Игорь Ляшенко: «Мы придем к тому, что за информацию будут платить»
Год назад Игорь Ляшенко оказался за бортом основанного им издательства «Экономика». Он остается владельцем 14,5%-й доли, но от оперативного управления отстранен. Однако с медиарынка г-н Ляшенко не ушел: сразу после расставания с «Экономикой» он основал собственную компанию - «Горизонт-медиа».
«Детектор медіа» Игорь Ляшенко поведал об издательском направлении «Горизонта», планах на осень и своих соображениях о будущем прессы.
- «Горизонт-медиа» - ваше собственное детище или у вас есть партнеры?
- «Горизонт-медиа» - это несколько юридических лиц, у каждого из которых есть свой владелец или совладельцы. Основными являемся мы с Игорем Чубаком (экс-гендиректор «Экономики». - Авт.).
- Какого-то крупного стороннего инвестора, наверное, боитесь привлекать, памятуя об опыте «Экономики»?
- Есть люди, которым интересны издательские проекты общественно-политического характера. Они сами к нам обращаются с предложениями. Я даже составил несколько бизнес-планов, но ни один из них пока что не может быть реализован. По нашим расчетам, эти проекты не получаются успешными. Рекламный рынок маленький, добиться большого тиража сейчас сложно. А просто «освоить» бюджет, повыпускать газету или журнал и через год сказать: «Ну, сорри, не получилось», - не хочется и неинтересно.
- Чем сейчас занимается издательство?
- Основное направление - корпоративные издания.
- Те самые, которые вы увели из «Экономики» вместе со штатом?
- Увели - это громко сказано. Ко мне перешли работать два человека. А из того портфеля, что издавался тогда в «Экономике», у нас - только «Мой бизнес» (журнал «Райффайзен Банка Аваль», ориентированный на малый бизнес). Но клиент сам решает, с кем ему лучше работать. Если он выбрал другого подрядчика, то, наверное, у него были на то причины.
Большинство проектов запущены «с нуля». Например, журнал Delight одноименного дома деликатесов, который только около года назад открылся. Есть клиенты, которые раньше работали с другими издательствами (например, «Мироновский хлебопродукт») или издавали журналы сами, но решили передать их на аутсорс. Клиентские издания, которыми мы, в основном, и занимаемся, непрофильной компании делать сложно. Проще поручить издательству.
- Итого сколько у вас проектов?
- Около двадцати. Периодичность у них разная. Есть годовые отчеты компаний, которые делаются раз в год, есть просто разовые издания, а есть ежеквартальные и ежемесячные. Потребности клиентов постоянно меняются. То заказчик хочет толстый журнал, то худенький, но с большим тиражом и с более частой периодичностью.
- Каким образом вы ищите клиентов? Бывает ли, что сами приходите к кому-то и убеждаете в необходимости создать корпоративное издание?
- Бывает и так. Но в основном клиенты приходят по тендерам. Мы следим за тендерами, нас уже многие знают и предлагают в них поучаствовать. Иногда компании сами просят помочь, потому что им своими силами сложно сделать журнал. Собственно, так и родилось направление корпоративных изданий в «Экономике»: люди, представители бизнеса, сами обращались.
- Какой потенциал рынка? Сколько сейчас в Украине компаний, у которых есть свои корпоративные издания или которым теоретически интересен такой способ коммуникации?
- Несколько сотен.
- Компании у вас самые разные - от банков до «Оболони». Где вы находите журналистов-«многостаночников»?
- В штате 25 человек, на подготовке корпоративных изданий заняты в основном редакторы-журналисты и дизайнеры, которые делают регулярные номера. Для нерегулярных изданий или изданий с небольшой периодичностью привлекаем внештатников на гонорарной основе. Фотографы штатные.
Проблема не столько в разноплановости журналов, сколько в принципиально другом подходе. Журналист, который привык писать по всем журналистским стандартам, должен полностью перестроиться и делать то, что, возможно, ему не нравится, но нравится заказчику. Точнее, необходимо найти компромисс между желанием заказчика и журналистской формой подачи.
- Какую комиссию берете за свои услуги?
- По-разному. На рынке нет каких-то стандартных тарифов. Наценка идет от 0 до 100%. Но это не какие-то нереальные деньги, прибыльность очень скромная. В 2007 - 2008 годах доходы и прибыль были значительно весомей. Сейчас все экономят.
- Но, насколько я понимаю, издания априори прибыльные, не будете же вы их делать себе в убыток?
- Мы - не будем. Но людей, которые работают в убыток, хватает. Из соображения: нам будет что показать, пускай клиент попробует, ему понравится, а потом мы повысим цены. Но это неправильная логика. Если компания привыкла платить одну сумму, она может отказаться платить большую. Найдет себе другого подрядчика, который будет руководствоваться теми же соображениями, что и первый, и у нас получится замкнутый демпинговый круг.
- Планируется ли привлекать рекламу?
- Нет. Некоторые действительно это делают (издания авиалиний, автомобильщиков), но перед нами такая задача не стоит.
- Планы по корпоративному сегменту? Будете ли наращивать портфель?
- Да. Начнем делать корпоративные издания в электронном виде. Это будут и PDF-форматы, и интерактивные издания. Сейчас как раз работаем над техническими моментами. В США такая форма распространения очень популярна. Она позволяет быстро разослать издание по большой базе клиентов, при этом существенно сократив затраты на бумагу и печать.
- Что-то вроде того, что делает «Козырная карта»?
- Ресторанные сети - хороший пример, их рассылки получают все владельцы карт, которых тысячи, десятки тысяч. Но сейчас эти рассылки больше похожи на спам. Наша задача - перейти от новостного формата, от сообщений о событиях в сети до полноценного, интересного, красивого электронного издания.
