Дмитрий Царенко: Если будет дефолт, то у всех и одновременно. А выиграет тот, кто первый сообразит и предложит рынку новое
- Вы недавно, совместно с Машей Ефросининой открыли продакшн-студию «Enjoy-продакшн». Расскажите чем конкретно она будет заниматься, какова ее концепция...
- «Enjoy-продакшн» - это компания по производству телевизионного продукта. На сегодняшний день в разработке находится первый продукт компании - развлекательное авторское шоу Маши Ефросининой. Я не буду говорить, для какого телеканала готовится шоу, потому что еще не подписан основной контракт. В любом случае, это будет телеканал из первой пятерки. По концепции - это вечернее шоу выходного дня, так называемый «финальный аккорд» недели. Что касается концепции, то много не скажу, поскольку проект находится на стадии разработки. Мы постоянно что-то меняем, каждый раз появляются новые краски.
- Вы, совместно с Андреем Молочным, являетесь соучредителем «Production Company», которая занимается проектом «Файна Юкрайна». Проект «Файна Юкрайна» - своеобразное воплощение программы «Наша Russia», во всяком случае, они очень похожи...
- Формат проекта «Файна Юкрайна» - скетч-шоу. Родиной скетч-шоу считается Британия - именно там появились всемирно известные «The Benny Hill Show», «Monty Python's Flying Circus», «Little Britain», «Наша раша». Вскоре этот формат широко распространился по всему миру. Мы, являясь украинским производителем юмора, также решили взять на вооружение данный формат, в результате чего появилось народное скетч-шоу «Файна Юкрайна».
Поначалу нас пытались сравнивать с «Нашей Рашей». Безусловно, некоторое сходство есть, благодаря все тому же пресловутому формату. И это, скорее всего, единственное сходство.
- Не думали о переводе программы «Файна Юкрайна» на другой канал?
- Нет. А зачем? Если этот вопрос связан с моим уходом из «Камеди Клаб Украина», то он касался того, что я не был согласен с политикой продюсеров «Камеди Клаб Продакшн» (Москва) относительно перехода проекта на другой канал. Мне комфортно работать на «Новом канале». Кроме того, канал имеет свою особую телевизионную аудиторию, для которой я хочу и могу делать качественный продукт. Если бы мы делали «Файну Юкрайну» для «Интера» или «1+1», то это было бы совсем другое шоу. Постоянно растущие рейтинги шоу говорят о том, что мы все делаем правильно и успешно. Последняя доля «Файны» по коммерческой аудитории (14-49) составила 22,5%. В этот день мы стали лидером телевизионного слота.
- Насколько выгодно сейчас создавать продакшн-компанию, в то время как многие телеканалы уже на базе собственного бренда стараются создать свои?
- Не выгодно. Мы четко знаем, что объемы рекламного рынка упали. Мы понимаем, что денег на телевидении не стало больше, но я абсолютно убежден в том, что под лежачий камень вода не течет, поэтому мы действуем, мы работаем на перспективу. В любом случае, ситуация на рынке рано или поздно изменится. Тогда и возникнет вопрос, кто в этот момент окажется на рынке во всеоружии. Поэтому мы принципиально приняли это решение и делаем все, чтобы продолжать работу. И мы запустим наше новое шоу (с М.Ефросининой -авт.), потому что нам это интересно. Кроме того, не уменьшаются объемы производства шоу «Файны Юкрайны». И это не отразилось на его качестве. Конечно, нам, как продакшну, стало сложнее работать, но зритель все равно не почувствует этого.
Я надеюсь, что в таком же режиме мы будем существовать до конца года. С другой стороны, на сегодняшний день бюджеты стали совсем другие, упала затратная часть, так как сам рынок стал дешевле. К примеру, заказать камеру сейчас дешевле, чем это было полгода назад. За счет того, что рынок одномоментно успел отреагировать на происходящее, мы получаем возможность строить планы на ближайшие полгода.
- Насколько эта область конкурентная? Кого своими конкурентами считаете Вы? Существует, к примеру, «Стар медиа», которая снимает сериалы и фильмы. Возможен ли такой вариант, что и Вы будете заниматься продуцированием такого контента?
- Нет. В планах у нас этого нет, и мы принципиально не ставим себе такую задачу, поскольку уверены, что каждый должен заниматься своим делом. Мы уважаем «Стар медиа», «Стар медиа Интертеинмент», мы уважаем новый проект Алексея Гончаренко. Я пока еще не знаю, как он называется, но знаю точно, что он есть. Мало того, мы скорее с Лешей могли бы быть конкурентами, но мы четко понимаем, что не делаем интертейнмент-проекты, такие как «Фабрика», «Танцы со звездами»... Я считаю его абсолютным экспертом в этой области. Возможно, мы объединим наши силы для создания общего проекта, и, возможно, это будет продукт абсолютно нового телевизионного формата.
