Велик, да недорог

17 Червня 2009
20351
17 Червня 2009
19:20

Велик, да недорог

20351
Почему телеканалу «Украина» не удается заработать на своем росте.
Велик, да недорог

Взлетев по показателям телесмотрения, ТРК «Украина» не может извлечь из этого ощутимую финансовую выгоду. Сам канал считает, что виновата монополия «Интер-рекламы». Рекламисты - что каналу нужно ждать осени, работать над пиаром и омолаживать аудиторию.

 

С февраля «Украина» регулярно вырывается то на третье, то на второе место по аудитории 18+. Но не может конвертировать достижение в деньги. Она остается единственным телеканалом «большой шестерки», чья коммерческая доля меньше доли телесмотрения (показатель, говорящий об эффективности продаж). В абсолютных цифрах ситуация еще хуже. По подсчетам компании Cortex, за первое полугодие ТРК заработала всего 3-4% денег рынка (около 30 млн грн), тогда как ее доля смотрения то и дело вырывалась выше отметки 10%. Для сравнения: каналы холдинга Виктора Пинчука, чья общая доля смотрения 30%, сгенерировали 50% всех поступлений отрасли.

 

 

Вражда домами

Продавцы рекламного времени «Украины» (сейлз-хаус «Сфера-ТВ») считают, что корень финансовых бед нужно искать в политике скидок «Интер-рекламы» (историческое название структур, продающих рекламное время группы «Интер» и холдинга Виктора Пинчука, далее - ИР). «Причина, думаю, всем понятна - монопольный сговор на рынке», - говорит партнер «Сферы-ТВ» Юрий Когутяк. ИР дает скидки (до 30%) тем рекламодателям, которые распределяют на нее весь или почти весь свой бюджет. В распоряжении ИР имеются четыре крупнейших канала из шести, а также множество разноцелевых «малышей» и «середнячков». Такого альянса достаточно для полноценной кампании. Поэтому полным или частичным эксклюзивом ИР пользуется большинство топовых рекламодателей. Безусловно, это большая проблема для остальных игроков, в том числе для «Украины».

 

По информации ТК, «Сфера-ТВ» регулярно пытается добиться для себя особых условий. Таких, какие были у нее еще в прошлом году. Тогда ИР дружила с ней против «1+1» и других подопечных дома продаж «Приоритет». Если какой-то рекламодатель отдавал весь бюджет ИР, ему позволялось немножко разместиться на каналах «Сферы-ТВ» без ущерба для эксклюзивной скидки. ИР теряла немного, зато имела гарантию того, что ее главный конкурент не сможет скооперироваться с «Украиной» и таким образом укрепить свои позиции. С 2009 года «1+1» начал продаваться самостоятельно, а падение его рейтингов стало очевидным, поэтому конкурентов у ИР, по большому счету, не осталось. Для ИР в картеле уже не было смысла, он распался.

 

Весной «Сфера-ТВ» попыталась вернуть дружбу. Однако крупнейший дом продаж то ли не верит в восстановление «1+1», то ли сомневается, что «Украина» удержит взметнувшиеся позиции, но возобновлять партнерство не хочет. Пока что. Там есть разные группы влияния, и если одна из них переубедит другую, всякое возможно. На всякий случай «Сфера-ТВ» старается вести себя корректно. К примеру, не пускает к себе должников ИР (такие рекламодатели изобрели инновационный, в своем роде, принцип подбора телеканалов - «те, кому мы еще не должны», и в первую очередь они стучатся к «1+1» и «Сфере»).

 

 

Широка страна моя родная

Пока что «Украине» приходится искать другие выходы. Еще с зимы «Сфера» и «1+1» вместе приходят на переговоры с крупными рекламодателями. До сих пор какого-то явного преимущества это не давало. Если рекламодателя не устраивали условия ИР, он и так покупал «Плюсы» и «Украину» вместе, поскольку поодиночке они слишком малы для полноценной кампании. Скорее, можно говорить о пакте о ненападении. Две стороны стараются хотя бы не опускать цены по отношению друг к другу, попутно упрощая клиентам покупку некими пакетными предложениями.

