Валентин Опалев: «Чтобы канал что-то заказал, надо предложить идей в пять раз больше»
Валентин Опалев: «Чтобы канал что-то заказал, надо предложить идей в пять раз больше»
Продакшн-компания «Киевтелефильм» выиграла тендер ТРК «Украина» на производство двух сериалов - теленовеллы «Маруся» и комедийного сериала «Аида». Как рассказал ТК руководитель кинокомпании Валентин Опалев, соответствующее подтверждение от канала пришло 29 января. В интервью ТК Опалев рассказал о новых проектах, перспективах сотрудничества с ТРК «Украина», а также новых послекризисных условиях роботы с каналами.
- Как раз сегодня я получил подтверждение от телеканала «Украина» на производство двух сериалов. Комедийный сериал «Аида» - это форматный испанский сериал, не ситком, продолжительность серии - около часа. Второй проект - теленовелла «Маруся». Это тоже достаточно сложная работа, там много натуры, действий, более сложная постановка.
- Валентин Олегович, насколько жесткими были условия этого тендера, и за счет чего вам удалось его выиграть?
- Скорее всего, за счет положительного опыта сотрудничества.
- Будет ли канал утверждать актеров?
- Это неотъемлемое правило работы «заказчик-исполнитель». Поскольку мы получаем готовый сценарий, то, естественно, мы согласовываем все: кастинг, декорации, бюджеты и т. д. Мы сегодня получили все документы и уже начали работу.
- Насколько дороги эти проекты?
-Это не высокобюджетный проект, но и не дешевый. И надо отдать должное каналу «Украина». Ведь мы, украинские производители, долго ждали того момента, когда украинские каналы начнут заказывать нам продукт.
- Раньше вы работали с телеканалом «Украина» над проектом «Недоторканні». Как канал аргументировал причины невыхода сериала в эфир?
- Мы этот вопрос даже не обсуждали. Не мое дело спрашивать, почему вы не даете в эфир наш продукт. Насколько я знаю, руководство канала осталось довольным этой работой. Если бы это было не так, то и этот тендер мы бы не выиграли.
- Кому принадлежит идея «Недоторканних»?
- Тоже каналу. ТРК «Украина» хотела, чтобы это было интересно, остро, весело. Очень много привнес в картину режиссер Максим Паперник. У нас там были шикарные декорации, мы попытались сделать некую копию миниатюрного государства. На мой взгляд, нашим персонажам хорошо подобрали голоса, манеру, интонацию своих прототипов, они были очень обаятельными, в них даже можно было влюбиться... J.
- Сколько эпизодов у этого сериала? И кому принадлежат права на него?
- 16 эпизодов. Все права на этот фильм принадлежат каналу.
- Как вы оцениваете перспективы политических сериалов на украинском телевидении?
- Все зависит от ситуации в стране. Поскольку сейчас зритель очень внимательно смотрит политические ток-шоу, то и сатирические программы и сериалы тоже были бы ему интересны. «Вечерний квартал» это доказывает.
- Раньше вы работали совместно с группой Star Media. Есть ли у вас общие проекты и на этот год?
- Star Media - это наш стратегический партнер. У нас есть ряд совместных проектов, которые мы как продакшн производим для Star Media на «Киевтелефильме» в Киеве и «Мостелефильме» в Москве. И естественно - во всех наших общих продуктах мы с Владом Ряшиным выступаем как сопродюсеры и партнеры, у нас есть общие интересы и мы помогаем друг другу. В этом году мы, скорее всего, сосредоточим работу на собственных проектах.
- Рискуют ли сегодня продакшны меньше при производстве и продаже продукта?
- Да, но продакшны и меньше зарабатывают. Нужно отметить, что под влиянием кризиса мы оказались в такой ситуации, когда каналы являются заказчиками и все права стремятся забрать себе. Раньше они покупали право показа, и продукт оставался у нас. Теперь же ситуация изменилась.
- Что ее спровоцировало?
