Вальдемар Дзики: «Это мой последний сезон, и я бы хотел закончить все, что было запланировано»
Вальдемар Дзики: «Это мой последний сезон, и я бы хотел закончить все, что было запланировано»
Польский медиаменеджер Вальдемар Дзики приехал в Украину три года назад и за это время года смог вывести одноименный канал в верхнюю часть топов по общей аудитории. Еще в 2008 году он настаивал на том, что через несколько лет ТРК «Украина» начнет мечтать о первой кнопке.
Помимо основного канала группа смогла начать запуск и ряда нишевых вещателей: «Футбол», «Донбасс», в этом году на очереди киноканал и «многострадальная» ТРК «Новини» - недавно о своем расставании с невещающим вещателем заявил уже третий руководитель - Сергей Попов (напомним, ранее на роль гендиректора канала претендовали Юрий Сугак, Егор Соболев, Оксана Зиновьева). В перспективе у медиагруппы запуск женского канала и «ТРК интернешнл».
По словам генерального директора, теперь не только производство новостей будет выделено в отдельное информационное агентство, работающее для всех каналов группы, но также ведется робота над созданием отдельного продакшна.
Хотя у самого Вальдемара, как уже сообщала ТК, срок контракта с каналом истекает, и теперь на вопрос о возможном его продлении он говорит коротко: «Все в жизни заканчивается».
В интервью ТК Вальдемар Дзики рассказал о том, какого руководителя он хочет для ТРК «Новини», а также о своем последнем телесезоне на «Украине».
«Мы не можем сразу взять на работу 150 журналистов»
- Вальдемар, чем вызвано очередное изменение руководителя вашего новостного канала?
- Есть определенное правило, которому я следую в течение многих лет: я никогда не озвучиваю детали личных взаимоотношений между людьми. И теперь также не буду этого делать. Я не думаю, что этот вопрос стоит рассматривать публично. За этим всегда стоит человек и его судьба. Как только будет информация о назначении нового человека на эту должность, она будет вам озвучена так быстро, как только возможно.
- Остается ли команда Сергея Попова?
- Я не собираюсь никого увольнять с канала, для всех есть возможность остаться. Также ясно, что могут быть люди, которые не захотят оставаться на канале после прихода нового руководителя. Опять же - это личные вопросы, и каждый будет решать их сам.
- Поскольку канал начнет тракты очень скоро, скажите, команда проекта уже сформирована или нет?
- Мы озвучивали даты выхода канала. Согласно нашему плану, запуск в трактовом режиме должен состояться в конце года, а именно в декабре. Таким образом, разработка технической части будет закончена через несколько дней, а дальше начнутся технологические тракты. Параллельно идет построение коллектива, но я не думаю, что он будет окончательно сформирован до конца года, поскольку процесс создания такого канала - это не один, а минимум - полтора-два года. Мы разделили этот процесс на несколько этапов, начиная от минимальной структуры и постепенного ее развития. Ведь нельзя же сразу нанять 150 журналистов. Нужны процедуры, схемы, разработка которых и осуществлялась на начальном этапе.
- Будете ли привлекать к работе на канале команду «Событий»?
- Мы будем придерживаться ранее озвученной концепции, согласно которой мы строим одну структуру, она будет заниматься информационным обслуживанием всех наших каналов. И таким образом люди, работающие на канале «Новини», будут делать выпуски «Событий». Часть людей, которые работают над созданием программы новостей, переезжает в Киев, есть также люди, которые останутся в Донецке на телеканале «Донбасс», сетку которого мы сейчас заканчиваем формировать.
- Ранее вы рассказывали о формирование информационного агентства...
- Это можно назвать агентством, департаментом, группой. Мы будем еще анализировать организационную структуру, поскольку существуют разные схемы ее построения.
- Попытки создать один информационный продакшн, обеспечивающий новостями все каналы холдинга, осуществлял лишь «Интер». Но его НИС, как производящая новостной контент для нескольких каналов группы структура, недолго просуществовала. Чем для вас привлекательна эта модель?
- Смотрите, раньше у нас было немного другое видение... Во время кризиса на рынке мы ограничивали всевозможные инвестиции в это направление, отложив проект практически на год. Но все меняется, и в этом году мы поняли, что более рационально с точки зрения структуры, процесса обучения, коллектива в целом - объединить все в одну группу. И мы остановились на создании данного департамента, или агентства. Но это живой, творческий процесс, и я думаю, что над этой структурой нужно постоянно работать. Это важно, в первую очередь, для скорости подачи информации. Залог успеха такого канала состоит в том, чтобы подавать информацию в то же самое время, когда она появляется на интернет-сайтах. Если телеканал показывает то, что произошло вчера, или вечером показывает то, что произошло утром, это уже не информационный канал.