 

Однако Юрий Когутяк говорит, что схема совершенствуется. Пул разрастается, в него приглашены другие каналы, помимо «своих». В частности, по информации ТК, в июне «Сфера-ТВ» начала сотрудничать с RU Music, расставшимся с Maxximum Adv (и не исключено, что скоро она станет эксклюзивным продавцом музыкального канала). Кроме того, дом продаж сейчас работает как баер для ТЕТа. Круг остается открытым и для других желающих. «Мы предлагаем набор каналов, покрывающих около 30% аудитории. Если говорить об эффективности кампаний, то для некоторых брендов у нас можно достичь оптимального охвата, определенной частоты контакта. Для средних и небольших рекламодателей это оптимальный набор с точки зрения соотношения цены и медиапоказателей, хотя в случае с крупными брендами есть нюансы», - считает г-н Когутяк.

 

Летом заполняемость рекламных пауз традиционно не самая высокая. Поэтому альтернативный пул сейчас - слабый конкурент ИР. Но осенью ожидается оживление. Ресурс на крупнейшей площадке будет в дефиците, автоматически повышая стоимость размещения. Тогда «Украина» получит шанс собрать больше денег. «Если бы канал начал расти на 2-3 месяца раньше, то народ успел бы перестроиться. А так... У них условия гибче, а все равно ничего не идет. Сейчас, летом, активность падает, поэтому собирать деньги тяжело. Не везет им, бедным. Хотя там нет проблем с постановкой в эфир, в отличие от ИР, и цена на 15-20% ниже. Мы эксклюзивно размещаем у них (в пуле "1+1", "Украины" и других каналов, не входящих в ИР. - Авт.) "Мивину", и у нас нет проблем с попаданием в эфир в прайме, - отмечает генеральный менеджер Mindshare Ukraine Валерий Вареница. - А вот осенью, когда ИР начнет дорожать, все будут искать способы оптимизации цены и качества. Тогда они могут на что-то рассчитывать». Директор ZenithOptimedia Денис Сторожук тоже полагает, что канал может несколько увеличить «сбор урожая» осенью: «В этот период ожидается увеличение цен на каналах конгломерата ИР+НКТГ, соответственно, некоторые рекламодатели не смогут позволить себе размещаться там».

 

«Украина» может также перетянуть на себя долю «1+1». Уже в мае P&G - самый крупный рекламодатель - увеличил ее квоту в сплитах. В апреле он разместил на «Сфере» около 25% рейтингов, на «1+1» - более 60%, а в мае пропорция практически сравнялась. Немного, но все-таки изменили сплиты Colgate-Palmolive и даже компании, размещающиеся на ИР. «До сих пор сначала планировался "1+1", а затем "Украина", по остаточному принципу. Но если "Украина" закрепит свой рост, очередность может измениться. "1+1" уже сложновато обслуживать тот гарантированный объем обязательств, который они на себя взяли», - считает Валерий Вареница.

 

 

Геронтомания

Представители рекламных агентств считают, что «Сфера-ТВ» предприняла весь арсенал действий, который только могла, и в профессионализме ее команды сомнений быть не может. С главным препятствием - эксклюзивами ИР - она ничего не поделает.

 

Однако есть одно обстоятельство, в котором «Украина» может пенять только на саму себя. А оно существенно тормозит ее позиции на рынке. Дело в том, что рост телесмотрения у канала произошел однобоко. Главным образом - за счет зрителей мужского пола старше 55 лет. В то время как молодая платежеспособная аудитория увеличилась незначительно и аффинитивность для этих целевых групп ухудшилась. По коммерчески привлекательной аудитории 14-49 канал все еще в конце топ-шестерки.

 

 

 

 

Данные компании Cortex

 

«Что у них стоит в прайме буднего дня? "Шустер live". Кто его смотрит? В основном, люди старших возрастных категорий, бабушки-дедушки, помешанные на политике. Это дает каналу неплохие рейтинги, но рекламодателям нужна не такая аудитория. Им нужно больше молодых людей, молодых женщин», - считает представитель крупного рекламного холдинга.

