Германия и в Африке Deutschland
Ни слова о самих матчах. Расскажем, как освещается мировой футбольный форум немецким телевидением. Но это соответствует многим красивым голам. Имеет отношение к «немецкому качеству». Что автомобиль, что телерепортаж.
Конкретно. Чемпионат мира по футболу освещается двумя ведущими общегерманскими каналами Общественного телевидения ‑ ARD и ZDF .Чуть меньше ‑ RTL. Заранее и тщательно договорившись, они действуют вместе и по очереди. Каждый день немцы смотрят на одном из каналов по три встречи мирового чемпионата ‑ с обеда и до позднего вечера. Смотрят бесплатно, в отличие от встреч внутренней Бундеслиги, где полные репортажи даются за плату специальному вещателю футбола и кино, а регулярные отчеты на остальных каналах ‑ только фрагментами.
Показ встреч национальной команды бескорыстен, обязателен и всегда отмечен высоким уровнем мастерства телевизионщиков. Все три канала работают на чемпионате дружно и заинтересованно. Стараются для всего германского общества, не только страстно любящего футбол, но и умеющего на нем зарабатывать. Даже во времена кризиса. По последним сообщениям, Германия занимает в Европе первое место по прибылям от футбола. И такое же место по посещаемости футбольных стадионов. Футбол в этой стране праздник. Ногами играют, зарабатывают и отвлекаются от грустных мыслей.
А как же здоровая и нездоровая конкуренция при такой идиллии? Дружный триумвират каналов ее обязательно соблюдает. Но и соревнуется с коллегами изо всех сил. Не за количество рекламы или за тех, кто за ними стоит. И даже не за рейтинги. Футбол смотрят массы. Не для того, чтобы прославить отдельных героев и хозяев и быть патриотичнее всех. Не для стремления побогаче выглядеть в кадре, хотя денег не очень богатые (относительно) общественные каналы на футбол не жалеют. А значит, их имеют.
Глядя на каналы, поочередно выступающие в футбольном эфире со своими определенными телевизионными лицами, рискну заметить: каждый из них изо всех сил борется за свое немецкое качество ‑ и общее, и отличное от конкурента. Зрителю интересна эта смена лиц и положений. Вот какая конкуренция получается.
Что общего и приметного
В кадре и за кадром футбольной программы действуют спецы, дополняющие друг друга. Репортер ведет репортаж, умело разматывая нить игры. Конечно, в основном за кадром, но не скрывает своего таинственного облика, как у нас. (Кто видел когда-нибудь лица, скажем, ведущего репортаж Босянка или Джулая?) Инкогнито. Лицо может быть и в звуке? Возможно. Но немцы никогда не скрывают своих репортеров ‑ показывают вживую и на фото.
За репортерами (по важности) идут, не смешиваясь с ними, эксперты ‑ разумеется, из бывших футбольных звезд, тренеров и судей, умеющих говорить в кадре. Немаловажно качество не только в футбольном действе. И если можно выявить и научить футболиста убедительно и грамотно говорить, то, возможно, и в нашей политэлите, и в футбольной программе с этой задачей можно справиться. Сразу или со временем.
А то вот Анна Герман говорит, что, помимо Савика, у нас полно своих говорящих экспертов. Но где они конкретно?
В Германии футбольный эксперт должен иметь не только вес, слово, авторитет, а еще и таинственный шарм. Как у выступающих в славной шеренге немцев Нетцера, Беккенбауэра, Брайтнера, Канна, Клоппа. Славные имена ‑ постарше и помоложе.
И постоянные эксперты в кадре. Неожиданно к ним добавился Юрген Клинсман. После своего нехорошего отказа от бундестима и провала с «Баварией». Простили, взяли в кадр, все же Клинсман.
Итак, кроме первоклассных режиссеров, операторов (передаваемая из Африки картинка, как всегда, безукоризненна, если бы не дудки...), редакторов, мастеров репортажа матчей, экспертов, кто еще участвует в действе?
