Переобувшиеся конъюнктурщики и джинсовики ни в чем не каются
После ряда публикаций о телеведущих, которые до начала полномасштабной войны вбрасывали в наше информационное пространство российскую дезинформацию, а теперь продолжают работать в национальных телемарафонах, пошла реакция. И это хорошо.
НО! Если вы думаете, что хотя бы кто-то из героев наших публикаций или топ-менеджеров телеканалов, где те работают, искренне раскаялся, готов извиниться публично, то НИТ.
Реакция сводится к тому, чтобы рассказать, что они не виноваты. Виноваты либо гости телеэфиров, за высказывания которых ведущие, мол, не несут ответственности. Либо нерадивые журналисты, которые, мол, сделали плохие сюжеты.
То есть это не ведущие, — а чаще всего они являлись и топ-менеджерами каналов или руководителями программ, — приглашали и приглашали в эфиры гостей, которые работали по российским темникам. Это не они молча выслушивали потоки российской дезы, льющейся из продажных уст гостей, это не они выстраивали драматургию своих программ таким образом, чтобы проукраинская позиция была всегда в проигрыше, это не они подобострастно заглядывали в рот медведчукам-мураевым, это не они наполняли свои программы заказной чернухой в угоду хозяев своих телеканалов...
Или это «плохие журналисты» могли, оказывается, сами решить взяться за тему, созвучную российской пропаганде, заказать для ее съемок технику, заверстать сюжеты в программы, заставить ведущих программ подвести к этому своему сюжету… А ведущие и редактора не имели никакого к этому отношения, они ж, оказывается, не влияют на выбор тем, сюжетов и прочее.
Ха-ха.
Чтобы коллеги не тратили время, пытаясь повлиять на нашу редакционную политику, четко обозначу позицию «Детектора медиа» в этом вопросе и позицию многих журналистов, которые постоянно обращаются к нам.
— Информационная война является важнейшей частью гибридной войны, развязанной Россией против Украины десятилетия назад.
— Те, кто был участником информационной войны против Украины, должны нести за это ответственность. Мы не требуем открытия уголовных дел, штрафов и прочего. Но мы считаем, что этим персонажам не место в эфирах национальных телеканалов во время полномасштабной войны России против Украины. В любых эфирах, право вещать на которые предоставляет государство путем выдачи лицензий. Государство содержится нами, плательщиками налогов. И мы не считаем возможным поддерживать своими налогами тех, кто вел против нас информационную войну.
— Да, есть разница между теми пропагандистами, которые системно продвигали именно российскую и пророссийскую дезинформацию, и теми, кто «просто» занимался «заказухами», которые могли быть как созвучными российской пропаганде, так и нет. Хотя провести четкую грань между тем, что было пророссийским, а что нет, на самом деле далеко не просто. Ведь системная война, скажем, с теми же «соросятами», продвижение тезиса о западном «внешнем управлении» и так далее, полностью ложатся и в российские нарративы. В то же время это было составляющей редакционных политик не только каналов Медведчука или Мураева.
Поэтому наша позиция, повторюсь, однозначна: за все содеянное нужно уметь нести ответственность. И за системное продвижение рашистской повестки дня, и даже за один явно заказной пророссийский сюжет. Были причастны к его изготовлению и продвижению? Извинитесь! ПРОСТО ИЗВИНИТЕСЬ. А не пытайтесь уйти от ответственности путем кулуарного давления на тех, кто смеет вам об этом напоминать публично.
Как извинились в 2004 году журналисты телеканала «1+1» за то, что обслуживали интересы, кстати, того же Медведчука, возглавлявшего тогда Администрацию президента Кучмы. Сейчас же я не встречала ни одного примера подобных извинений! Между тем до тех пор, пока этого не произойдет, мы не можем говорить о каком-либо очищении профессии и о том, что все не повторится вновь.
В доказательство этому вот фрагмент переписки со мной одного из тех, кто системно занимался российской пропагандой в эфире каналов Медведчука, а нынче является ведущим одного из национальных марафонов:
«— Кто там доноры у Детектора? Напишу им письмо. И ещё, Наталья Львовна, если завтра меня пристрелят под подъездом, моя кровь будет и на ваших руках, подумайте об этом
— А кровь тысяч погибших наших людей — уже на ваших.
— Абсолютная ложь».
Еще будут вопросы?