- Какого руководителя вы хотите на канал?
- Новостной канал - это минимально 100, а на некоторых европейских каналах 700-800 людей. Это большая структура. Во-первых, есть разные модели управления. Идеальный вариант - это журналист-организатор, который разбирается в журналистике и является хорошим менеджером, или менеджер, который глубоко разбирается в особенностях журналистской работы. И нам нужен именно такой человек, иначе могут возникнуть большие проблемы, поскольку у менеджера может не быть понимания журналистского процесса, и он будет ограничивать скорость работы, творческий процесс. В свою очередь, если это журналист, он может не обладать такими важными менеджерскими качествами, как ответственность за людей, за деньги и за структуру. Потому здесь имеет значение в первую очередь человеческий фактор.
- На эту осень у вас грандиозные планы - запуск трех каналов. Скажите, на каком этапе сейчас пребывает формирование группы?
- Это для меня важный момент, поскольку это мой последний сезон, и я бы хотел максимально закончить все, что было запланировано. Что касается каналов, как вы знаете, основная проблема - это вопрос лицензии. Все три канала будут запущены в трактовом режиме в этом году, если мы получим возможность подачи сигнала. Далее мы будем работать над запуском новых каналов. К тому же, у нас есть и другие планы: например, собственный продакшн-хаус. Это будет уже не департамент, а отдельная структура. Задачами этой компании будет производство программ для канала.
«Мы будем снимать короткие сериалы для тестирования формата»
- Вальдемар, речь идет о том, что новосозданная продакшн-структура будет производить только программы или и сериалы тоже?
- Создание этой организации не означает, что она все будет делать исключительно своими силами. Она также должна будет анализировать возможности рынка и внешнего производства.
- Вы продолжите практику тендеров или будете искать партнеров для производства иначе?
- Сложность состоит в том, что не на все можно заявить тендер. Если есть авторский проект, то сложно разделить автора и производство проекта. Но если мы говорим о длинных сериалах или масштабных по бюджету съемках, тогда, конечно, следует проводить тендер. И вопрос его проведения - это не только вопрос стоимости производства, но и дизайна, идеи, качества продукта.
- Например, ваш ситком «Золушка с прицепом» весной был не слишком успешным, вышло только несколько эпизодов...
- Что касается комедийных проектов: мы сейчас будем делать очень короткие сериалы. В частности, скоро у нас выйдет сериал из 8 эпизодов («Непрухи». - ТК). Это тестирование формата в эфире. Я думаю, что значительно проще сделать драматический проект, чем комедийный. Поскольку самое страшное - это несмешная комедия. Мы хотим, чтобы был диалог со зрителем, и он сказал, нравится ли ему сериал или нет. Если нет - не вижу смысла делать продолжение.
- Но за эти 6 или 8 эпизодов зритель еще не успевает привыкнуть к ситкому...
- Чтобы зритель привык, нужно сделать сезон или два. Но у нас другая задача: мы анализируем показатели смотрения, перетекание аудитории... И на основе 6-8 эпизодов уже можно сделать адекватные выводы.
«Не все наши программы имеют только рейтинговую задачу»
- Мы коммерческий канал, и наша деятельность направлена на получение рейтинга. Но не у всех программ исключительно рейтинговая задача. Есть программы, которые просто должны брать среднюю долю. Потому что кроме развлекательных проектов общенациональный канал должен показывать и другие. Например, мы запустили серьезный документальный проект «Заручники долі». Скоро вы увидите новую детскую программу. Через несколько дней к нам приезжает персонаж Буба из Лондона, который будет ведущим детской субботней программы. Она будет развиваться и наращивать аудиторию в течение нескольких месяцев, и это абсолютно нормально.
- Ранее вы говорили об аудитории 18-54. Это теперь будет ваша новая аудитория?
- Нет. Мы сейчас работаем на общую аудиторию 18+ 50 000+, по которой продается большая часть рынка. Однако задача на будущее, которую мы себе поставили - это более сбалансированная структура аудитории, и мы просто хотим делать больше программ для аудитории 18-54. Я думаю, что в течение двух сезонов вы увидите увеличение рейтинга и доли по этой аудитории.
- Но вы не переходите на продажи по 18-54?
- Я не занимаюсь стратегией продаж. Но это очень важный и сложный вопрос. Пока мы ничего не переносим и не меняем. Это вопрос к господину Булавину, который возглавляет наш сейлз-хаус. У нас должна быть структура аудитории, отвечающая структуре населения Украины. Если мы говорим об общенациональном канале, то это аудитория - Universe. Другое дело - наши тематические каналы, аудитория которых будет более узкоспециализированной: канал «Футбол» адресован для группы «мужчины, 18+», и он всегда будет работать для данной целевой аудитории.
