Прекратите грызню
От многих членов НМПУ доносятся вести о том, как именно ведется подготовка к предстоящему съезду НМПУ некоторыми членами его нынешнего Комитета. В частности, из их уст постоянно звучит тезис о том, что «Детектор медиа» столь активно освещает тему, потому что защищает «своего» Юрия Луканова. Мол, он же член ГО «Детектор медиа».
В нескольких абзацах изложу свою позицию — не для тех, кто распространяет эту дезу, они-то как раз прекрасно все понимают, а для тех, кто наивно принимает ее на веру:
- «Детектор медиа» является продолжением проекта «Телекритика», созданного мною в 2001 году, — это профильное «медиа о медиа». Которое пишет обо всем, что происходит в СМИ Украины и мира, и уж тем более о конфликтных ситуациях в нашей медиасреде.
- Я, Наталья Лигачева, глава ГО «Детектор медиа» и шеф-редактор портала, а также рядовой член профсоюза, была одним из основателей КНМП и НМПУ. Входила в 2002 году в Оргкомитет по созданию КНМП, а затем длительное время — в Комитет КНМП. Собственно профсоюзное движение в Украине зародилось в 2002 году посредством дискуссии журналистов на возглавляемой тогда мною «Телекритике». Сергей Гузь, долгие годы входивший в руководящие органы сначала КНМП, а затем НМПУ, стал известен всем благодаря участию в дискуссии на «ТК». И мне небезразлично то, что происходит в организации, сооснователем которой я являюсь. И да, я имею полное право, как, впрочем, и любой член НМПУ, открыто высказывать свое мнение о происходящем и иметь свою позицию.
- То, что открытая, прозрачная дискуссия на профильном издании, с участием всех сторон конфликта, кое-кем выставляется как «информационная война» против них — это не просто грубая манипуляция. А манипуляция, которая вообще ставит под сомнение адекватность нынешнего Комитета целям и задачам профсоюзного движения в целом. Ибо именно публичная дискуссия является краеугольным камнем всех демократических процессов в мире. Или кто-то хочет с этим поспорить?
- Юрий Луканов не возглавляет ревизионную комиссию в ГО «Детектор медиа». Он — один из ее членов. Причем стал членом нашей ГО именно как глава НМПУ, а не до того. Мы считали важным, чтобы в нашей ГО был представитель профессионального союза. И считали логичным, что именно представитель НМПУ будет одним из тех, кто контролирует деятельность наших сотрудников. По результатам съезда НМПУ общее собрание нашей ГО будет решать, правильным ли был наш выбор.
- Чего, по мнению оппонентов, мы можем хотеть, якобы «защищая» и «продвигая» интересы «своего» Луканова в НМПУ? Вот чего? Вы можете привести какие-то факты, которые бы свидетельствовали о получении нами каких-то меркантильных дивидендов от присутствия члена нашей ГО в НМПУ? А если нет, то, может, надо хотя бы просто прекратить манипулировать, я уж не говорю — извиниться? Но предупреждаю: мы найдем инструменты для защиты своей деловой и профессиональной репутации в случае, если кампания по дискредитации «ДМ» будет продолжаться. Да-да, именно кампания по дискредитации, ибо подобные утверждения и намеки не имеют ни малейшего отношения к честной полемике по сути ситуации в НМПУ.
- И, наконец, о главном — о дискуссии. Почему нынешний Комитет предпочитает вести споры в основном в закрытой ФБ-группе НМПУ, а также путем выпуска безымянных пресс-релизов? А не на открытых площадках профильных изданий или хотя бы сайта самого НМПУ? Почему в течение месяца дискуссия, несмотря на заверения всех о том, что их волнуют «принципы», так и не вышла за рамки обсуждения того, кто-сколько-когда и каким образом получил, кто куда за какие суточные съездил, «вселенской катастрофы», которая будто бы ожидала НМПУ в случае ее неучастия в очередном съезде МФЖ во Франции и того, «зрада» или «перемога» — контакты с российским СЖФ? Это все, что волнует участников дискуссий в закрытой группе? Больше никаких вопросов ни у кого нет?
Скажем, о том, зачем нам вообще нужен профсоюз, если почти за 15 лет его существования количество его членов по всей Украине не превысило 1500 человек? Ведь это означает, что 99 % украинских журналистов так и не ощутили эффективности защиты своих прав тем инструментом, которым являются профсоюзы во всем мире. И что руководство НМПУ не смогло переломить ситуацию, при которой большинство собственников СМИ просто запрещают создание в редакциях ячеек НМПУ. Какие задачи сейчас должны стать самыми актуальными для НМПУ? Уместна или нет его активная политизация? Одобряется ли большинством членов НМПУ участие организации в проектах той же ОБСЕ, создание миссий в Крыму и так далее? Какие и зачем нужно вносить изменения в Устав НМПУ? Как лучше организовать работу штата организации и тех, кто нанят на выполнение грантовых проектов? Какой может и должна быть деятельность НМПУ при поддержке западных доноров? Проекты и институциональная работа — как совместить без потерь для основной миссии НМПУ? Которую, думается, еще также надо сформулировать для нынешней ситуации в украинских медиа…
Положите конец банальной грызне в закрытых группах, от которой уже тошнит всех наблюдающих за ней со стороны. Проведите накануне важного съезда открытую серьезную дискуссию о фундаментальных вызовах, стоящих перед журналистским сообществом Украины, в том числе перед его профессиональным объединением. «ДМ» это точно сделает, кстати.
И да, я за ТОТАЛЬНУЮ перезагрузку ВСЕХ руководящих органов НМПУ. Считаю, что после всего исполненного всеми участниками конфликта ни один из нынешних членов Рады, Комитета, секретариата НМПУ, а также его Глава не должны входить в новые органы управления организацией. Только полная перезагрузка спасет наш профессиональный союз. Только тогда предстоящий съезд имеет шанс стать не началом развала НМПУ, а началом нового этапа в его жизни.
Об авторе: Наталья Лигачева, глава ГО «Детектор медиа», член НМПУ