Нам нужен профессиональный союз, а не сборище клоунов
Як уже повідомляла «Детектор медіа», 19 липня під час засідання Комітету Незалежної медіа-профспілки України (стенограма), де розглядалось питання щодо можливості використання Київською незалежною медіа-профспілкою грошей, призначених для благодійної допомоги журналістам, не було прийнято жодного рішення через відсутність кворуму. Раніше свою оцінку подіям дав член Комітету НМПУ Кирило Булкін та голова профспілки Роман Скрипін. Свою позицію висловлює член Комітету НМПУ Микола Фельдман.
Есть публикации и заявления, которые меняют ситуацию и общество. Среди сотен сообщений и публикаций часто довольно сложно разглядеть информационный стержень, который, как окажется позже, соберет вокруг себя единомышленников. Можно благодаря архиву «Детектор медіа» вспомнить важные слова того времени, когда не было профсоюза. Это были публикации Сергея Гузя и Романа Скрыпина. Эти публикации дали старт медиапрофсоюзу в стране.
Слова Скрыпина были ярким протестом против использования массмедиа в политических интересах. Призывы Гузя предлагали разворачивать законодательно обоснованный и исключительно трудовой механизм действий журналистов в редакциях. Это были разные по характерам публикации разных по профилю журналистов, которые не соглашались жить по старым правилам и предлагали новые стандарты. С моей точки зрения, за этими позициями тогда просматривалась будущая перспектива. Перспектива лучшая, чем та, которая была на то время. Публикации этих двоих лидеров дали возможность увидеть свет в конце тоннеля, дали юридическое рождение профсоюзу. Тому самому профсоюзу, который сейчас на грани полного самоуничтожения из-за споров, вызванных поведением главы Киевской организации Независимого медиапрофсоюза Украины Михайлины Скорик. Она сейчас позволяет себе срывать собрания комитета НМПУ и утверждать, что делает это из-за того, что «точились беззмістовні навколоюридичні суперечки».
Начало
Вот цитата публикации Скрыпина от 1 октября 2002 года: «Я перепрошую, який може бути корпоративний інтерес у людей, які є наймитами? Елементарними наймитами. Що, хтось із нас є власником бодай однієї акції свого телеканалу? Чи хтось із нас підписав контракт, де чітко визначені вищезгадані корпоративні інтереси? Теж ні.
Я хочу знати, про яку “корпорацію” йдеться, не кажучи вже про інтереси цієї корпорації. На жаль, розуміння “корпоративності” та “корпоративної гри” у нас є викривленим. Десь на рівні розуміння колективної відповідальності школярів, що жбурляли каміння у вікна своєї школи.
А той, хто не згоден, що це “круто”, автоматично перетворюється на “білу ворону” й “стукача”. Наша “корпоративність” має глибоке коріння у радянській системі. Коли “трудовий колектив” був щиро переконаний, що керівництво має прислухатися до його думки. Зрештою, можна йти й таким шляхом. Для створення профспілки необхідно лише троє осіб, як мінімум. Хто готовий стати новітнім трейд-юніоном українського телебачення? Увесь список, будь ласка...».
А вот цитата публикации Сергея Гузя на следующий день, от 2 октября 2002 года: «Профсоюзная организация может официально вести переговоры. Владельцам медиа придется подписывать соглашения, нарушить которые – подсудное дело. Объединенные профсоюзы могут вести отраслевые переговоры и менять ситуацию во всех СМИ Украины. И самое главное: власти и владельцам СМИ придется считаться с нашим правом на профессию.
Законы Украины дают журналисту право не ставить свою подпись под материалом, который был искажен. Либо вообще отказаться от создания материала, не имеющего ничего общего с журналистикой. Но многие ли могут позволить себе такую роскошь? Жена, трое детей, карьера, теща, жилищные проблемы и т. п. – вот ради чего мы продаем совесть! Кто-то считает такую цену справедливой...