 

Денис Сторожук отмечает, что дисбаланс в структуре аудитории гасится «Сферой-ТВ» путем поиска оптимальной стоимости «целевого» пункта рейтинга. Но очевидно, что было бы гораздо лучше, если бы ядро аудитории телеканала было как можно ближе к целевым аудиториям рекламодателей. Собирается ли канал изменить программную политику так, чтобы привлечь побольше коммерческих зрителей, - неизвестно. Соответствующий запрос ТК остался без ответа.

 

Рекламисты также считают, что каналу следует поработать над пиаром. «Мне кажется, они мало пиарят свой рост. Им нужно доносить эту информацию до как можно более широкого круга лиц. Недавно у нас был такой случай. Делали спонсорский проект для одного клиента. Он хотел взять три крупнейших канала. Поскольку в мае "Украина" была на втором месте, мы предложили ее в числе других. Но клиент очень удивился, даже возмутился. У людей прочно засело в сознании, что это "необязательный", шестой-седьмой канал в списке», - рассказывает управляющий партнер группы Maxximum Виктория Семененко. «Нужно, чтобы в головах рекламодателей и сотрудников агентств произошел сдвиг. Когда они поймут и привыкнут к тому, что это ведущий канал, тогда "Украина" начнет собирать деньги», - добавляет Валерий Вареница.

 

Гендиректор «Украины» Вальдемар Дзики любит повторять, что канал должен строиться. Мол, поиск своего зрителя и угадывание его вкусов - не молниеносный процесс. Наверное, то же самое можно сказать и о поиске своего рекламодателя? Даже «Сфера-ТВ» в своих отчетах до сих пор описывает каналы в таком порядке: «Интер», «1+1», Новый, ICTV, СТБ, «Украина»... Устоявшиеся стереотипы - штука сильная. Возможно, и рекламодателю для того, чтобы перестроиться, нужно привыкнуть к новому статус-кво канала, а перво-наперво - убедиться в стабильности и долгосрочности тренда. Коль уж разрывать эксклюзив с ИР, ухудшая свои условия на крупнейшей площадке, - то ради железного крепыша, а не игрока с ситуативным фартом.

 

Безусловно, ИР так просто свою долю никому не уступит. Какими бы сложными ни были отношения внутри конгломерата, люди там достаточно грамотны и прагматичны, чтобы в период роста рынка выжать из него все, что можно. И молча смотреть на объединение конкурентов они не будут: по словам консультанта Дмитрия Дутчина, сейлз-хаус готовит на осень «определенное предложение, которое будет учитывать в том числе и этот нюанс». Но есть вещи, зависящие исключительно от менеджмента «Украины». Если она закрепит, подтвердит свои позиции в ближайшие месяцы, попутно улучшая профиль аудитории и активно донося до рекламодателей информацию о своем росте, то осенью у нее будут все шансы наконец-то монетизировать новые рейтинги.

