«Шахтёр» и папуасы

29 Березня 2011
31917
29 Березня 2011
09:17

«Шахтёр» и папуасы

Семен Случевський
Старший викладач кафедри кінознавства Київського національного університету театру, кіно і телебачення імені Карпенка-Карого, заслужений журналіст України
31917
Всё ли так уж плохо в фильме «Другой "Челси" - история из Донецка»?
«Шахтёр» и папуасы

Украинская премьера фильма Якоба Пройсса «Другой "Челси" - история из Донецка», которой в этому году 25 марта открылся восьмой фестиваль Doсudays UA, вызвал не только зрительский ажиотаж, но и большую амплитуду в разбросе мнений о нём. «Детектор медіа» сегодня публикует два материала - критическую и во многом не совпадающую с мнением редакции точку зрения о фильме нашего постоянного футбольного обозревателя Семёна Случевского. И - на страницах «ВидеоТеКи» - интервью нашего обозревателя Марины Барановской с Якобом Пройсcом. Будем рады продолжить дискуссию о фильме и проблемах, затронутых в нём.

 

 

Восьмой Международный фестиваль документального кино по правам человека Doсudays UA открылся звонко. Давно я не видел такого переполненного Красного зала - главной зрительской площадки Дома кино Украины. Немудрено. Если судить по анонсу открытия кинофорума, такую честь доверили немецкой картине до сих пор мне неизвестного режиссера Якоба Пройсса «Другой "Челси" - история из Донецка». Фильму, уже засвеченному на одном из самых авторитетных кинофестивалях современной документалистики в Амстердаме (IDFA), а также на подобных фестивалях в Триесте, Праге и Саарбрюккене. На тамошнем, пусть скромном и локальном, но важном для дальнейшего кинобизнеса создателей смотре творцов из Германии, Австрии и Швейцарии, «Другой "Челси"» действительно получил главный приз в номинации «Лучший документальный фильм 2011 года. Короче, я приветствую такую активную работу продюсера и режиссера «"Челси" из Донецка». Остается пожелать нашим молодым художникам таких же промоутерских возможностей.

 

Какая публика заполнила до отказа зал Киевского дома кино? Прежде всего, сами участники фестиваля: как кинематографисты, так и правозащитники. Было немало настоящих профессионалов: режиссеров, критиков. Много разных организаторов и спонсоров фестиваля, включая информационных. В их числе была объявлена и «Детектор медіа». К сожалению, спонсоров, не частных, представляющих бизнес Украины, а по традиции - западных посольств да «грантокормящих фондов». Но большинство зрителей - это простые люди, среди которых очень много молодежи, студентов - хорошо бы, если они были из разных наших киношкол, т. к. поднять свою культуру в профессии им надо позарез. Ну и, конечно, активистов всяких общественных движений, не забывших Майданов. Темпераментные и неравнодушные выступления этих людей после сеанса явно подтверждали только одно: их вовсе не интересовали критерии творчества в современном кинопроцессе. Точно так же, как не интересовали принципы жизнедеятельности современного международного и украинского футбола.

 

Публика активно реагировала на показанные в картине нищету, социальную незащищенность, социальное неравенство. Разве кто-то может сказать, что они неправы? Потому и фильм «стопудово» ложился им на душу, т. к. выстроен он по очень простенькому лекалу - на противопоставлении олигархов трудящимся. И как ни божился зрителям Якоб Пройсс - непрофессиональный режиссер, зато профессиональный политтехнолог (в избирательных процессах уж точно), - что он никого не стремился втягивать в социальный конфликт, это от лукавого. Зритель увидел именно социальный конфликт. И конфликт этот крайне прост. С одной стороны - олигарх. Он же - эксплуататор, он же - мироед, он же - кровосос. С другой стороны - простые шахтёры. Они же - жертвы, они же - наивные люди, готовые простить своему олигарху все грехи за представленное зрелище. Зрелище по имени Футбол в исполнении их любимого «Шахтёра».

 

Именно это, как и вообще повышенный ажиотаж вокруг иностранной картины о нашем житье-бытье, и заставляет меня выступить в роли «белой вороны» на фоне всеобщего восторга, как минимум, в масштабах Дома кино. Я не собираюсь выступать чьим-либо адвокатом, но обращу лишь внимание на некоторые детали. А кто прячется в деталях, думаю, знают все. Перехожу к этим «деталям».

 

1. Принципиально неверное название фильма, а значит - и его главный посыл. В отличие от Романа Абрамовича - владельца «Челси», Ринат Ахметов вложил и вкладывает деньги в украинский клуб, а не английский, испанский, немецкий. В клуб - значит, в его полную инфраструктуру: от стадиона и тренировочной базы до детской школы и детской академии. Равно, как это делают Игорь Суркис («Динамо»), Игорь Коломойский («Днепр»), Александр Ярославский («Металлист»), Константин Жеваго («Ворскла»), Василий Столяр («Волынь») и другие. Что это означает, помимо всего прочего? Они не выводят капиталы за рубеж в страхе, что их отберёт власть.