- Когда начался кризис, резко упала реклама, доходы каналов значительно уменьшились, но у них был серьезный запас продуктов (на 1,5-2 года). И с октября позапрошлого года до лета прошлого никаких заказов не было, все просто молчали. Производителей начало трясти, потому что они вообще остались без денег. И каналы, когда у них появилась возможность, начали заказывать, но уже на новых условиях - получения всех прав.
- Но ведь продакшны тоже могут рисковать, производить и предлагать продукт каналу?
- Надо иметь заведомо беспроигрышный, 100-процентный хит, чтобы быть уверенным, что его купят на тех условиях, которые ты предложишь. Но я думаю, что когда-то это случится.
- Так каналы же могут создать производственные структуры, которые займутся созданием продукта...
- Вряд ли. Хотя такое тоже возможно. Но это хлопотно, у них хватает своих проблем с эфиром. Я не думаю, что это будут делать большие центральные каналы.
- За последние две недели в эфир вышли проекты «Интера» («Соседи») и «1+1» («Только любовь»), рассчитанные только на украинский рынок. Как вы считаете, за счет чего это сейчас стало возможным?
- Видимо, каналы стали жить лучше, видимо, уровень и стоимость рекламы выросла. Во-вторых, это, безусловно, конкурентная борьба. Каналы прекрасно понимают, что на российском проекте уже не выедешь и надо постоянно делать что-то новое.
- И как вы оцениваете этот процесс?
- Крайне положительно. Хотя каналы пока начали с низкобюджетных продуктов. Надеюсь, высокие бюджеты - это дело времени.
- Могут ли эти продукты достойно конкурировать с высокобюджетным российским продуктом?
- Низкобюджетные сериалы - это не значит, что продукт низкого качества, просто он ориентирован на предпраймовые слоты. За небольшие деньги нельзя сделать качественный праймовый сериал, а теленовеллы можно. К тому же, стоимость производства в Украине ниже, чем в России.
- Сейчас «Интер» и Первый канал активно занимаются производством «мыльных опер». Насколько продолжительной может быть эта тенденция?
- Мы были одним из первых разработчиков мыльной оперы. Это интересный жанр, и он может быть бесконечным за счет своей актуальности. Если его правильно сделать, зритель в него войдет - и его захватит эффект присутствия. Актуализация этого жанра - нормальный процесс. Ведь зрителю все надоедает, он постоянно хочет чего-то нового. Если вспомнить 90-е годы, тогда во время трансляций латиноамериканских сериалов замирали города. Когда мы выпустили «Исцеление любовью» - был тот же эффект. Казалось бы, не самое высокое качество, во всяком случае значительно слабее, чем то, что мы и наши коллеги делаем сейчас... Но того успеха, как ни парадоксально, уже нет.
- Что будет основным вызовом для украинских продакшнов в этом году?
- Количество заказов. Эта проблема была, есть и, по-видимому, останется. Сегодня мы получили два заказа, но это первые заказы за последние 4-5 лет. Во всяком случае, у нас. Будем надеяться, что наши украинские каналы в ближайшее время смогут обеспечить большее количество заказов для наших производителей.
- Участвует ли ваша компания в других тендерах, помимо ТРК «Украина»?
- К сожалению, не участвует. А знаете почему? Потому что тендеров никто не объявлял, кроме ТРК «Украина». Насколько я знаю, есть отдельные договоренности у каналов с продакшнами. Но это внетендерные договоренности.
- Есть ли у вас на сегодня оригинальные сценарные разработки? Расскажите о некоторых из них.
- Практически все наши разработки оригинальные. Все они создаются нашими авторскими группами, за исключением некоторых проектов, которые разрабатывались и заказывались каналами. Сейчас мы снимаем проект для телеканала «Россия 1» - «Ефросинья». Тоже полностью наша разработка. Мы предлагаем каналам и другие идеи. Кстати, предлагать приходится очень много. Для того чтобы канал что-то заказал, надо предложить идей в пять раз больше.
Фото Яны Новоселовой