Страсти по Гадёнышу
Очень захотелось поделиться впечатлениями о случайно увиденном на одном из спутниковых каналов фильме «Проклятый Юнайтед». Захотелось сразу же после просмотра. Но одновременно и засомневался: а кому я, собственно, адресую эту статью? Киноманам ничего не скажут имена великих футболистов и тренеров - героев картины, а футбольные люди вряд ли среагируют на имена её режиссеров и актёров, даже несмотря на то, что те настоящие звёзды мирового экрана.
Всё же убедил сам себя, ведь я хорошо знаком как минимум с пятью симпатичными людьми в Киеве, кто по-настоящему знает и любит как кино, так и футбол. Это признанные кинокритики: первый секретарь Союза кинематографистов Сергей Тримбач и профессор Александр Рутковский. Ещё один профессор, наставник очень многих творцов, а заодно и один из самых интересных кинорежиссеров Украины Роман Ширман. Рома, кроме прочих своих достоинств, ещё и остроумнейший насмешник над нынешним «форматным» коммерческим ТВ, главная заслуга которого в «тотальной дебилизации» массового зрителя. В эту добрую компанию стоит добавить известного бизнесмена в сфере «высокой моды», заодно и активиста всяких светских тусовок Владимира Нечипорука. Лично для меня Володя - толковый и умный тележурналист. И, наконец, не забыть бы и главного редактора журнала «Футбол» Артёма Франкова. Надеюсь, в державе найдется ещё немало таких читателей, кому обе эти сферы жизни общества интересны.
Итак, фильм «Проклятый Юнайтед» («The Damned United») снят в 2009 году по мотивам одноименного литературного бестселлера Дэвида Писа. Идея снять картину принадлежит знаменитому кинорежиссёру современности Стивену Фрирзу, в активе которого уже были известнейшие ленты: «Опасные связи», «Кидалы», «Фанатик», «Миссис Хендерсон представляет» и, наконец, «Королева». Эти картины усыпаны таким количеством «Оскаров», «Сезарей» и прочих «Берлинских медведей», а если добавить к ним ещё номинации на каннские «Пальмовые ветви» да на венецианские «Львы»....
Кстати, идея снять кино о футболе пришла к мэтру именно на Венецианском фестивале, когда он там по случаю и почитал книгу Писа. Режиссёру с таким именем было легко убедить продюсеров в финансировании. И съёмки начались. Но вскоре и завершились. Причина? Фрирз отказался сам, честно признавшись, что попал в творческий тупик, а снимать ниже своего высококлассного уровня он не захотел. Ну, художники, это такое дело, парят где-то в небесах... А продюсерам, людям земным, останавливать съёмки никак нельзя, слушком уж много затрат было. И они находят замену признанному режиссёру, пригласив на его место малоизвестного 35-летнего Тома Хупера. Это сегодня Хупер знаменитость, снявший «Король говорит!», удостоенного в 2011 году четырёх (!) «Оскаров», включая знаменитую статуэтку за режиссуру.
Сюжет «Проклятого Юнайтеда», на первый взгляд, незамысловат. Начало 70-х годов ХХ века. Самый успешный клуб английского футбола той поры «Лидс Юнайтед». Под руководством своего великого тренера Дона Реви «Павлины» (прозвище команды) выигрывают всё, что можно: золотые медали, Кубок и Суперкубок Англии, Кубок лиги, популярный в те годы европейский Кубок ярмарок, доходят до финала Кубка обладателей Кубков континента. Дон Реви внедрил в команду почти семейные традиции: он организовывал совместные обеды, приглашая туда жён и детей футболистов; устраивал своим подопечным турниры по гольфу, боулингу и даже... домино и лото. При этом прививал своим игрокам бойцовские качества. Но без границ! «Мы семья, а все другие команды - наши враги!» и «Для победы все средства хороши!». Оттого «Павлины» и имели дурную славу. Это была не привычная для английского футбола жёсткость, а преднамеренная грубость, часто исподтишка, постоянные провокации соперников. Не чурались игроки «Лидса» и симуляции на поле, что для английского футбола редкость. К тому же Реви очень многие (и не без оснований) подозревали в «работе» с арбитрами.
Такой футбол не мог нравиться большинству профессионалов и болельщиков. Одним из самых непримиримых хулителей «Павлинов» и самого Реви был молодой тренер «Дерби Каунти» Брайан Клаф. Где только мог: в прессе, по радио и прямо на стадионе он награждал и игроков, и самого Реви самыми обидными эпитетами. Клафа нельзя было просто так проигнорировать. Как футболист он очень многого достиг: в 274 матчах - на счету этого форварда 251 забитый мяч. Как делающий первые шаги в тренерском деле в 1972-м он выигрывает золотые медали английского первенства с более чем скромным «Дерби». А в следующем сезоне доходит до полуфинала Лиги чемпионов(!).
Короче, конфликт «бойцов» «Лидса» во главе с Реви и Клафа был предопределён. Внешне Дон и Брайан были как Голиаф и Давид, а для тех, кому лень погружаться в Ветхий Завет, нагляднее было бы сравнение из нашей бурной политической жизни с Виталием Кличко и, допустим, с Олесем Довгим. Реви в адрес Клафа вполне мог повторить слова Кличко, если бы «машина времени» отмотала годы назад: «Вы такой маленький, а такой нахальный».
В нынешние дни Клаф имеет знаменитого «наследника». Конечно же, это Жозе Моуриньо. Гениальность тренера, а достижения на поле тому доказательство, вновь сочетается с непомерным самомнением и талантом наживать себе недоброжелателей на ровном месте....
Всё это - всего лишь предыстория ключевого события в фильме, необходимая для понимания главной темы.