 

Господину режиссёру, видимо неизвестно, что ставшее уже нарицательным сочетание имени Абрамовича и команды «аристократов» держится не на любви с детства Романа Аркадьевича к «Челси», а именно на желании «убрать бабки» в такое респектабельное дело, как один из престижных английских клубов. Ведь «Челси» куплен по случаю, раньше «начальник Чукотки» целился на других героев футбольного Лондона - на «Тоттенхэм». Удачный пример заразителен. Другой российский олигарх, Алишер Усманов, сейчас без пяти минут хозяин самой «народной» команды Англии - лондонского «Арсенала». Да и в родной герру Пройссу Германии не всё просто с одним из самых знаменитых немецких клубов - «Шальке-04». «Газпром» то ли титульный спонсор «горняков» из Гельзенкирхена, то ли полный хозяин? Кто знает, «Газпром» - не самая прозрачная в мире структура. И уж точно по документам - не частная. А вроде как достояние всего народа России. Только изъявили ли желание все граждане России содержать и «Шальке», и родной питерский «Зенит»? Да кто их спрашивал? Знаем точно, что два гражданина - выходца из города на Неве и не афиширующих свою слабость к «Зениту» - такое желание изъявили. Как ни странно, оказалось достаточно.

 

Если говорить серьёзно, украинский футбольный менеджмент принципиально отличается от российского. У нас государство не вешает на себя содержание футбольных клубов, во всяком случае, в высшем дивизионе. Видать, не в состоянии. И слава Богу. Потому они и не лопаются, как там. На бюджете не самой бедной Московской области еще недавно «висело» сразу два клуба: «Сатурн» и «Химки». И где они? В прошлом. А еще тлеют выполняющие «социальный заказ» пермский «Амкар», самарские «Крылышки», по сути, все кавказские клубы. Я выступаю вовсе не в защиту наших владельцев клубов. Но режиссёру фильма, берясь за такую работу, не мешало бы и это знать.

 

2. О социальной несправедливости и трудной жизни шахтеров. Да, этот хлеб тяжёл и опасен. Но где, в какой стране угольная промышленность не убыточна? Не закрыты ли практически все шахты в родном режиссеру Руре? И какова судьба шахтёров? Что-то господа творцы из Германии не вспоминают для справедливости и крепкую руку Маргарет Тэтчер в 1984-85 годах. Не стеснялась она и закрывать шахты, и напрямую придавливать забастовочное движение. Да и виды вокруг таких бывших горняцких, заодно и футбольных центров, как Ньюкасл, не намного веселее наших. Уж поверьте. Правда, справедливости ради, стоит вспомнить, что «железная леди» старалась перепрофилировать горняков, в частности, на малый бизнес. А наши правители здесь делают всё наоборот. Как нынешние, так и их предшественники.

 

3. Якоб Пройсс со сцены Дома кино не единожды пытался убедить зрителей, что он ничего не имеет против «синего» Донбасса. Но экран показал тоску жизни именно там. А главное, зритель именно так и реагировал на экран. Между тем, можно подумать, что на шахтах Червонограда под Львовом ситуация резко иная. Да и в любом ином регионе страны. Я даже не предлагаю режиссёру поехать в те области, где большая часть подалась на заработки, где дети растут без родителей годами. Я предлагаю ему более образный кадр. Поехать в благополучный Турин, где в привокзальном сквере собираются украинки-заробитчанки. И просто поют. Но сколько в их голосах тоски и одиночества! Вот это было бы кино.

 

4. Фильм, как я писал, выстроен простым приёмом - противопоставлением рядовых жителей Донецка, горняков пенсионного возраста и «хозяина жизни». Снять Рината Ахметова в качестве такого героя Пройссу не удалось. Не скрывая, сожалеет (мы не знаем, откуда у автора статьи сведения о «сожалении». В интервью «Детектор медіа» Якоб, напротив, сообщил, что это был его сознательный выбор - не снимать самого Ахметова. - ТК). Так, подсъёмка общим планом снизу вверх, в вип-ложу, не более. Кстати, об этом сожалении. Хотел бы я видеть, как неизвестного режиссера, да ещё с не понятными целями пустят снимать в любую вип-ложу в любой стране.

