Записки режиссера
Недавно в страшной аварии погиб сын народного депутата Владимира Сивковича. Молодой, 24-летний парень заживо сгорел в своей машине. Не успела ещё внятная информация об этом попасть в СМИ, как на Интернет-сайты посыпались отклики наших сограждан, искренне взволнованных этой ужасной человеческой трагедией:
«Чим більше здохне знахабнілих мажорів тим краще для країни!»...
«С чувством глубокого удовлетворения узнал о случившемся. Почаще, живенько в крематорий и колумбарий!»...
«Ждем-с еще радостных событий на автодорогах (быстрее бы)!»...
И таких сообщений было огромное количество. Вот так. Я не шучу.
Но сегодня у меня к авторам этих и других подобных комментариев вопросов нет, пока нет. У меня есть вопросы к другому человеку.
Когда он точно родился и когда точно умер - не знает никто. Как выглядел - тоже загадка. Известно, что звали его вначале - Хенне Генцфлейш фон-Зульгелох. Известно ещё, что большую часть жизни он занимался шлифовкой полудрагоценных камней и изготовлением зеркал в Майнце и Страсбурге. Известно также, что он прожил тяжелую и зависимую от кредиторов жизнь. Но, оказывается, была и другая сторона его жизни, которую он проводил не только среди зеркал и судей, но и изобретая то, что вскоре изменит жизнь человечества до неузнаваемости и, в конце концов, приведёт его почти на грань катастрофы. Думал ли он тогда об этом?.. Вряд ли.
Имя этого человека - Иоганн Гутенберг! Да, да, это именно тот самый Гутенберг, который в 1440 г. придумал подвижные литеры, чем совершил настоящую революцию в книгопечатании. Именно после этого, книги в Европе стало делать легко и просто. Как и распространять их.
«А вот бы сразу, всех вместе, посадить деточек этих ублюдков в один большой автобус и... Во радость бы для нас была то!»...
С помощью таких быстро печатаемых книг, интенсивный обмен знаниями между образованными людьми привёл Эпоху Возрождения к потрясающим успехам в анатомии, баллистике, медицине, математике, гидравлике, астрономии, географии. И мир стремительно начал меняться!
«Видимо услышал Господь наши молитвы и прозьбы! Радость то какая! Собаке собачью смерть.»...
С каждым годом и с каждым новым веком разнообразных печатных изданий становилось всё больше и больше. Сотни, тысячи, десятки тысяч... Эпоха Просвещения производила и пожирала их уже, наверное, с миллион. Потом счёт пошёл уже на миллиарды! Одних только Библий, за два последних столетия, было напечатано почти четыре миллиарда штук! Правда, толку от них...
«У меня во дворе машина кошку сбила и знаете, мне ее было намного больше жаль чем этого красавца!»...
Но появление многотиражной книги, а вслед за ней и понятных народу газетных услуг, как и, вообще, распространение просвещения, породило не только армию новых писателей, но и уйму новых читателей. И возможности, доступные ранее только избранным, немедленно перетекли в массы! И понеслось!..
«Пишу всем! Сегодня хороший день. Возмездие пришло. Радуйтесь. Слава Украине!»...
Все видимые проблемы жизни и скрытые травмы подсознания нашли свой выход в новом печатном слове. В ХХ веке доступ к информации стал таким простым, что вскоре сочиняли и читали уже все, не зависимо от образа жизни, психики, воспитания и наследственности.
«Одним гандоном меньше :)))»...
«Великолепно сказано!»...
Радио, кино, телевидение... Бредовые идеи, гнусные теории, лживые предсказания, слухи, сплетни - всё это теперь легко находило доступ к длинному спинному мозгу.
«А мне его и знать не надо! Здох и отлично. Выкинуть на мусорную свалку!»...
И, наконец, почти финал - 1989 год. 34-летний британец Тим Бернерс-Ли придумывает Интернет - инструмент для беспрепятственного обмена информацией! Всего через несколько лет, количество его пользователей уже составляет около четверти населения Земного шара - 1миллиард 500 миллионов человек! Славненько!..
Спасибо, Гутенберг! Теперь, наконец, высказаться смогут все. И это - конец...
«УРА! УРА! УРА! Бобик здох!»...
Фото: http://www.printed-tradition.ru/images/hs011.jpg
Анатолий Борсюк, «Левый берег»