Самые деловые
Осенью на рынке газет США случился «переворот». Деловая The Wall Street Journal неожиданно потеснила USA Today с пьедестала, став самой популярной газетой Америки. Средний тираж одного номера WSJ - 2,02 млн копий (при населении США около 305 млн человек).
Реальный тираж всех трех украинских деловых ежедневных газет едва превышает 10 тыс. копий, предполагают участники рынка. «Газета "Господарски новини" в Чехии - аналог газеты «Дело» ... - имеет в Праге тираж 75 тысяч экземпляров, - поведал PR-директор ИД «Экономика» Виталий Максимов на одном из круглых столов ТК. - Совокупный тираж "Коммерсанта", "Дела" и "Экономических известий" - 10 тысяч экземпляров по всей стране». И это после 4-5,5 лет существования... О чем говорит столь низкий показатель? О том, что в Украине нет спроса на деловые (и не только) новости или о том, что в Украине такие новости не умеют продавать читателю?
Скорее всего - и о том, и о другом. И в любом случае это только начало списка проблем, с которыми сталкиваются экономические ежедневные газеты. У них плохая дистрибуция в регионах. «Знаете, как одна из крупнейших сетей распространения прессы доставляет нас в регионы? Она складирует номера и привозит их одним заходом в пятницу. Кто, спрашивается, в пятницу будет покупать номер за понедельник? Как при такой дистрибуции наращивать тираж и зарабатывать на нем?», - возмущается представитель одного из изданий.
А еще у них большие производственные расходы, связанные с ежедневной поздней печатью, «быстрой» логистикой по Киеву и т.д. Они не могут повысить цену на номер до окупаемого уровня и т.д. Эти и прочие нюансы усугубились кризисным падением рекламных доходов. Как следствие - все три издания, в 2008 году несмело начавшие говорить о приближении к точке безубыточности, теперь надолго потеряли эту точку из виду.
Испробовав разные способы подтягивания штанов - от сокращения полос до отказа от печати в регионах - «Дело» решило вообще перестроить модель заработка и дистрибуции. Издание уже много месяцев общается с одной из крупнейших в Европе консалтинговых компаний Innovation. Ожидается, что консультанты подскажут, как выйти за рамки привычной модели работы и прийти на некий принципиально новый уровень.
По словам Виталия Максимова, основная цель изменений - создать мультимедийный ньюсрум и превратить «Дело» в «информационный бренд», имеющий мощный онлайн-ресурс и массу контентных сервисов: «Мы ищем возможность объединения принтовой и онлайновой команд в такой ньюсрум, который мог бы конвертировать информацию в большее количество собственного качественного контента. Хотим использовать больше способов продаж этого контента, найти инновационные, но жизнеспособные виды рекламных возможностей». То есть издание хочет выйти за рамки привычного круга газета/макетная реклама - сайт/баннерная реклама и внедрить новые способы заработка и доставки информации. Вплоть до продажи новостей на мобильные телефоны.
Звучит интригующе, но никто не знает, насколько эффективными могут быть подобные новации: действительно ли они привлекут больше читателей и рекламы. Исполнительный директор издательства «Пронто-Киев» Сергей Чернявский вспоминает, что три года назад «Комсомольская правда в Украине» пробовала поставлять новости на мобильные телефоны, но особым спросом эта услуга не пользовалась.
А вот сайты всех ежедневок довольно популярны, и они уже окупаются (потому что затраты минимальные), хотя сколько-нибудь заметных денег не приносят. Но все они пока просто дублируют тексты печатных версий, т.е. рассматриваются как промо, а не как полноценный, особый способ доставки информации читателю. У них есть собственные ленты новостей, обновляемые в течение дня, но, как правило, это чужие новости. У «Дела» сайт вообще превратился в сборную солянку из сообщений информагентств, неновостных материалов, текстов самой газеты «Дело» и даже еженедельника «Инвестгазета» в одном потоке.
Управляющий партнер компании MMS Леонид Цодиков считает, что различные цифровые онлайн-платформы, включая интернет-сайты, мобильные платформы, флеш-платформы и т.д. уже вполне могут и должны стать полноценными участниками новостного процесса изданий. «Что сейчас делают газеты? Нашли новость - садятся писать статью, чтобы завтра ее прочитали в газете и на сайте. А должно быть так: появилась информация - ее тут же подали короткой заметкой на сайт, затем дособирали мнений, бек-граунда, аналитики - и отправили в печать, - рассуждает он. Положа руку на сердце, «Делу» придется очень сильно потрудиться, чтобы начать работать в таком режиме. Не похоже, чтобы газета раньше гналась за оперативностью и новостями. Наоборот, у издания много интервью и обзорных, «проблемных» материалов - по характеру информации оно больше напоминает еженедельник, разбитый на 5 порций. Это не хорошо и не плохо, просто такая концепция.
«Еще пару лет назад журналисты и редакторы определяли повестку дня. И это работало, - продолжает свою мысль г-н Цодиков. Сейчас, когда интернет дает людям колоссальные возможности по мгновенному обмену информацией, роль прессы должна измениться. Вместо навязывания повестки дня она должна стать модератором. То есть ей нужно отбирать наиболее интересные, резонансные информповоды (подсказкой может быть количество просмотров новости на сайте, резонанс в соцсетях и т.д.) и подхватывать, освещать их дальше».
«Бизнес-модель ежедневных газет достаточно затратная. Они ориентированы, прежде всего, на заработок от рекламы. Сейчас у них два пути: либо экономить на всем и пересидеть до лучших времен, либо создать альтернативные каналы дистрибуции. Переход на мультимедийные платформы позволит создавать симбиоз рекламных услуг (допустим, пресса+интернет) или продвигать какой-то один из каналов в зависимости от того, что сейчас востребовано. Одним из источников дохода может стать еще продажа информации, статей или подборок статей другим изданиям», - отмечает президент УАИПП Александр Антонец.
Главное - чтобы благое начинание правильно реализовали. Как отмечает Сергей Чернявский, в Украине очень мало специалистов, знающих и хорошо себе представляющих, как на практике стать «мультимедийной информационной фабрикой». «Прогнозы о том, что когда-нибудь онлайновые версии изданий победят принтовые, имеют шанс на осуществление. Двигаться нужно в этом направлении, все говорят, что это тренд, но никто не знает, как с ним работать. Мне кажется, у нас в стране нет специалистов, способных поднять, возглавить такое направление, - считает он. - Консультанты наверняка что-то предложат - будь я консультантом, я бы тоже что-то придумал. Но нужно еще суметь правильно воплотить предложенное в жизнь». Г-н Чернявский сомневается в том, что новые направления сразу же поднимут доходы издателей. По прогнозам участников последнего всемирного газетного конгресса, цифровая выручка до 2015 года не имеет шансов сравняться с доходами от бумажных копий, «так что этот модный тренд для очень долгосрочного инвестирования - с более размытым сроком окупаемости проекта, чем принт».
В любом случае, инициативы «Дела» можно только поприветствовать. Издательство хотя бы пытается что-то сделать и думать о завтрашнем дне, а не пеняет на кризис. Не факт, что изменения сразу же выльются в золотые горы, но будущее (пускай отдаленное) деловых ежедневных газет - за подобными инновациями, потому что уже очевидно, что «обычная» бизнес-модель не окупается. К тому же, три ежедневных деловых газеты для Украины - многовато. Культура потребления такой информации в подобном (газетном) режиме у нас так и не сформировалась. Остается либо продолжать влачить существование, либо перестать быть просто ежедневной газетой и превратиться в нечто большее.