А та началась сразу, как Дон Реви ушёл из «Лидса», чтобы стать главным тренером сборной Англии. Ушёл, сам проявив инициативу перед начальством Федерации. И сделал это с пафосом, как и всё до того. Заявив: «Я нужен своей стране!»
Вот тут-то и разруливается сюжет фильма. Президент «Лидса» ничего лучше не придумывает, чем пригласить на освободившееся место коуча именно Брайана Клафа. Побуждения были самые лучшие. Клаф - перспективный молодой тренер, отлично разбирается в тактике и тренировочном процессе. Не учитывались лишь «маленькие детали»:
- Клафа ненавидели футболисты «Лидса» за все «добрые» слова, сказанные им раньше в адрес почти каждого из них, сказанные в адрес любимого прежнего тренера и «отца солдат», сказанные, наконец, в адрес самого клуба. А отсюда, ясное дело, Клафа ненавидели не только футболисты, но и фанаты «Павлинов». Недаром они прозвали его Гадёнышем. Впрочем, и у нас никто не удивляется таким прозвищам, что в мире футбола, что в мире ТВ;
- сам Клаф с первого же дня своей работы в «Лидсе» начал гасить вспышки этого противостояния «керосином», т. е. только обострял конфликт постоянными унижениями своих же футболистов;
- ещё одна тема в картине - тема верности, товарищества и предательства. Клаф раньше работал со своим помощником Питером Тейлором. Они когда-то играли вместе. Тейлор, на 8 лет старше, опытнейший вратарь, опекал юного задиру Клафа, не давая его в обиду более опытным партнёрам, которых салага и одновременно талантливый форвард очень быстро настроил против себя. Позднее Тейлор, спрятав в карман собственное самолюбие, на долгие годы пойдёт в ассистенты к Клафу, и они многого достигнут в футболе. Но именно сейчас, когда Клафа пригласят в «Лидс», а он позовёт за собой Тейлора, тот неожиданно откажется. Видимо, чувствовал, что не сложится у Брайана с «Павлинами». Но что это: предательство товарища или нет? Авторы сознательно не дают ответа, оставляя зрителю право на свою оценку.
В дальнейшем и у Клафа, и у Реви тренерская карьера продолжалась. Реви полностью завалил игру сборной Англии. Он ни вывел её на финальную стадию чемпионата Европы 1976 года, ни победил в стартовом матче отборочного цикла чемпионата мира 1978 года. После чего Федерация отправила его в отставку. Конечно, он ещё вкусил радость побед и услышал перезвон трофеев. Но где? На Ближнем Востоке: в ОАЭ, Египте, Саудовской Аравии. Нет, в Англии такое не ценится.
Его «антигерой» Брайан Клаф возглавляет в это время скромный «Ноттингем Форест». И вот оно, чудо! Из середины таблицы Второй лиги он за один сезон выводит «Лесников» в Высший дивизион, и снова только за один сезон делает из дебютантов чемпионов. А затем ещё будут две победы в Лиге чемпионов и завоевание Суперкубка УЕФА (всё то, о чём всю жизнь мечтал Реви, но никогда этого не достигал). А ещё четыре победы в Кубке лиги Англии и победа в Суперкубке Англии. К нему снова вернётся верный «оруженосец» Тейлор. Перед нами тот самый случай, когда человек доказал: не страшно падать, страшно не уметь подниматься и стремиться дальше. Вот такое Колесо Фортуны для двух героев: когда один вверху - другой внизу, затем наоборот. И оба издалека следят за победами-поражениями друг друга. Вот они, шекспировские страсти, да на футбольном поле. Казалось бы, почему не взять все эти годы и вот так - с этими «качелями успеха-неуспеха» раскрутить сюжет. Авторы сознательно сконцентрировались именно на тех проклятых 44 днях работы Клафа в «Лидсе». Чтобы боль героя передалась зрителю более ёмко.
Вообще тренерская доля - то ещё «счастье». И не обязательно иметь такой отвратительный характер в сочетании с талантом, как у Клафа. Но кто однажды сел на этот «электрический стул», сам не уйдет. И в нашем отечестве помнят тех «рулевых», которым тоже давали время для восхождения на «пик побед» примерно на такие же сроки - 44 дня.
Как много приходится «монтировать» самого себя, выбрасывая любопытные подробности о звёздах, достоверно сыгравших главные роли - о Майкле Шине (Клаф) и Колме Мини (Реви), о Тимоти Сполле (Тейлор) и Стивене Грэхеме (капитан «Лидса» Билли Бремнер). Или о том, как буквально ворвался в Голливуд Стивен Фрирз, потеснив уже знаменитого Милоша Формана. Оба одновременно снимали фильмы по одному роману - «Опасные связи» де Лакло. И никому тогда неизвестный Фрирз «нокаутировал по кассе» чеха, уже прославившегося и фильмом «Пролетая над гнездом кукушки», и «Рэгтаймом», и «Амадеем». Не здесь.
Лучше вспомню другое. Осенью 2001 года, буквально за полгода до своей кончины, Валерий Васильевич Лобановский читал статью в московской «Новой газете» о своей работе. В конце заметки он обратил внимание на такой «образный ход»: «...футбольный тренер природой своей работы весьма близок театральному режиссёру, который даже ближе ему, тренеру, чем... кинорежиссёру. Почему? Ну не заиграли у того актёры, так в кино ещё столько "инструментария": мастерство оператора, монтаж... Короче, там актёры "умирают" в режиссёре. В театре - наоборот. Не сыграют, как того он хотел, - не спасут ни декорации, ни музыка... Так и в футболе: не сыграют на зелёной "сцене" исполнители - погибнет самый гениальный тренерский замысел».
Мэтр поднял глаза, и серьёзно заметил:
- А что, всё верно....