Анна Безлюдная и пошлость бытия
Стремительной развязкой завершился почти трехлетний период работы Анны Безлюдной на посту генпродюсера канала «Интер» и нахождения в центре внимания медиаобщественности.
Примечательно, что обсуждение работы Анны Безлюдной на «Интере» все эти три года сводилось почти исключительно к обсуждению личности госпожи генпродюсера - якобы феноменального, лютого деспота. То есть, речь неизменно заходила о такой мнимой социальной категории, как репутация. А репутация, в общем-то, может быть только плохой - иначе человека предпочитают просто не замечать. На плохой репутации строятся самые грандиозные карьеры, тем более, в такой злопыхательской сфере, как СМИ (вспомнить хотя бы самого известного в мире главного редактора - Анну Винтур из американского Vogue). Потому удивляться человеконенавистническому шлейфу Анны Безлюдной особенно нечего. Да и любой здравомыслящий человек, имеющий опыт взаимодействия с представителями топ-менеджмента украинских массмедиа, знает - люди без милых странностей в этом топ-менеджменте почти не оказываются.
И о методах работы экс-генпродюсера «Интера» действительно есть что вспомнить. Конфликт с работниками канала, хитро скроенные договора с которыми позволяли оставить их без полностью выплаченной зарплаты. Разрыв отношений с создателями программы «Караоке на майдане» и последующее программирование старых выпусков программы в то же время, в которое новые ее выпуски стали выходить на «1+1» (причем с результатом в пользу «Интера»). Переманивание на канал Савика Шустера с его «Свободой», формат которой принадлежал ICTV (перед наступлением «Интера» холдинг Виктора Пинчука позорно капитулировал, не найдя в себе сил перевести скандал из полемической плоскости в юридическую). Знаменитая премьера Дмитрия Фирташа на большом экране. Манипулятивные «Подробности», постепенно подтягивающиеся под стандарты 2004 года. И скандальный финал проекта «Великие украинцы», удивительно откровенный в своем мошенничестве.
«Великие украинцы», впрочем - единственная из всех программ, выведенных в эфир «Интера» Анной Безлюдной, вызвавшая серьезную общественную полемику фактом своего показа. Во всех остальных случаях резонанс вызывало не то, что делала Безлюдная, а то, как она это делала.
Потому, к сожалению, хваленый суровый нрав Анны Безлюдной не уберег ее от одной большой пошлости - программирования «Интера» и финала ее карьеры на канале.
За несколько лет до перехода на «Интер» госпожа Безлюдная вывела в эфир каналы К1 и К2, чье наполнение с творческой точки зрения было весьма нестандартным для украинского ТВ. Увы, особых рейтинговых успехов оригинальная программная политика каналам не принесла, и если бы не последующий сплав с «Интером», возможно, они бы уже оказались поглощены черной дырой вечности.
На самом же «Интере» действия Безлюдной были изначально подчинены коммерческой логике огромного канала (популярного у максимально широкой аудитории), не подразумевавшей пространства для экспериментов.
Потому, что касается сущностного наполнения интеровского эфира в годы правления Безлюдной, то сказать о нем нечего - перед зрителями разверзнулся серый тоскливый океан. В него зрители, впрочем, с удовольствием нырнули. Чем обеспечили «Интеру» возвращение из рейтинговых топей, в которые канал неторопливо погружался во время управления предыдущего генпродюсера - Леонида Мазора.
Придя к контролю над программированием «Интера», Анна Безлюдная заполнила его вторичным, но беспроигрышным шлаком - российскими фильмами и телесериалами; юмором кавээнщиков и жителей «Городка»; субботними концертами с участием советских и постсоветских звезд; слезливыми историями из жизни простых людей, веками не встречавшихся с родственниками; политическими ток-шоу, давшими решающий импульс прогрессирующей болезни политического истеблишмента - экстазу коммуникации. В общем, получился мутный коктейль без отчетливого вкуса, но зато со стабильно высокими показателями. Добавим к этому К1 и К2, которые вполне приемлемо себя чувствуют, ретранслируя и без того несвежую интеровскую продукцию.
Да, это был путь не горделивый, но выверенный. Он и не предполагал особо интересных находок и особенно большой любви платежеспособной аудитории. Доказательствами этому служат лишь две награды, полученные «Интером» на «Телетриумфе» (причем одна из них ушла за многолетний хит эфира «1+1» - программу «Самый умный»), а также постоянный перевес холдинга Пинчука над «Интер-группой» в сборе GRP по коммерческой аудитории (хотя «Интер» ориентируется на аудиторию 18+).
Безликость «Интера» времен Безлюдной обусловлена его исторической миссией - быть как можно ближе усредненному зрителю и соответствовать его уровню понимания устройства мира.
В этом отношении Анну Безлюдную можно поздравить - она очень точно чувствовала суть аудитории, с которой имела дело (в этом ей, правда, помогали опытные коллеги-продюсеры, в частности Сергей Созановский).
Ведь украинское общество ничто так не приветствует, как серость и невыразительность. И ничему не радуется так, как двусмысленности собственного положения.
Оно вроде бы и довольно поглощает западную коммерческую культуру, но одновременно восхищенно смотрит снизу вверх на Россию. Формально управляется с улицы Банковой, однако беспрестанно поглядывает в сторону Кремля. Здесь вроде бы никто ни во что особо не верит, однако к православию все же испытывает пиетет.
В общем, на «Интере» эти три года все происходило по стандартам социума и медиарынка.
Да и завершение работы Анны Безлюдной на «Интере» тоже было исполнено по устоявшемуся пошлому водевильному сценарию украинских СМИ. Она была уволена не за неудовлетворительные показатели работы, а в результате неких закулисных интриг, о содержании которых можно только догадываться. Книксеном корпоративного слабоумия в этом смысле выглядит благодарность за плодотворную работу, которую на принужденное прощанье объявил Безлюдной Валерий Хорошковский.
Функция руководителя «Интера» - этого динозавра, выжившего со времен централизованной подачи информации каналом УТ-3, - заключается именно в создании безликого эфирного ретранслятора, жмущего на точки столь же безликого постсоветского зрителя, вкусы которого формируются унылыми структурами прошлого.
И кто бы не пришел на смену Безлюдной на «Интере» или на кого бы из оставшихся на канале менеджеров не были возложены ее функции, этому человеку придется заниматься ровно тем же.