- Расскажите о других направлениях. Вы возобновили журнал «Практика оценки», закрытый «Экономикой». Зачем они его закрыли, он же вроде выходил «в ноль»?
- Даже в плюс. Он абсолютно никому не мешал. У него есть авторитетный редактор, своя аудитория, причем постоянная. Почему «Экономика» так сделала - лучше у них и спросить. Возможно, не было желания заниматься «мелочью». Помимо «Практики оценки», мы скоро возобновим Business Spotlight - известное во всем мире лицензионное издание для изучающих английский язык (которое ранее также издавала, но в 2010 году закрыла «Экономика». - Авт.).
- Каково это - «воскресить» закрытое издание, тем более - такое малотиражное? Слышала, что ММR растерял 2/3 подписчиков, когда его тоже хотели закрыть и случилась пауза в подписной кампании...
- На самом деле тираж у Business Spotlight может быть больше, чем у некоторых известных газет. До 10 тысяч подписчиков. Думаю, восстановить позиции можно. Английский люди изучают всегда, даже в кризис.
- Расскажите о проекте «Tоп-100». Вы его столь явно выпустили в пику «Топ-100» «Экономики» - почти в одно время с их рейтингом топ-менеджеров, фактически с тем же названием...
- Рейтинг «Топ-100» - это мое детище с 1997 года, когда издательства «Экономика» и в помине не было, и совершенно нормально, что мне хочется продолжать делать подобные проекты. Но не «в пику» кому-то.
Майский выпуск мы делали совместно с «Кредит-рейтингом». Сейчас, также вместе с ними, готовим рейтинг социально-экономического развития городов на октябрь.
- Есть ли в планах проекты другого рода - «журналистские», рассчитанные на более широкую аудиторию?
- Да, есть. Осенью, возможно, начнем над ними работать. Тематика - можно сказать, околоделовая. Возможно, в дистрибуции упор будет сделан на интернет. И это как раз будут длинные инвестиционные проекты.
- Кто их будет финансировать?
- Как я уже говорил, партнеров можно найти хоть сегодня, деньги на рынке есть. Да, есть люди, которые хотят заниматься издательством и которые готовы давать деньги. Но если начать сейчас и с нереалистичным бизнес-планом, они разорятся... Поэтому мы немного подождем и будем привлекать инвесторов позже.
- Вы верите, что со временем рынок восстановится?
- Подозреваю, он уже никогда не будет таким, как был. По крайней мере, в деловой, информационной журналистике. Уже никто не может сделать так, чтобы получалось продавать большой тираж. И рекламу. Сегмент имиджевой рекламы перестал интересовать рекламодателей.
- Как говорит один ваш коллега, проблема не в том, что у нас плохо развита культура чтения, а в том, что хорошо развита культура «шары»...
- Абсолютно согласен. Издатели любыми путями привлекали читателей, увеличивали аудиторию бесплатным доступом к сайту, бесплатной раздачей, низкой стоимостью номеров. Они рассчитывали, что соберут большую аудиторию и затем продадут ее рекламодателям. Но в какой-то момент рекламодатели утратили интерес, сказали, что им это не нужно. А читатель уже разбалован, он не готов платить. И производители информационного контента остались голыми и босыми - притом, что их продукция хорошо защищена авторским правом.
- И какой выход?
- Уже видно, каких успехов достигла музыкальная индустрия и киноотрасль на Западе. Там тоже было пиратство, люди не хотели платить, но велась многолетняя борьба, был сильнейший лоббизм. И сейчас мы видим, что при правильном подходе проблему можно решить. В этом смысле показателен пример порнорынка. Там с самого начала все было на продажу, и сейчас это гигантская по объемам денег индустрия.
Мне кажется, мы придем к тому, что за любую информацию - в том числе в интернете - будут платить. Но в одиночку ни один издатель с проблемой не справится. Нужны осознанные, согласованные действия рынка. Сейчас в ассоциации идут какие-то разговоры, пишутся письма. Но это должна быть мировая тенденция. Украина ничего не сделает в одиночку. Необходим такой локомотив, как Америка или Евросоюз. И побольше таких людей, как Руперт Мердок, который открыто выступил против Google и сделал свои популярные и авторитетные сайты, часто являющиеся первоисточником информации, платными.
Только способ платежа должен стать простым, удобным и, главное, привычным. Что нужно сделать, чтобы купить газету в киоске? Достать 1-2 грн и купить. Это привычно всем. А для заказа на сайте требуется иметь карточку или электронный кошелек, заполнить кучу граф, что-то куда-то вписать или поставить галочки. У меня у самого не хватает терпения делать это.
Нужны годы, чтобы система платного доступа к информации заработала - 5-10 лет, не меньше. Но работать в этом направлении нужно. Выиграют те, кто не опустит руки, будет делать действительно хороший продукт и ждать. Ждать изменения системы.
- «Экономика» дождется? С нынешним руководством и нынешними инвесторами...
- Думаю, ни для кого на рынке не секрет, что руководство там не очень компетентное, а управляющая компания инвестора не знает, что с издательством делать. Думаю, что главное - принять решение: делать бизнес или просто финансово поддерживать издание газет и журналов. Это две совершенно разных стратегии. Бизнесовая стратегия может варьироваться от мощных и длительных инвестиций с расчетом на правильный выбор до закрытия нерентабельного предприятия. А если денег не жалко, то можно ориентироваться на поддержку серьезной журналистики - влиятельной, но планово убыточной газеты, и получать от этого моральное удовольствие, выполняя свой общественный долг. Такой подход в мире также широко применяется.