- А на какую аудиторию будут направлены другие ваши нишевые каналы?
- Новостной канал - это, конечно, большие города, группа 18-54 или 16-54. Как это будет продаваться, зависит от решения нашего сейлз-хауса. Об этом можно будет говорить немного позже. Канал «Кино» будет распространяться через кабельные сети, значит, его базовым адресатом будет молодой продвинутый зритель. Если на следующий год будет запускаться женский канал, то здесь зритель абсолютно понятный. TRK International будет адресован украинцам за рубежом.
- Как вы оцениваете тот факт, что большинство больших каналов распределились по специфическим аудиториям. Кто-то - по 14-49, кто-то - по 18-54...
- Я это не комментирую. Это вопрос к нашим коллегам. Если вы интересуетесь моим личным мнением, то я не могу понять, скажем, смысл группы, которая начинается с возраста до 16 лет. Это просто дети, которые не влияют на продажи. В разных странах мира существуют группы - 16-49, 16-54. Это вопрос демографической структуры. 16 я могу понять, потому что по законодательству некоторых стран 16-летний человек уже имеет право на трудоустройство, а это значит, что он уже адресат рекламы. А 14-летний человек, который живет на деньги своей семьи, своих родителей? Если говорить о «влиянии», то можно выделить отдельную группу «девушки, 8-12», ведь они имеют очень большое эмоциональное влияние на родителей и поэтому тоже являются важной целевой аудиторией... Но это же нелогично.
- А какая сегодня основная аудитория продаж в Польше?
- Группы 16-49, 16-49 большие города, Universe. Нишевые каналы продаются по своей целевой аудитории.
- Довольны ли вы началом нового сезона?
- А как вы думаете?
- Сложно сказать, потому что не все проекты успели стартовать успешно, например, «Відкритий доступ»...
- 12,82% - это плохо?
- А второй эпизод взял показатели ниже средних...
- Это публицистическая программа, показатели которой всегда будут зависеть от темы и гостей студии. Я думаю, что Андрей Данилевич показал отличный потенциал на открытии сезона, начав с очень хорошего результата. Дальше задача коллектива проекта - стараться работать ровно. Посмотрите на все подобные программы на рынке: даже у больших проектов Шустера и Киселева - точно такая же ситуация. Ведь это же не сериал, между разными выпусками бывает разрыв в 8 пунктов. И здесь нет ничего страшного.
- Тем не менее «Шустер live» за последние три эфира демонстрирует тенденцию по снижению показателей. Как вы считаете, связано ли это с изменением слота?
- Мы слот не поменяли, просто добавили час. Я бы не делал выводов на основании показателей трех недель. Я думаю, что это зависит не так от программы, как от того, что происходит в стране, мире. А что касается вопроса о старте сезона, посмотрите на показатели наших премьер: сериал «Маруся» стартовал с долей 11,13%, «Глухарь-3. Возвращение» - 18,31%, новый сезон Шустера - 16,79%...Я думаю, ответ очень простой: нельзя быть недовольным таким началом.
- Кстати, сериал «Маруся» поднял долю слота.
- Приблизительно на треть. И, кстати, в структуре аудитории где-то 30% - молодой зритель.
- Молодой?
- Сериал - это такой продукт, который всегда будет с большим процентом взрослого зрителя. Мы хотим, чтобы этот сериал был адресован в том числе и молодой аудитории. И, поскольку это наше производство, мы будем так работать со сценарной структурой, чтобы больше привлекать молодого зрителя.
- А чем вы руководствовались, выбирая продакшн «Ру Медиа» (насколько я знаю, «Киевтелефильм» Опалева получал уведомление о том, что они якобы выиграли тендер)?
- Я не комментирую слухи.
- Я видела это уведомление.
- Если вы покажете мне документ, я смогу его прокомментировать. Другой вопрос - откуда он у вас. Тендер был открытым. И, насколько я помню, по результатам первого этапа две или три компании получили уведомление о том, что рассматриваются в качестве производителя. Возможно, это тот документ, о котором вы говорите.
На момент публикации интервью по поручению Вальдемара Дзики данные были уточнены и подтвердилось, что «Киевтелефильм» получал от координатора департамента производства телеканала предварительное уведомление по электронной почте о выборе компании в качестве производителя сериала «Маруся». Однако в процессе согласования условий сотрудничества, ввиду того, что «Ру Медиа» пошла на ряд уступок и выступила с более выгодными условиями, а также с целью диверсифицировать риски («Киевтелефильм» стал победителем тендера на производство другого сериала «Украины» - «Золушка с прицепом»), финальный выбор был сделан в пользу российского продакшна.
«Я уверен, что производство будущего будет международным»
- Скажите, вы сегодня работаете активно не только с российскими, но и с польскими продакшнами. Насколько это выгодно и удобно?
