мундира”?»; «
То, что история участия руководства телеканала в работе житомирского конвертационного центра всплыла именно сейчас, кажется мне странным». Все понятно, вероятнее всего Юрий Луценко действительно «выплеснул» этот фактаж, приготовив его для своего выступления в «ТСН». Но в контексте данной статьи, разве Юрий Луценко использовал ранее свои ресурсы для продвижения в «ТСН» темы наездов на Виктора Балогу?
Готов ли Жан Новосельцев, чтобы не было впечатления о персональной адресности его атаки на Юрия Луценко, провести журналистское расследование, которое «ТСН» покажет следующим сериалом?(Решение об очередности подачи оставляем самому Жану Новосельцеву.)
Вот только засвеченные в интернете и СМИ поводы для такого расследования:
- депутат Геннадий Москаль
просит премьер-министра Юлию Тимошенко и генерального прокурора Александра Медведько создать комиссию для проверки информации о незаконной аренде Виктором Балогой и приближенными к нему замка «Паланок»;
- «Балога решил
действовать на опережение. После ссоры с гарантом он сочинил, от его имени, два указа. Первый – о собственном увольнении. Второй – о назначении вместо себя Безсмертного. Заверив их факсимиле Ющенко, отнес в отдел кадров СП, а сам – сгинул»;
- депутат Геннадий Москаль
считает главу Виктора Балогу инициатором провозглашения конгрессом подкарпатских русинов республики Подкарпатская Русь;
- министр внутренних дел Юрий Луценко
заявил, что Виктор Балога и его соратники бесплатно летают самолетами ГП «Украина»: «
Да, он летал на самолете ГП “Украина”, за который платили оффшорные предприятия, – заявил он. – И не простые: одна из них является экспедитором злополучной “Фаины”».
Так что, Жан, как вы видите, сенсаций хоть отбавляй, и хотя все это тоже в какой-то степени было в прессе, такие детали, конечно же, никого не должны смущать? Установите, что из этого правда, а что нет, все в ваших руках. Главное – показать в эфире результаты расследования, и публика вам зааплодирует. Только так вы сможете убедить нас в том, что «синдрома Новосельцева», т. е. использования журналиста не в расследовании преступлений, а в использовании политиками – не существует. Или же кто там в «ТСН» следующий в очереди на использование после Жана Новосельцева – за зарплату же держаться надо! Готова ли Наталья Катеринчук убедить Виктора Балогу в том, что такой сериал в «ТСН» – это невинное журналистское расследование, а не персональная атака на главу президентского Секретариата?
Впрочем, что ваш автор все о Балоге да о Балоге, как будто тем для журналистских расследований не хватает. Как минимум, не менее актуальных, чем «ментовские» издевательства. Да их хоть отбавляй. Не буду говорить о финансировании украинских политических партий (не только «Единого центра») – самой закрытой теме последних лет и даже десятилетий: среди нынешних украинских телеперсонажей ваш автор не вспомнил ни одного, кто по уровню был бы способен на такое расследование. Но, к примеру, разве нельзя расследовать, кто конкретно в прямом смысле слова нажился на скачках курсов валют в последние месяцы, т. е. на прямом
ограблении населения? Не порассуждать вообще о курсе, что делают все, а установить нажившихся? Ау, журналистские расследователи, где вы? Или вы боитесь, что самое невинное журналистское расследование выведет на самый верх украинской политики?
Или – расследование калибром поменьше. Например, по заявлению Дмитрия Андриевского, давнего оппонента киевского мера Леонида Черновецкого, как говорят – друга Виктора Балоги. Тот, напомним, считает, что «кияни двічі сплачують за комунальні послуги: спочатку вони наповнюють бюджет своїми податками, а потім платять за тарифами, які вже підвищені для юридичних осіб і невдовзі можуть бути підвищені для населення». А когда вам, Жан, скажут, что «ТСН» не занимается темами только столичными, вы предложите провести расследование по всем городам-миллионникам, включая Киев!
И в качестве post scriptum. Ошибочное
представление главного редактора сайта «Трибуна» Евгения Лауэра, бывшего в качестве эксперта на прямом включении во время эфира с Юрием Луценко, – «деталь», дающая достаточно полное представление как о профессионализме журналистов «ТСН», так и о той атмосфере, в которой ныне работает «1+1».
«Детектор медіа» готова предоставить упоминаемым в этом тексте лицам возможность публично высказать свою позицию.
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.
До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.
Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена