Ольга Росманова: Наша цель – восстановить доверие к измерению телевизионной аудитории
5 ноября исследовательская компания GfK Ukraine заявила о том, что детективное агентство Kroll и внутренний аудит установили непричастность сотрудников GfK к возможным манипуляциям с телевизионными рейтингами, в чем компанию обвинял директор канала Ru Music Рудольф Кирнос.
Напомним, 7 июня господин Кирнос заявил, что данные телевизионной панели GfK Ukraine не отражают реального телесмотрения из-за подкупа участников панели преступной группировкой. После этого GfK инициировала внеплановый внешний аудит, а центральный офис GfK Group (расположен в Нюрнберге, Германия) нанял специалистов одного из крупнейших мировых детективных агентств Kroll для расследования «панельного скандала».
Господин Кирнос к результатам расследования Kroll отнесся с недоверием. Он заявил, что GfK Ukraine ввела в заблуждение милицию и Kroll, поскольку не предоставила правоохранительным органам информацию о всех домохозяйствах, которые подозревались в подкупе.
В интервью «Детектор медіа» (ответы получены по электронной почте) руководитель медианаправления исследовательской компании GfK Ukraine Ольга Росманова отвергла все обвинения Рудольфа Кирноса. Скандал, вызванный его заявлениями, на сотрудников GfK Ukraine не повлияет: по словам госпожи Росмановой, кадровых изменений в компании не будет. Но будут изменения в самой панели: сейчас в ней ротируются 142 домохозяйства.
- Ольга, как вы относитесь к так называемому «панельному скандалу», который возник вследствие заявления Рудольфа Кирноса и считаете ли вы его сейчас исчерпанным?
- Мы провели внутренние и внешние аудиторские проверки, в том числе и очень серьезное расследование при помощи агентства Kroll, одного из крупнейших международных агентств по расследованиям. Мы получили всю информацию, чтобы сделать основные заключения. Результаты всех аудитов вселили в меня уверенность, что мы действительно ведем масштабный исследовательский бизнес.
- Как вы оцениваете появление инструкции, опубликованной летом руководителем Ru Music Рудольфом Кирносом (в своем сообщении GfK Ukraine отмечает, что ее достоверность не может быть подтверждена)? По вашему мнению, каким образом эта инструкция появилась и кому ее появление могло быть выгодно?
- Да, подтверждаю, что расследование не нашло фактов аутентичности инструкции. Никто не знает ее источник возникновения. Есть только один человек, который ею располагал, откуда он ее получил - неизвестно.
- Расследовало ли агентство Kroll появление упомянутой инструкции? Рудольф Кирнос называл фамилию одной из участниц исследования, которая якобы смотрела телевизор по инструкции, - Зоя Викторова. Действительно ли эта женщина была исключена из исследования после скандала и давала показания по смотрению по инструкции?
- Я не имею права обсуждать конкретные имена. Мы гарантируем конфиденциальность наших участников, и я буду придерживаться этих правил.
- Рудольф Кирнос уверяет, что неоднократно обращал внимание компании на утечку данных о панелистах. Когда он обращался к вам впервые с подобной информацией? Как вы на нее отреагировали? И проводили ли вы проверки его обращений?
- Мы проводим проверки по всем заявлениям. Более того, по контракту наши клиенты обязаны сообщать нам, если им стали известны адреса каких-либо домохозяйств. Это нормальная профессиональная процедура. Домохозяйства, участвующие в исследовании, отобраны случайным образом и живут не в изолированной среде. У них есть соседи, родственники, дети - у любого из них может обнаружиться какой-то знакомый, работающий в сфере медиа. Вопрос в другом - вопрос в честной игре. Если адрес стал известен, домохозяйство должно быть заменено. Никогда до этого никаких подобных прецедентов не было - если кому-то стал известен адрес, нам сообщали.
- GfK Ukraine отметила, что по договоренности между GfK и ИТК (заказчиком исследования) было принято решение заменить некоторые домохозяйства, чтобы устранить любые сомнения. Вы заменили те домохозяйства, в которых телесмотрение было близко к инструкции, обнародованной Рудольфом Кирносом?
- Сейчас ротируется 142 домохозяйства, одни из них заменены, другие будут заменены в ближайшее время.
Хочу отметить, что это решение было основано на статистическом перекрестном анализе по разным людям/аудиторам. В конце было принято хорошо продуманное совместное решение исключить домохозяйства из отчетности незамедлительно, и мы приступили к исключению, в общей сложности, 142 домохозяйств. Измерение телевизионной аудитории не должно вызывать каких-либо сомнений. Так что цель заключалась в том, чтобы развеять все сомнения.
- Проводились ли в компании после скандала кадровые ротации?
- Нет. Основываясь на результатах аудита, для этого не было никаких причин.
- Подтверждаете ли вы достоверность отчета Kroll, обнародованного «Коммерсантом»?
- Отчет, который опубликовал «Коммерсантъ», получен из неизвестного источника. В связи с этим я не буду комментировать содержание данного отчета. Но я хочу обратить внимание, что отчет аудиторов подготовлен совместно с GfK и основан на разных источниках информации, поэтому неправильно называть его отчетом Kroll.
- В отчете, обнародованном «Коммерсантом», говорилось о том, что рост рейтингов Нового канала, ТВi, «Макси-ТВ» и «Меню-ТВ» в отдельные периоды с мая 2008 по февраль 2012 года, скорее всего, объясняется манипуляциями с показателями, а также подкупом части респондентов. По вашему мнению, мог иметь место подкуп панелистов в этом деле?
- Рост рейтингов перечисленных вами каналов действительно необычен. То, что мы наблюдали, - это телесмотрение, не соответствующее моделям нормального смотрения, которые мы знаем из опыта. Это очень нетипично. Но это не значит, что такое смотрение невозможно. Как показывают результаты наших различных анализов, это просто необычно. Это то, что вызывает сомнения. А измерение телевизионной аудитории не может существовать с сомнениями.
Хочу подчеркнуть, что абсолютно спекулятивно делать вывод, что собственники или руководители этих телеканалов коррумпированы. Ни GfK, ни наши консультанты не проводили расследования деятельности телекомпаний и не предъявляли обвинений телекомпаниям.
- Приходилось ли вашей компании выявлять факты подкупа панелистов, возможно, не в таких значительных масштабах? И что вы делали в таких случаях?
- Нет, мы никогда не обнаруживали фактов подкупа. Да, мы контролируем «странное» смотрение, но у нас никогда не было повода говорить о подкупе.
- До сих пор продолжается проверка милицией заявления господина Кирноса. Обращались ли к вам представители правоохранительных органов? И предоставляли ли вы им информацию о домохозяйствах?
- Конечно, GfK сотрудничает с правоохранительными органами, и мы предоставили всю информацию, которую запрашивала милиция.
- Недавно Рудольф Кирнос заявил, что исследовательская компания GfK Ukraine ввела в заблуждение милицию и детективное агентство Kroll, поскольку не предоставила правоохранительным органам информацию о всех домохозяйствах, которые подозревались в подкупе. Как вы прокомментируете его обвинения?
- Господин Кирнос сделал много странных заявлений - никаких комментариев с нашей стороны.
- Как вы прокомментируете заявление господина Кирноса о существовании в материалах уголовного дела (возбуждено в 2009 году по факту хищения средств Ru Music агентством Maxximum Advertising) показаний свидетеля, который утверждает, что в 2008 году он лично заплатил 60 тыс. долларов руководителю группы обеспечения работоспособности панели Виктору Натальчуку, чтобы рассчитаться за получение базы домохозяйств панели?
- В нашем пресс-релизе мы дали однозначную информацию - по результатам расследования Kroll не выявлено каких-либо доказательств того, что наши сотрудники были вовлечены в коррупцию.
Позвольте добавить очень личное замечание. Подобное обвинение против человека, который ушел из жизни (Виктор Натальчук умер в апреле 2012 года - ТК) и который не может себя защитить, - это самая худшая часть всей этой истории. Лично меня это огорчает сильнее всего.
Непорядочно обвинять людей, которые не могут противостоять подобным обвинениям, особенно если нет никаких доказательств.
- Если информация, объявленная господином Кирносом не соответствует действительности, намерена ли GfK Ukraine подавать иск в суд об опровержении недостоверных сведений и защите деловой репутации?
- Мы считаем, что обвинения действительно являются ложными. Мы привлекли к расследованию внешних профессионалов для анализа обстоятельств. Мы представили наши результаты ИТК и совместно решили прибегнуть к мерами, описанным выше. Наша общая цель - восстановить доверие к измерению телевизионной аудитории. Мы считаем, что это лучший способ идти вперед.
- Заявления господина Кирноса и весь «панельный скандал» ударили по репутации вашей компании, а также подорвали доверие к достоверности телевизионного измерения. Как вы планируете преодолевать последствия этого скандала? Какие шаги вы будете осуществлять для безопасности данных участников панели и противодействия их возможной утечке?
- Нам предстоит еще много работы по преодолению последствий всего этого. Да, это был как удар по имиджу, так и достаточно тяжелый период для сотрудников компании.
С другой стороны, результаты всех проверок являются обнадеживающими для нашей команды. Хотя доказана наша невиновность, мы извлекли урок из всех проверок и сейчас работаем над усилением мер безопасности и внутреннего контроля.
- GfK Ukraine обещает заняться разработкой мер для эффективного предотвращения какого-либо влияния на просмотр домохозяйств в будущем. С чего вы начнете? И какие меры применяются в других странах, где компания проводит подобные исследования?
- Запланированные меры по ужесточению безопасности - это конфиденциальная информация. Я не могу их обсуждать детально.
Мы подготовили целый ряд действий, используя наш международный опыт и результаты всех проверок. В целом, я могу подтвердить, что меры, которые мы используем в GfK Ukraine, уже очень жесткие. Но мы будем продолжать ужесточать меры по защите данных. Таким образом, мы применяем внутренние меры, которые не будут опубликованы, чтобы они оставались в полной силе.
В любом случае, мы будем действовать только в полном взаимопонимании с ИTK.
- Связано ли с «панельным скандалом» решение ИТК о том, что учредительным исследованием, в ходе которого и отбираются респонденты, будет заниматься Киевский международный институт социологии?
- Установочное исследование - это один из видов работ. Хочу отметить, что это определение параметров, которые влияют на структуру исследования (параметры взвешивания), а отбор респондентов проводится нашей компанией.
- Как писал «Коммерсантъ», по данным одного из участников ИТК, вашу компанию планируют лишить доступа к панели исследования и сбора информации, оставив за GfK только аналитические функции и программное обеспечение рынка. Обсуждаются ли такие предложения и могут ли быть сужены функции компании?
- Мы работаем по контракту с ИТК, который действует до 2014 года. Я не располагаю какой-либо информацией подобного рода.
Фото - из архива «Детектор медіа», nam.org.ua, Kommersant.ua