Нам нужен свой профсоюз. Не просто свой, а СВОЙ В ДОСКУ. Члена профсоюза в тысячу раз сложней уволить, чем обычного работягу.
Просто потому, что нужно согласие профкома. Профсоюз нельзя подкупить – это будет лишь справедливой оплатой всем его членам. А уж если случается подкуп руководства – сменить его можно в один день».
Вот основные тезисы, которые потом часто использовались на профсоюзных собраниях в редакциях СМИ по всей стране. Разрабатывались уставы, писались первые колдоговора, велись переговоры с работодателями СМИ по всей стране. Такой «свой в доску» профсоюз усилиями многих людей строился. Оценкой этих усилий стал прием Независимого медиапрофсоюза Украины в Международную федерацию журналистов на правах полного членства. Ни одна организация журналистов в нашей стране этого статуса не имеет. Для многих журналистов, имеющих отношение к профсоюзу, трудовое законодательство Украины и опыт действий европейских профсоюзов журналистов стали руководствами к действию и настольными пособиями. Впрочем, опыт применения «на своей шкуре» законодательных положений в различных ситуациях показал, что профсоюзная работа, в первую очередь, должна быть основана на очень качественном юридическом обеспечении. Иначе, как это не раз случалось, работодатели смогут найти возможность признать деятельность профсоюза нелегитимной, а требования – безосновательными.
Вчера
Существует внутренняя рассылка НМПУ-осередки (nmpu-oseredky@googlegroups.com), присоединиться к которой имеет право каждый член профсоюза. На данный момент к ней присоединены 104 члена профсоюза. Исходя только из некоторых откликов, я представляю, что они думают о происходящем.
Киевская организация НМПУ не провела вовремя съезд, не выполнив, таким образом, требования устава. При этом провозглашается тезис о том, что «статут НМПУ чітко вказує, що комітет КНМП є “постійно діючим виборним органом”, що “діє в період між зборами”», – об этом говорит Михайлина Скорик, умышленно опуская следующую фразу из Устава, говорящую о том, что термин полномочий комитета КНМП равен одному году. Год закончился 28 июня этого года. В ответ на это очень часто используется ссылка на то, что якобы и ранее съезды не проводились вовремя и комитеты были и ранее формально нелегитимны. Об этом очень ярко свидетельствует следующая переписка из рассылки НМПУ-осередки:
Шеляженко: О своевременности проведения конференций КНМП в прошлом можно судить по следующей хронике: 09.02.2008, 28.06.2007, 03.06.2006, 15.01.2005, 29.11.2003, 12.06.2003, 30.11.2002. Я ничего не пропустил?
Гузь: Конечно, Юра, ты пропустил ПОЛОВИНУ истории профсоюза. Специально для тебя восстанавливаю хронологию:
30.11.2002 – учредительный съезд КНМП, председателем избран Шевченко; 12.06.2003 – председателем избран Гузь; 29.11.2003 – председателем переизбран Гузь; июнь 2004-го – председателем избран Соболев (как же ты его забыл?); 15.02 (!) 2005 – председателем избран Глибовицкий (его тоже забыл, Юра). Съезд был проведен позже, так как в ноябре 2004 года в Киеве во всю шла Помаранчевая революция. И это была единственная причина для отсрочки; лето 2005-го – председателем избран Хорошилов (снова Юра «ничего не пропустил»); ноябрь 2005-го – съезд не проведен; февраль 2006-го – на съезд не собрался кворум; апрель 2006-го – решение комитета КНМП о проведении съезда отменено; 03.06.2006 – общими усилиями проведен съезд, председателем КНМП избрана Скорик; ноябрь 2006-го – съезд даже не планировался; март 2007-го – решение комитета КНМП о проведении съезда не выполнено (возможно, его отменили); 28.06.2007 – только после предупреждения об утрате комитетом КНМП своих полномочий проведен съезд. Переизбрали Скорик. Ноябрь 2007-го – съезд даже не планировался, несмотря на требование Устава и обращение делегатов всеукраинского съезда НМПУ в Бердянске.