- А почему нельзя снимать программы в Москве, Праге, Варшаве?.. Почему это плохо? Никого не интересует, произведен продукт в Южной Африке или в Америке. Выбор места зависит от трех основных факторов: во-первых, здесь важны локации, во-вторых - ноу-хау, технологии, в-третьих - деньги - где-то дешевле, где-то дороже.
- Сегодня для вас дешевле снимать за рубежом?
- Бывает и так.
- За счет чего?
- Возможно, за счет того, что у некоторых производителей есть обустроенная студия для съемки. И в ней поочередно в одно и то же время снимаются версии определенной программы для двух или трех стран. Конечно, это значительно дешевле...
- Что касается съемок с декорациями, это важно в случае с проектами, когда важны сами декорации, когда они очень масштабные. Но если взять, например, шоу «Граєш чи не граєш?», здесь тоже дело в декорациях?
- Я не хочу говорить о деталях, потому что это конкурентный вопрос, это наша технология. Есть определенное количество причин, которые повлияли на это решение. В том числе и декорации. «Граєш чи не граєш» - это форматный продукт. Его производством занимается Endemol Polska, обладатель формата, который также владеет и декорацией. Поэтому нам не нужно тратить дополнительно значительную сумму на ее производство. Более того, разве плохо, что мои коллеги, которые сейчас едут на съемки «Маруси» в Россию или «Граєш чи не граєш?» в Польшу, смогут увидеть работу самых крупных специалистов в мире? Почему везде нужно искать третий путь? Я абсолютно уверен, что будущее - за международным производством по трем причинам, которые я вам назвал. А четвертая причина - это обмен информацией и опытом.
- Это отличается от практики большинства каналов, которые изучают опыт зарубежных коллег, но производят у себя.
- Поехать и посмотреть - это как, скажем, есть торт через стекло. Потому что важен процесс, детали, организация, ежедневная съемка (хотя я не говорю, что это самая главная причина). Нет ничего более опасного, с моей точки зрения как продюсера, чем человек, который уезжает на две недели на съемки, смотрит, а потом приезжает и говорит: «Вот я там был и видел, как это делают». Ведь этот человек не имеет ни малейшего понятия о процессе!
- А кто производит ваш ситком «Непрухи»?
- Кстати, тоже крупная международная компания - АТМ. Она работает на территории Польши, также производит продукт для Германии, других европейских стран. На сегодня АТМ производит 400 или 500 разных сериалов и программ.
- А формат «Непрухи» (Kepski) тоже принадлежит им?
- Да. Это формат, который очень успешно работал в Польше. Теперь пробуем, как оценят украинские «Непрухи». Если все пойдет хорошо и у зрителя будет интерес к этому продукту, то следующие эпизоды будут сделаны в Украине.
- Планируете ли вы продавать сериал «Маруся» в Россию?
- Планировать я могу все, должен быть еще покупатель. Я бы очень хотел, чтобы так и было.
- Что вы ожидаете от премии «Телетриумф»? Как вы относитесь к ней? Насколько она отображает реалии?
- Мне очень сложно об этом говорить. Я здесь работаю почти четыре года, но я не занимался проблемами премий. Думаю, оценивать подобные проекты должны вы. Я всегда был за то, чтобы премии были, потому что это дает людям, которые работают в индустрии, шанс почувствовать признание своего труда, хорошие эмоции... Кроме того, они дают возможность говорить об индустрии, следить за ее развитием. Также это полезно с точки зрения маркетинга и пиара.
- Вы в этом году вышли из состава экспертов, почему?
- Потому что я не считаю себя компетентным. Как может человек, который свободно не владеет языком, оценивать продукт, скажите мне? Если бы это была оценка польских программ - то это другое дело.
- Вальдемар, вы уже несколько раз упоминали сегодня, что это ваш последний сезон. Я так понимаю, что вы все-таки оставляете канал?
- Все в жизни заканчивается. Жалко, но так бывает. Возможно, еще не пора подводить итоги, но это очень интересный период в моей жизни, я могу только быть благодарен моим коллегам, которые дали мне этот шанс, Наблюдательному совету, за то, что я получил такую возможность. Если вы посмотрите, где мы были три года назад и где находимся сегодня, то увидите: мы достигли определенных результатов - в частности, переместились с шестого на второе место в общенациональном рейтинге (по нашей аудитории 18+, 50 000+) и продолжаем сохранять за собой звание самого динамично развивающегося из крупных национальных телеканалов. И для меня как для руководителя это гордость и счастье.
- Чем вы будете заниматься дальше?
- Меня интересует многое. Можно развиваться, можно быть продюсером, директором, топ-менеджером, бесконечное количество задач в жизни. Поживем - увидим.
Фото Руслана Новосёла