Ловцы футбольных душ ‑ интервьюеры. До начала игры, во время матча, после него, в кругу семьи, в дебрях Африки, на окруженной проволокой базе, на пляже, в автомобиле ‑ интервьюер все равно разыщет нужного игрока или тренера и поговорит с ним. А футболист будет давать интервью с удовольствием и долго, пока его не поблагодарят, и он, в свою очередь, не ответит «данке шен». К такой доброжелательности к работникам прессы нам надо идти еще долго и терпеливо. Для начала бы хоть не били камеры и не швыряли микрофоны.
Что еще общего у трех «футбольно-живущих» немецких каналов? Конечно, мощные технические возможности, телемосты между Германией, Африкой и всем футбольным миром. Идет прямая трансляция матча, но с врезками толп болельщиков на африканских трибунах и на площадях Берлина, в кафе различных городов. Люди бушуют и говорят противоположное ‑ весомо и зримо. Французский болельщик, вслед за Зиданом, обзывает «свиньей» французского тренера за невыразительную игру, а толпы немцев скандируют ласково: «Швайни!» ‑ по поводу замечательнейшего паса Швайнштайгера.
Прямой эфир торжествует. Он в основном и делает из чемпионата настоящий праздник. Такие кадры снимаются десятками операторов в разных, порой немыслимых, точках. А знатоки в студиях подкрепляют свои комментарии хитроумными раскладками и схемами компьютерной графики игровых ситуаций.
Это общее для трех каналов. Но каждый из них хочет показать футбол и все, что вокруг него, по-своему. ZDF посылает перед чемпионатом известного продюсера Р. Кальмина верхом на лошади чуть ли не в кругосветное путешествие с футбольным мячом.
ARD в день выпуска своей программы дает прямую получасовку «Валдис-клуба» из Африки, где один из симпатичных руководителей спортивных передач на канале Вальдемар Хартман ведет на берегу озера серьезно-потешную программу с участием больших и смешных людей. Безусловно, обсуждают перипетии матчей. И невероятно серьезно, как это делает эксперт и большой футболист Пауль Брайтнер, и по-смешному ‑ в исполнении пародиста самого кайзера Франца. Очень живо и без патетики.
...Но вот заканчивается вчерашняя трансляция футбольного вечера на ZDF, симпатичная ведущая еще разговаривает с Олли Канном, и вдруг следует врезка в середине футбольного материала ‑ пойдет, вроде бы, иной. О чести и достоинстве, как ни странно.
Теперь опять вспоминаю свои впечатления от радостного и искреннего приема ‑ встречи мюнхенцами родной, но проигравшей накануне «Баварии», о чем я рассказал в «Детектор медіа». Эти восторги всего Мюнхена подтвердил и Владимир Познер в своей программе на Первом канале. Было ведь чему поразиться: радости и преданности.
А вчера на несколько минут остановили трансляцию в студии, чтобы дать место в эфире экстренному сообщению. Впрямую. Поздним вечером. Сюжет, передающий прощание подавшего в добровольную отставку президента Германии, которого кто-то не так понял в афганских делах.
Он прощался с народом, как президент, на фоне своего, уже бывшего, президентского дворца. В первом ряду ‑ вся политэлита вместе с Меркель. Толпа корреспондентов. Военный оркестр, играя марши и почему-то для бодрости ‑ «О, Марчелин», проходит перед уходящим главой державы. Марширует и останавливается, салютуя и сняв каски, почетный караул. Келлеру вручаются цветы и большая книга.
Никогда не наблюдал, чтобы так провожали уже бывшего главу государства. Всю жизнь я видел, как наших руководителей провожали и сопровождали в отставке бранью и злостью, с угрозой посадить. Даже женщину.
Сюжет закончился. Далее ‑ опять футбольный материал. Чемпионат в Африке продолжается.
Фото - www.moygorod.de