09.02.2008 – съезд КНМП (без выборов) проведен под угрозой полного исключения КНМП из НМПУ. Теперь, Юра, у тебя и остальных членов КНМП есть возможность сопоставить, когда выполнялся Устав КНМП, а когда нет.
Сейчас
С моей точки зрения, проблема совершенно не в том, что НМПУ запрещает КНМП тратить деньги Партии регионов на оздоровление детей. Со стороны может показаться, что НМПУ во главе со Скрыпиным, Гузем и другими членами комитета хочет лишить детей счастья. Причем в глаза не бросается, что отсутствует реальная профсоюзная работа. Не выполняются элементарные требования уставных документов.
Перед этим злосчастным собранием комитета НМПУ от 19 июля, которое Михайлина Скорик покинула, Сергей Гузь написал письмо членам комитета НМПУ, где изложил свои позиции: «Я уже не говорю о том, что комитет КНМП не выполняет своих обязанностей по членству в МФЖ и НМПУ, взносы в НМПУ за 2008 год еще ни разу не платили.… Вся эта ситуация ярко показывает, что реально колпереговорами никто не занимается. В голове только путевки...».
Действительно, вместо того чтобы заниматься реальным улучшением ситуации в киевских редакциях СМИ, чтобы вести колпереговорные кампании и приходить к соглашениям с работодателями, не выполняются самые естественные требования к своей профсоюзной работе. Ведь если считается, что необходимы компенсации на оздоровление детей, то почему не выдвигаются требования к работодателям тех СМИ, от работников которых поступают в профсоюз заявления и жалобы? Киевский профсоюз сегодня ведет себя исключительно как благотворительная организация, раздающая слонов только отдельным членам своего кружка, не думая об условиях труда в журналистской среде в целом. Еще был проведен так называемый перформанс «Калашников должен сесть», реализованный во имя (странно даже писать эти слова) второй годовщины избиения депутатом журналистов СТБ. Клоунское видео стало хохмой и поводом «поржать» среди журналистов. Надо ли приводить письма от членов комитета НМПУ, которые были против проведения этой акции?
Что произошло на комитете НМПУ 19 июля?
Надо быть честными перед собой и другими членами профсоюза – ситуация достигла своего апогея и требовала развязки. Но из одиннадцати членов комитета реально могли присутствовать на комитете только шесть. Это кворум – простое минимальное большинство. Поэтому на комитет НМПУ было принято решение собраться. Михайлина Скорик пришла последней и привела с собой господина Шеляженко. Всем было известно, почему собрался комитет и ради какой дискуссии.
Киевская организация получала деньги на основании писем, которые содержали просьбу перечислить деньги с указанием платежа «благодійний внесок на підтримку незалежних журналістів» на счет 26008013363453, который в письме назван счетом Фонда поддержки независимых журналистов. «За рахунок цих коштів Київська незалежна медіа-профспілка надає матеріальну допомогу журналістам, яким затримують заробітну плату, не виплачують декретні, звільняють з політичних мотивів. Також КНМП фінансує родини загиблих/померлих журналістів, здійснює ґрантові та стипендійні проекти серед молодих журналістів», – эта формулировка стала базой для получения денег.
Произошла недолгая дискуссия, в которой никто ни на что не намекал, а прямо говорили о том, что полномочия комитета Киевской организации завершились, требования устава не выполнены, комитет нелегитимен и финансы профсоюз собирал под одни цели, а тратит под другие, что не может не вызывать вопросы и больше смахивает на аферу. Результат известен – Михайлина Скорик сбежала, покинув собрание, которое утратило кворум, после в комментариях сказав, что происходили бессодержательные околоюридические споры. Разговора не вышло. Он просто не пережил обмена правовыми позициями. Глава Киевской организации не захотела ни предложить компромисса, ни его выслушать. Сейчас в комментариях «ТК» она говорит, что ее добрая воля к компромиссу есть.
Развязка или финиш?
Читая многочисленные комментарии к последним публикациям, становится неуютно и неудобно за всю организацию с ее историей. Публичное обсуждение и вынесение пререканий в свет, а тем более из-за благотворительных денег, делают организацию похожей на цирк и балаган, а участников обсуждения – на клоунов и шутов. Пишу об этом с чувством сожаления, понимая, что каждый участник обсуждения умышленно или невольно, но приложил руку к тому, что люди, наблюдающие со стороны этот процесс, так считают. И осознание этих фактов еще больше раздражает. Реальной профсоюзной работы с каждым днем все меньше, основы независимости профсоюза отсутствуют, требования устава игнорируются, решения высших органов не выполняются, оценка действий со стороны сообщества целую часть организации вообще не волнует. А последствия выделения денег на компенсации оздоровления детям отдельных членов профсоюза необходимо трезво оценивать.
Давайте себе их представим. Максимум, исходя из расчетов, которые обговаривались на комитете КНМП, насколько я понял, планировалось выделение от 30 до 50 платежей средней суммой около трех тысяч гривен. Еще Киевская организация сможет выдать не более десятка компенсаций свыше максимально заявленного числа. А потом благотворительные деньги закончатся, будет проведено собрание организации, избрание новых руководителей КНМП и останутся последствия. Несколько десятков членов профсоюза получат то, что по праву должны захотеть получить сотни других людей. Кто и за какие деньги будет это делать в отношении их детей? Как по факту обделенные будут смотреть на своих коллег, которые всего лишь раньше отдали заявление профсоюзу или оказались ближе к руководству профсоюза? И, в конце концов, что они будут думать об этом профсоюзе в целом? На их месте я бы покинул ряды такой бестолковой организации без тени сомнения. Конечно, лучше вернуть вовсе эти деньги перечислившим их благотворителям, чем таким странным образом их потратить!
Так или иначе, но все произошедшие события свидетельствуют либо о развязке с последующим новым витком более качественного развития организации, либо о бесславном конце дела, казавшегося в начале перспективным. Сейчас профсоюз не похож на «свой в доску», каковым он задумывался в 2002 году. Отсутствие исключительно профсоюзной работы уже отталкивает от организации людей. Сама организация перестала быть объединением единомышленников, желающих отстаивать свои права перед работодателями, добиваться лучших условий и оплаты труда, нежели те, которые существуют сегодня. И теперь либо мы сможем разобраться в ситуации, будем верны заявленным в начале принципам и сможем очистить организацию от клоунады, странно напоминающей «совок», либо опустим руки и позволим организации умереть, испустив напоследок стон бессилия.
Николай Фельдман, член Комитета НМПУ
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Николай Фельдман, для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Читайте також
Коментарі
14
колега
5960 дн. тому
а хто такий Фельман? це т.зв. журналіст-правозахисник(називає себе), якого й в Полтавській(рідній) області ніхто не знає....Який унього самог журналістський шлях(або досягнення) аби нині "надувати щоки" й давати поради! смішно!
член НМПУ
5969 дн. тому
Гнати в шию комітет НМПУ - позоріще, чому досі немає ніякої діяльності, крім неадекватних наїздів на КНМП?!
http://www.youtube.com/watch?v=Cy03uUnYS8E
5969 дн. тому
ШЕЛЯЖЕНКО ВСЕ РАВНО МАЛАДЕЦ!
член КНМП
5969 дн. тому
Гнати в шию комітет КНМП - позоріще, чому досі немає зїзду?
5969 дн. тому
Коронный номер клоунов: "Держи вора!".:)))
Жора
5969 дн. тому
Зборище жлобів!