Мы не позиционируем себя как продакшн, который делает проекты «по Библии», то есть уже готовые проекты производит для рынка Украины. Мы себя позиционируем как компания, у которой весь путь: от генерации идеи до ее реализации - все принадлежит нам.
- Возможен ли вариант производства украинских аналогов британских и американских шоу?
- Наша «Файна Юкрайна» как раз и сделана по британскому формату - скетч-шоу. Но на украинском рынке телепродакшена, я знаю как минимум двух профессиональных продюсеров, которые достаточно качественно снимают шоу, являющимися аналогом британских и американских шоу. Алексей Гончаренко - абсолютный профессионал. С ним может посоревноваться только Виктория Забулонская, которая делает «Блондинок» («Новый канал» -авт.).
- Существует тенденция, когда отечественные продакшн-компании вынуждены продуцировать программы для российского ТВ-рынка с целью получить инвестиции для создания нового продукта. Так ли работает Ваша продакшн-студия?
- Мы и в этом оригинальны. Мы отказались от идеи адаптации «Файна Юкрайна» для российского рынка.
- А были такие предложения?
- Были. Потому что сейчас украинская тема в России очень «модная». Они ищут разные способы, чтобы тем или иным путем нас «поддеть». Когда такое предложение поступило нам - мы отказались, абсолютно точно понимая, что на сегодняшний день делаем украинский телевизионный продукт исключительно для украинской аудитории.
Мы, естественно, подумаем над съемкой ситкома. Как раз сейчас мы находимся на этапе принятия решения. Возможно, это будет продукт, нацеленный не только на украинский рынок, а и на аудитории других стран. Естественно, это наложит определенный отпечаток на шоу. Плюс ко всему, это еще и хорошее бизнес-решение с коммерческим успехом, как следствием.
- Известно, что объем производства контента для ТВ полностью зависим от объема рекламного рынка. Насколько эта тенденция отражается на работе продакшн-студии, ведь известно, что для рынка рекламы сейчас наступили не лучшие времена.
- Рекламные бюджеты уменьшаются - это факт и, естественно, уменьшается объемы закупок телевизионного продукта у продакшн компаний. Наша компания не продает эфирное время - это парафия ТВ каналов. Мы продаем исключительно продукт в чистом виде.
На данный момент еще не сформировалась окончательная стоимость шоу Маши Ефросининой. Но, понимая тенденции рынка, при формировании стоимости продукта мы ищем и находим, технологические и креативные рычаги снижения себестоимости продукта. На сегодня все финансовые договоренности между нашей компанией и телеканалами соблюдены. Благодаря кризисной политике «Нового канала», с которым активно сотрудничаем, мы не почувствовали на себе влияния уменьшения объемов рекламного рынка.
Предугадывая состояние рынка будущей осенью, мы решили немного откорректировать масштабы шоу. Но от этого оно не станет менее интересным. Скорее всего, это будет прямой эфир. Он всегда снижает себестоимость производства продукта. К тому же, прямой эфир дает живую и настоящую эмоцию, ту, которую ты никогда не сможешь сыграть, которую ты сможешь показать всего лишь один раз. И мы ее покажем. Мы не будем прописывать это шоу до секунды, а потом много времени готовить его к эфиру, репетировать. Шоу пройдет либо удачно, либо нет. Да, это риски. Но это же здорово, когда, получив рейтинги, ты понимаешь, что попал в цель, достиг результата. Или же напротив - сделал выводы, и следующий выпуск стал лучше.
- В связи с кризисом многие телеканалы отказались от покупки нового контента и запускают уже показанный ранее. Особенно в части ситкомов, сериалов. Отчасти это касается и телевизионных шоу, которые если не крутят по несколько раз, то продуцируют по уже натоптанному сценарию. Когда, по Вашему мнению, зритель увидит новый, достойный контент?
- Выздоравливать мы все с вами будем после Нового 2010 года, ближе к весне. Сейчас это реалия и это абсолютно нормальное кризисное решение. В данной ситуации самая правильная позиция - оборонительная. Ударил кризис - ты начинаешь оборонятся, за счет внутренних резервов. Ты понимаешь, что у тебя есть огромный пакет контента, и ты можешь им пользоваться. Но, в любом случае, понимая меру. Ты не сможешь показывать это много раз. Зритель не дурак. Реально, на пятом показе какой-то программы, ему она станет неинтересна.
Аудитория во время кризиса никуда не девается. Она прыгает с одного канала на другой и рекламная активность все равно присутствует в большом объеме. И поэтому, если телеканал упустит свою долю - он потеряет в денежном эквиваленте. Поэтому, в любом случае, ТВ не остановится. Это факт, это понятно. Если будет дефолт - он будет у всех и одновременно. Но телевизор все равно будут включать и что-то смотреть. Вопрос лишь в том, кто первым найдет и реализует новые схемы. Тот, естественно, удержится на рынке. И в кризисной ситуации он будет готов больше других.
Фото: http://trostyanets.com.ua/images/news/Fajna_UK.jpg