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
20351
Читайте також
21.06.2010 13:49
Евгения Продаева
31 266
29.04.2010 08:14
Евгения Продаева
40 583
07.07.2009 09:17
Ирина Миронова, «Коммерсантъ»
18 159
01.07.2009 15:26
Евгения Продаева
13 929
16.06.2009 08:24
Олеся Маркитан, для «Детектор медіа»
26 145
05.06.2009 09:35
Евгения Продаева
22 331
13.05.2009 10:39
Тетяна Селезньова, «Главред»
40 372
07.05.2009 16:49
Евгения Продаева
9 909
17.04.2009 16:04
Евгения Продаева
18 387
08.04.2009 11:10
Евгения Продаева
54 355
Коментарі
18
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
RPIK
5628 дн. тому
RTSP
RPIK
5628 дн. тому
RPIK
Продаева
5635 дн. тому
Номер раз "Канал считает, что виновата Интерреклама" (это мнение Дзики. Расскажите ему, как он ошибается:))), откройте глаза на истину) * Номер два - "ТРК заработала 3-4%" (приведите другие данные, если они у вас есть. Никто не знает, ктолько заработал весь рынок, можно говорить только об оценках. Именно вам известна правда с точностью до копейки?) * Номер три - "осенью ожидается оживление" (вы отрицаете тот факт, что кто-то действительно ожидает оживление ? :)) читаете мысли всех участников рынка и точно знаете, кто из них чего ожидает?) * Номер четыре - "украина получит шанс собрать больше денег" (то есть вы считаете, что ваш канал не получит шанса собрать больше денег? ) * Номер пять - "не везет им, бедным" (то есть вам везет и вам достаточно денег?) * Номер шесть - "Сфера Тв применила весь арсенал действий" (вы отрицаете тот факт, что рекламисты так считают? это слова трех людей) * Номер семь - "рост телесмотрения произошел однобоко".... (покажите мне другие данные) * Не вижу ни одного вменяемого аргумента. Лишь истеричное, огульное хаяние всех и вся.
vi
5635 дн. тому
Аня, да вы уже второй раз кланяетесь)))) все уже поняли, не нужно два раза всем повторять, здесь большинство с первого раза понимают) а вообще, девушки, оч повеселил ваш диалог, спасибо за удовольствие)))
Смотритель
5635 дн. тому
Вы черезчур импульсивны, зачем эти ваши эмоции? эмоциями вы можете подчиненных убеждать, не меня. Так вот, 110 млн. - вы просто не понимаете, о чем пишете. Если приведете первоисточник информации о 110, я вам попытаюсь растолковать, на основе 1ого класса экономтеории, о чем идет речь. А так - слышала звон, да не знаю где он. Подсказка для эмоциональных "заек" - обещать - не значить жениться. Вы спрашиваете, что в вашей статье неправильно? Тогда по пунктам. Номер раз - "Канал считает, что виновата Интерреклама" Номер два - "ТРК заработала 3-4%" Номер три - "осенью ожидается оживление" Номер четыре - "украина получит шанс собрать больше денег" Номер пять - "не везет им, бедным" Номер шесть - "Сфера Тв применила весь арсенал действий" Номер семь - "рост телесмотрения произошел однобоко".... и т.д. Мой финальный вывод - повторюсь - статья - полнейшая вода с набором очевидных фактов, отсутствием аналитики, вдумчивости, субъективно подобранными комментариями, выборочно надерганными фактами. За сим откланяюсь.
Продаева
5635 дн. тому
Ой, да у вас просто истерическая паранойя, барышня. Вы можете опровергнуть хоть что-то из моей статьи? Нет. Но погавкать посчитали нужным. Чего вы добились? Мое негативное отношение к "Украине" 5 минут назад сформировали вы. ПОЗДРАВЛЯЮ! За 1 сутки вы ничего мне не доказали (потому что говорили о том, что вообще не имеет отношения к теме), зато успели полить говном все агентства, которые приносят вам деньги, собственных продавцов и профильный ресурс. Мда, с коммуникациями у вас действительно плохо.
Продаева
5635 дн. тому
Как интересно. А на что ж вы тратите 110,5 млн долларов транша СКМ? Судя по официальным данным затраты у вас все-таки немалые. "операційні витрати" в 2008 - 577,5 млн грн. Для сравнения у "нового" - 353 млн. Чистый убыток у вас за прошлый год - 290 млн грн.
Смотритель
5635 дн. тому
Суть моих постов и наблюдений сводится к следующему. Вы, как и Телекритика в целом, негативно относитесь к Украине. Это данность. И ваша статья - очередной манипулятивный экзерсис на эту тему. Я уже говорила об общем впечатлении о статье - есть хороший продавец, есть сложившиеся условия рынка и есть такая - сякая Украина, которая не думает наб своей аудиторией, не думает об "отбивании инвестиций" и т.д. Что меня больше всего умиляет, так это ваши сентенции о сложившихся устоях и практике рынка. Которой надо следовать и упаси боже пытаться приводить рынок к цивилизованному состоянию. Смешно.