 

Но это между делом. Пройсс нашёл себе другого героя «из верхов» - секретаря Донецкого горсовета Николая Левченко. Впрочем, того долго и искать не надо, тот сам идёт на любую камеру. Украинскому телезрителю Коля, как запросто именуется секретарь Донецкого горсовета, прекрасно знаком. Как и любой иной постоянный заседатель наших политических ток-шоу. И нишу там он избрал себе беспроигрышную, чтобы надолго «прописаться в телевизоре». Нишу радикала. Эти ребята - любимцы наших телеканалов. И не имеет значения, против кого они и за что голосят. Главное, чтобы не молчали. А то выпадут из телевизора. Народ в кинозале на каждое появление Коли на экране реагировал бурным смехом. И поделом. Зритель даже не слушал его пространные рассуждения о чём угодно: о значении ли «Шахтера» в партийной борьбе регионалов, о сравнении ли Сталина с Гитлером. Зрителя занимал лишь контраст в «декорациях». Контраст между бедностью простых героев и самолюбованием Коли в собственном «лексусе» и в собственных апартаментах. Со вкусом, там, правда, не очень, так о вкусах, кажется, спорить неприлично. Это личное дело Николая Левченко, как ему выглядеть в этом фильме. Как и то, что в конце фильма и он, и его отец разжёвывают режиссёру, что как государственный служащий герой не имеет права заниматься бизнесом. Но почему-то забыв, что в начале картины гордо повествовал тому же режиссёру, как он сейчас (!) летит в Дубаи с партнерами на строительную выставку, т. к. у них строительный бизнес. Как и большинству зрителей, мне неинтересны личные карьерные устремления Коли, хотя его отец откровенен: Коля рвётся в Верховную Раду.

 

Мне небезразлично совсем другое. Как выглядит человек, представляющий если не элиту народа Украины, то, как руководитель, имеющий право принимать решение на уровне города-миллионника, один из главных центров страны. А выглядит он смешно. Это не мой частный вывод, а реакция огромного кинозала, и уверяю, что и будущих зрителей. Тем более, мне неприятно, что выведен он таковым уже на европейский экран камерой иностранца. Как бы тот на словах ни уверял, что он и Колин друг, и друг других героев фильма. Экран же доказал, что Миклухо-Маклай, потомок запорожского казака Миклухи, относился к папуасам Новой Гвинеи с большим уважением.

 

5. Ещё одна «деталь» в развитие темы «уважения» Пройсса к Украине. Сугубо телевизионный момент. Незамысловатая сюжетная линия картины держится на победном пути «Шахтёра» к Кубку УЕФА. Лондон, Москва, Марсель, Киев, Стамбул. Скромный горняк Саша на свои кровные добирается в некоторые из этих городов малокомфортными автобусами. «Мажор» Коля, естественно, самолетами. Да и время проводит в лучших отелях и ресторанах, где рядом с ним засвечивается ещё одна такая же молодая надежда украинского политикума Олесь Довгий. Дело не в них, а в том, что сам футбол Пройсс не показывает, т. к. не имеет права. Все телеправа принадлежат УЕФА, у которой их купили только официальные вещатели. Пройсс - истинный европеец, он чтит законы, и вместо кадров матчей мелькают только фотографии и какая-то примитивного уровня мультипликация. Но куда пропадает «европейскость» создателей фильма, когда они снимают и открыто показывают в коммерческом (!) фильме фрагменты матчей Чемпионата Украины. Ведь в нашем Регламенте прописаны такие же права официального вещателя, как и в Регламенте УЕФА. Впрочем, для «европейцев» права «аборигенов» - такие мелочи. Подозреваю, что вежливый режиссёр даже что-то спрашивал об этом пресс-атташе «Шахтёра», но не тот ведь решает такие вопросы, а телеканал - официальный вещатель...

 

6. Всё ли так уж плохо в «Другом "Челси"»? Конечно, нет. Там есть герои, обаяние которых притягивает наше внимание к экрану на протяжении всей полнометражной картины. Это простые, вовсе не юные шахтёры. У каждого из них есть имя, отчество и фамилия. Но доброта, искренность, смелость заставляют нас запомнить их, как близких нам людей, только по именам: Саша, Валя, Коля, Иваныч. Какими «простыми» эти герои ни казались бы, они, как и другие миллионы граждан нашей страны, люди гордые. Ни разу ни в Киеве, ни в Донецке, ни в Харькове на трибуне стадиона я не видел огромного транспоранта: «Дорогой Игорь Михайлович! (Ринат Леонидович! и т. д.) Киев (Донецк и т. д.) благодарит тебя!». Зато видел его в рабочем сердце страны, о гражданах которой ещё Валерий Вересаев писал: «Британский лорд свободой горд...» - на центральной трибуне «Сити оф Манчестер» красуется огромный плакат «Манчестер благодарит тебя, шейх Мансур!» - обращению к нынешнему хозяину «Манчестер Сити».

 

Самое главное, герои картины - живые люди. Но такие они и вне фильма. Тот и сам по себе более чем скромен в своей палитре режиссёрских приёмов. А если вспомнить историю советского и украинского документального кино, и только его маленькую часть - о простых болельщиках футбола. И давние фильмы Дзиги Вертова, и Якова Местечкина, и Юрия Ткаченко. А потом «Футбол нашего детства» Алексея Габриловича - о добрых, неистовых, но чистых сердцем людях из народа в ещё более нищую пору - послевоенную. Или о том же самом - нашего современника и соотечественника Сергея Долбилова «Украина - чемпион» в лихие 90-е годы. Чтобы показать те же самые прекрасные черты нашего человека, Габриловичу и Долбилову понадобилось не почти 90 минут хронометража, а намного меньше, зато художественного уровня там ой как поболее! Ну, не в наших традициях обижать иностранцев, мы их больше холим, да порой преклоняемся...

 

7. И последнее. Быть может, самое главное. Фестиваль о правах человека - достойнейшее дело. И мы должны только приветствовать организаторов этого кинофорума и создателей картин о диссидентах и правозащитниках. Но когда с экрана Дома кино одна за другой были показаны две истории: одна - короткая, но пронзительная - об истинном узнике совести, заключенном сейчас (!) в тюрьму на долгие годы, о борце за гражданские права человека в Китае, Лауреате Нобелевской премии мира 2010 года Лю Сяобо. А вслед за ней вот эта история иностранца о «Донецке - городе контрастов»... Без комментариев.

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
, для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
31917
Читайте також
11.06.2011 09:34
Семен Случевський
для «Детектор медіа»
30 432
05.04.2011 14:09
Марина Баранівська
26 558
02.04.2011 12:22
Катерина Константинова, «Дзеркало тижня. Україна»
18 214
Коментарі
7
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
123
4911 дн. тому
статья о чем? что у нас классный был футбол и какие у НАС футбольные режиссеры? ...но пару строк есть и интересных (требующих посмотреть-таки фильм)
denis
5016 дн. тому
это не про кино вообще, это коля организовал контр-волну)
SamTakyj
5016 дн. тому
Існує фундаментальне правило: не можна критикувати мистецький твір за те, чого там, мовляв. НЕМА. Та, мабуть, спортивних журналістів цього не вчать
babay
5017 дн. тому
І звідки ця совкова манера вчити режисера, що і як знімати. Кожен митець знімає те, що бачить і відчуває. Автору не подобається - його 100% право про це сказати, але вчити режисера яким чином показувати наших чиновників у кадрі, а тим більше, закидати йому нелюбов до України - це вже, вибачте, спроби цензури:). Тим паче, що наші чиновники такими і є, і автор це усвідомлює сам прекрасно, тільки не хоче,щоб про це знав світ:) Сумно і смішно. Нам самим має бути соромно за те, що у нас відбувається
babay
5017 дн. тому
І звідки ця совкова манера вчити режисера, що і як знімати. Кожен митець знімає те, що бачить і відчуває. Автору не подобається - його 100% право про це сказати, але вчити режисера яким чином показувати наших чиновників у кадрі, а тим більше, закидати йому нелюбов до України - це вже, вибачте, спроби цензури:). Тим паче, що наші чиновники такими і є, і автор це усвідомлює сам прекрасно, тільки не хоче,щоб про це знав світ:) Сумно і смішно. Нам самим має бути соромно за те, що у нас відбувається
Ігор
5017 дн. тому
“Их вовсе не интересовали критерии творчества”. Пане Семене, а якщо без снобізму? Крім протиставлення, але не олігархів і шахтарів, а щирого електорату і ницих ліцемірних зверхників, у фільмі є також історія тріумфу “Шахтаря” й його вболівальників, здобудого за допомогою бразильців. Є цікаве використання анімації, є гумор, драматичні історії, сатира – широка палітра фарб. Є просто рідкісні для нашего кінотелебомонду зйомки у шахті, на кладовищі, на стадіоні, у квартирах донеччан – німець працював, причому працював багато й наполегливо, і це відчувається. Ваш захист олігархів-”патріотів” наївний: невже Ви гадаєте, що мільйони, виплачені Жадсону і Агахові, залишаться в Україні? А наїзди на Тетчер взагалі із серії “у вас там негрів лінчують”. Нам показали цікавий фільм, і шкода лише, що як за “Шахтар” грають бразильці, так за Україну зіграв німець Якоб, а не хтось із наших
Олег
5017 дн. тому
Все это выглядит, как старческое брюзжание: вот в советские времена были режиссеры - не то, что сейчас!. А претензии типа: "Зачем ты снимаешь об этом - сними лучше об этом и о том!" - вообще смешны.
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду