Есть ли у нас шанс увидеть фильмы, которые нам НУЖНО видеть?
К итогам 5-го международного кинофестиваля документальных фильмов о правах человека.
Третьего апреля в музее имени Ивана Гончара состоялось закрытие 5-го международного кинофестиваля документальных фильмов о правах человека. Место для этой процедуры, на мой взгляд, было выбрано совершенно справедливо: атмосфера национальной культуры и искусства, звуки отличного фольклорного оркестра «Бурдон» из Львова создавали должное настроение для прощания с фестивалем.
И, как водится, председатели жюри (художественного – Сергей Буковский, правозащитного – Алла Тютюнник) объявили победителей фестиваля. Призы художественного конкурса получили два фильма. На мой взгляд, лучшим фильмом фестиваля все же был первый из них. Это лаконичная, невероятно выразительная, полная глубокого смысла и образности работа польских кинематографистов из студии Eureka Media (режиссер Марчин Заутер). В двадцатиминутной картине авторы сумели рассказать о первом дне в российской школе детей из оленеводческих семей. Щемящие сцены прощания с родными, долгое плавание на катере… А затем – погружение в нынешнюю цивилизацию. России. Здесь и танцы на импровизированном концерте-встрече, и картинки с видами Москвы и Кремля. И, само собою разумеющееся, упоминание о Владимире Владимировиче Путине, который находится вон там, в Кремле.
Зал смотрел фильм, взрываясь аплодисментами, часто – хохотом… А в конце был стих… Финальный эпизод – дети в тундре, собирают ягоды, бегут по безбрежной равнине… Что это? Мечты? Воспоминания о свободе и органичном существовании детей, находящихся в занормированном пространстве?..
Второй фильм, отмеченный призом художественного жюри, – «Мост через Вади» (Израиль), режиссеры Томер Хейманн и Барак Хейманн. Это фильм-исследование. Рассказ ведется о школе, созданной как арабскими, так и израильскими семьями. О трудностях, которые испытывают организаторы и учителя. Да и детям общаться непросто. Арабо-израильский конфликт сказывается буквально на всем… И все же, на следующий год в школу, где преподавание ведется и на арабском, и на иврите, пошло уже вдвое больше детей…
Жюри отметило специальным дипломом фильм «Каменная тишина» (Польша) за операторскую работу. Картина, повествующая о жизни маленького афганского селения, действительно отличается прекрасной операторской работой: выверенная пластика, интересные цветовые решения, выразительные портреты персонажей. Оператору удалось воссоздать уникальную атмосферу этого, ни на что не похожего, мира.
Жюри правозащитного конкурса кроме целого ряда дипломов (Алла Тютюнник посетовала, что хороших фильмов было много, а премий как всегда не хватало) также присудило призы двум фильмам. Первый – «Голоса забытых богом» (Индия, режиссер – Кавита Йоши). Картина о борьбе женщин штата Манипур против террора и беззакония. Пересказывать ее сложно, эту картину надо видеть. Остается надеяться, что она доберется до широкого зрителя. Второй фильм – лауреат правозащитной премии фестиваля – «Каждый молчит о своем» (Германия, режиссер – Марк Баудер). Прошло больше пятнадцати лет с момента падения Берлинской стены, но страна хорошо помнит историю… В бывшей ГДР было 250 000 политических заключенных. Героям фильма – экскурсоводу, писателю, священнику и его жене – трудно рассказывать о прошлом.
Я хорошо их понимаю. Мой отец старался не вспоминать «десятку» на Колыме, этапы и допросы, пытки… А я был настойчив. Но через два-три часа отец прекращал рассказ, не в силах удержать слезы: «Зачем ты меня мучаешь?». Так он и ушел из жизни, унеся с собой многое… Но герои фильма «Каждый молчит о своем» сумели найти искреннее общение с молодыми… Вот и нам бы так…
Приз зрительских симпатий завоевал фильм «Чернобыль: невидимый вор» (Германия, режиссер – Кристоф Бьокель). Казалось бы, о Чернобыле было снято много фильмов, сказано как будто все… Но режиссер создал глубоко человечный фильм о людях, которые один за другим уходят из жизни спустя много лет после катастрофы. Здесь и рассказ о талантливом художнике Диме Гутине, и многих пожарных, и о своей жене, которая умерла, не дожив до 35 лет... Новый взгляд на проблему Чернобыля, который, несомненно, заставит задуматься…
Ну-с, а что же телевидение, спросите вы? Пока ничего. Вроде бы ведутся переговоры с продюсерами, вроде бы ряд национальных каналов проявили интерес, вроде бы у многомиллионной телеаудитории есть шансы увидеть фильмы фестиваля. Ну что ж, поживем-увидим.
Я вынес в лид этих заметок слова «фестиваль закончился, фестиваль продолжается». И он действительно будет продолжен. После подготовки картин к показу (субтитрование на украинский язык и пр.) осенью фестиваль начнет многомесячное путешествие по городам Украины. По информации директора фестиваля Геннадия Кофмана, они уже получили приглашения из двадцати пяти «населенных пунктов».
Кстати, многие из них – на востоке и юге Украины. И это замечательно. Тем более что показы будут сопровождаться различными правозащитными акциями.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
, для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Коментарі
4
инкогнито
6101 дн. тому
современник, это Вы о чем?
современник
6101 дн. тому
А вот и доказательство хамски местечкового ТВ
инкогнито
6101 дн. тому
Я сейчас заплачу.
современник
6102 дн. тому
Уважаемый, г-н Рашеев!
Мне очень жаль, что наше, столь серое и местичковое ТВ,не реагирует на этот, поистине замечательное событие. Но, что Господь ни делает, всё к лучшему! Не достойно это ТВ , таких откровенных и профессиональных лент. Вы, ведь сами,всё прекрасно понимаете, иначе не было бы фильма, многих поколений - "Бумбараш"....
Спасибо, что пытаетесь достучаться донаглухо закрытых сердец, так называемых продюсеров Тв. Да, а попробуйте обратиться к мальчику Бенкендорфу, он сейчас в меры метит... Быть может его хоть, что то пробьет!
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