Смотритель
5635 дн. тому
Вы мне напомнили Богуцкого, распинающегося на каждом углу о том, как все дорого покупает Украина. Я вас разочарую, девиз в наше сложное время может быть только "покупаем дешево, продаем дорого". Не пользуйтесь каналом связи ОБС (одна бабка сказала), насчет стоимости двух звезд - это просто бред сивой кобылы. Нет таких денег сейчас на рынке. По поводу ваших размышлений о вбухивании денег - да нет никаких огромных инвестиций в рост, просто даже минимум можно использовать эффективно. Не красть деньги - самый простой ответ. Ну и насчет наращивания доли - сейчас самое лучшее время для этого, поскольку рост обходиться гораздо дешевле.
Продаева
5635 дн. тому
Поражение в чем? :)) Вы не хотите подписаться под собственными словами, так почему я должна воспринимать их всерьез? Я не считаю весь этот разовор дискуссией, поскольку не знаю, кто вы и из-за чего спорите. Лишь бы поблаблакать, как вы сами выразились. Суть всех ваших постов сводится к тому, что виноват кто угодно - агентства, взяточники, сфера и т.д., только не канал. Забываете о главном: такие правила игры на рынке и такая его конфигурация появились не сегодня, даже не в прошлом году. И когда канал вбухивал огромные деньги в рост телесмотрения (говорят, "Две звезды" обошлись в полтора миллиона убитых енотов), он должен был понимать, сможет он отбить эти деньги при таких обстоятельствах или нет. Это все равно, что накупить бриллиантовых ожерелий, поехать с ними в Африку и возмущаться, почему голодные негры не хотят их покупать. До свидания.
Смотритель
5635 дн. тому
Да мне как-то все равно, что вы видите, уж поверьте. Аргументы у вас исчерпались, поблаблакали, теперь можно перейти на "заек". будем считать теперь уже ваш тон за признание поражения. Ваши обобщения и упрощения в последнем сообщении - что ж, достойно Телекритики. Ваш фирменный стиль. За сим откланиваюсь, Ваша Смотритель. А также читатель и писатель. До новых дискуссий.
Продаева
5635 дн. тому
Соглашусь, что многое из того, о чем вы сказали, - это совсем другая история. :))) Не покидает ощущение, что все это я уже слышала. По-моему, от издателей. Они тоже считают, что во всем виноваты агентства . Просто массовые козлы отпущения. А вообще... не убивайтесь вы так, зайка, все будет хорошо. Злой рок, представший на пути невинной ТРК «Украина» негодяями-хабарныками из агентств и нелюдями из Интеррекламы, будет повергнут в пропасть небытия силами добра. И восстановится курс, и придут к вам рекламодатели. Что же касается всех глубинных и истинных факторов, до коих моему узкому уму не дано было дотянуться, то ваш канал имел возможность изложить их в своем официальном комментарии (я же вижу по айпишнику, откуда вы). Но не потрудился этого сделать. Поэтому попрошу после боя руками не махать.
Смотритель
5635 дн. тому
Существование откатных схем существует за царя гороха, ничто не ново под луной. Но связка Интер-Пинчуки во многом этими схемами цементируется и поддерживается. И курс 5 имеет одно очень интересное, альтернативное, объяснение. Это объяснение связано как с этими схемами, существовашими в прошлом году. Но это уже совсем другая история. Статья попахивает откровенной заказухой, говорится об очевидных вещах, но не говорится о скрытых факторах, которыми руководствуются участники рынка. Хотя эти факторы просто отвратительно просты. И когда очередной вареница заявляет о том, что "делить будем по-честному", то как тут не вспомнить об истинных мотивах маркет-мейкеров.
Смотрителю
5635 дн. тому
Да ладно вам. Схемы с откатами родились очень давно, еще когда интер не был с пинчуками. Это не их личное изобретение. И по-мему они его толком не отцают существование таких схем http://www.telekritika.ua/comerciyna/2009-03-04/44192 Но судя про тому как часто Остраков ездит на очень дорогие курорты типа Таити http://kwendi.net/gallery_ostrakov_02 Сфера тоже не на одну зарплату живет
Смотритель
5636 дн. тому