Юрий Шеляженко
5969 дн. тому
пфенингит, не надо так шутить, а то еще сбудется, тьфу тьфу тьфу... Я пока не готов к такой ответственности... и нагрузке... притом на халяву :(
пфенингит
5969 дн. тому
Господа, по-моему, мы наблюдаем рождение нового профсоюзного лидера, которому суждено затмить славу всех предыдущих, со Скрыпиным и Скорик включительно. Я имею в виду Юрия Шеляженко. Ему стоит и следует бороться за кресло главы КНМП осенью - я уверен, что он победит и поставит все на свои места!
Юрий Шеляженко
5969 дн. тому
Саме той, Вы правы на 100%! Я писал почти то же самое во внутренней рассылке НМПУ, и это почему-то вызвало у Фельдмана бурную реакцию. Треп и склоки, формальные придирки вместо работы. Видите ли, лучше отказаться от денег, чем помочь нуждающимся в оздоровлении детей!? И эту мораль пропагандируют люди, сидящие на шее у Сороса вместо того, чтобы готовить корабль профсоюза в свободное плавание. Сергій Зінченко, Вы правы: "треба почати з "низів". Проблема в том, что если Вы ценой невероятных усилий сколотите сильный местный осередок, все равно такие как Фельдман будут предъявлять к Вам претензии и формально придираться, опасаясь, что своей молчаливой работой на благо профсоюза вы подрываете их авторитет громких идеологов. Вас могут запросто исключить из профсоюза вместе со всей местной организацией, когда увидят, что вы сами решаете свои проблемы и в назойливом руководстве не нуждаетесь. Это особенность, присущая очень многим организациям в Украине, правильно пишет Тертычный. И это результат многовековой дебилизации народа, которую скандалами не исправишь, тут нужна кропотливая повседневная работа людей, которые каждый день пытаются прыгнуть выше колена. Рад буду помочь таким людям, буде они возникнут на горизонте, и присоединиться за компанию.
Саме той
5969 дн. тому
Замість того, щоб спрямувати свої зусилля на перше прочитання Верховною радою нового рабовласницького "Трудового кодексу" та підписання осередками Колдоговорів - пани чубляться між собою. Типова, тривіальна поведінка. Сильні європрофспілки відстоюють економічні інтереси своїх членів, а тут хто кого? Хто? Кого?
Сергій Зінченко
5969 дн. тому
Гірко мені все це читати, бо незабаром виповниться тридцять років, як працюю в журналістиці, але весь час був позаспілковим. Тому що воля для жуоналіста - найдорожчий скарб. Та протягом останніх років я нарешті зрозумів, що журналістика як професія вироджується в заробітчанство, а ще частіше - у повієзоване заробітчанство. Брехня та пристосовництво в пошані, а роботодавці нагадують не цивілізованих людей, а все більше - вовкодавів чи продажних сучок, які вміють тільки одне: добре рахувати гроші і робити когось "лохом". Тому, звичайно ж, незалежній медіапрофспілці не можна дати вмерти. На мій погляд, треба почати з "низів", щоб сформувати міцні організації в регіонах. Туит багато роботи...
Юрий Шеляженко
5969 дн. тому
Это еще не комментарий, а предисловие, я только пробежал глазами... Фельдман, естественно, не стал цитировать до конца мою переписку с Гузем, потому что я тоже поймал Гузя на ошибке :)) Гузь пишет: "15.02 (!) 2005 – председателем избран Глибовицкий (его тоже забыл, Юра)". Я отвечаю, ссылаясь на новость ТК: "У меня в хронологии 15.01.2005, и это вроде бы правильная дата. http://www.telekritika.ua/news/2005-01-17/22712 Загальні збори Київської незалежної медіа профспілки, що відбулися 15 січня 2005 року, обрали головою КНМП Євгена Глібовицького замість
Єгора Соболєва, який склав свої повноваження". Но Фельдман, разумеется, оставляет последнее слово только за теми, кому симпатизирует ;)
Атифельдман
5969 дн. тому
Не перевелись в нашем государстве Ф...ны!
АнтиЖУК
5969 дн. тому
Многа буковок.
Ревалюцианер, {CENSORED}..
Ревалюцианер, {CENSORED}..
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