Евгения,с вашего позволения спрошу/прокомментирую еще. Мое первое замечание касалось акцентов, расставленных в вашей статье. По моему мнению, расставленных необъективно. Очень много сказано о том, что некий продавец пытается делать максимум, но под воздействием внешних факторов ничего не получается. И доказательство тому - приведенная вами оценка собранных денег. Но давайте будем честными - есть сильный продавец и есть слабый продавец. Все остальное - от лукавого. По моему мнению, о чем необходимо говорить в первую очередь, это об неэффективной структуре рынка и его тотальной коррумпированности. И то, чего вы не знаете или говорите, что не знаете, тормозит весь рынок. Неформальный "заработок" агенств я оцениваю в 3-20%. Это по вопросу 3. По вопросу 4 - 10% в среднем. Подчеркну, что это субъективная оценка на основе общих макропоказателей рынка и движения денег между каналами и рекламодателями, включая агенства с обеих сторон. Когда вы говорите о том, что курс 5 - правильный для Интера и Пинчуков - по-моему мнению, вы ошибаетесь. Курс неправильный для РЫНКА!!! Курс макроэкономики для первого класса говорит о том, что не может сотня клиентов диктовать условия и курс ограниченному количеству продавцов. Это если рынок эффективный. И единственное объяснение перекоса, при котором компания типа P&G может диктовать условия - недальновидность каналов. Интер и Пинчуки обрубили сук, на котором сами сидели. Покажите еще рынок, где объем рекламы в долларах схлопнулся в 3 раза, даже в условиях кризиса. Стратегия Холдинга простая - лучше я заработаю меньше, но при этом не дам заработать другому. Наверное, они считают, что таким образом могут вытолнкуть 1+1 и ТРК Украина с рынка. А насчет того, как эффективно продает каждый сейлз-хаус свои каналы - так посмотрите статистику заполнения, много над чем можно подумать. Много вопросов, да только ответов мало.
vi
5636 дн. тому
Евгения))) да ладно Сфера, а вот то, что МРМ в своих еженедельных отчетах до сих пор пишет : первый топ составлялся для ЛИДЕРОВ эфира - Интера и 1+1, а второй для каналов "второго эшелона" Айситиви, СТБ, Нового и УКраины. вот, по-моему это намного веселее
Продаева
5636 дн. тому
Уважаемый смотритель. За приказной тон ваш пост следовало бы проигнорировать, но все же отвечу. По порядку. Я хотела сказать имнно то, что сказала. * Нет. И там так не написано. * Если я - это Валерий Вареница, то да. Но имхо между нами есть небольшая разница. * Даю: 1) к1, ОРТ, украина. Я где-то опровергала факт роста? Вся статья отталкивается от него * 2) Структура зрителей Интера очень похожа на структуру Украины. У 1+1, СТБ, Айситиви структура лучше. У Нового перебор с отроками. Вам еще о ком-нибудь рассказать? * 3) если вы знаете - расскажите * 4) думаю да * 5) для них - да * 6) потому что еще 1,5 года назад их доли рынка были одинаковы, потому что сейчас у Пинчуков лучше каналы, а у Интера- продавцы. Что вам еще такого рассказать, что тоже не имеет отношения к теме? * 7) у меня нет информации о том, что в структуре продаж Сферы хуже всего продается Украина. * Ни в одном моем глазу нет лесопосадки. * Надеюсь, я вас удовлетворила. Если нет - спрашиваете еще.
Смотритель
5636 дн. тому
Однобоко и необъективно! Что вы хотели сказать? что Сфера из кожы вон лезет, а ТРК Украина почивает на лаврах и не занимается ПРом, улучшением зрительской аудитории и др.? И вообще, ТРК Украина начала расти не вовремя, надо бы раньше начинать расти - да?. Тогда дайте ответы на такие простые вопросы: 1) какой ТВ-канал растет со скоростью десятков процентов (2009 vs 2008)? 2) структура зрителей Интера лучше структуры ТРК? 3) какие откаты получают агенства за обеспечение монополии на рынке? 4) получают ли откаты представители рекламодателей, которые монопольно размещаются на Интере и Пинчуках, в том числе руководители известных межждународных компаний? 5) эффективным ли было решение о фиксации курса 5, принятое монополией? 6) почему существует конфликт Интера и Пинчуков в разделении доходов от рекламы? 7) почему в структуре продаж Сферы ТРК Украина продается практически хуже всего? и т.д. так что соринку в чужом глазу видно очень хорошо, а бревно, нет, я бы сказала, лесопосадку в своем заметить ну оооочень непросто.
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду