Алексей Бабанский: «Коллекционные издания отбирают хлеб у ежедневной и еженедельной прессы»
«Агентство "Союзпечать"» - старейший и крупнейший в Киеве торговец прессой. Хотя с советских времен его сеть сильно сократилась. Почему так случилось, что дистрибутор думает о политике киевских властей в отношении точек продажи прессы, как изменился спрос на различные группы изданий за последнее время, - «Детектор медіа» поведал заместитель главы правления «Союзпечати» Алексей Бабанский.
- Ваши коллеги говорят, что объем торговли прессой (по количеству копий) вернулся на докризисный уровень. Наблюдаете ли вы аналогичную ситуацию?
- По нашим ощущениям, никуда мы еще не возвращались. В единицах продаж, наоборот, по газетам объем неуклонно падает из года в год. В 2009-м в сравнении с 2008-м падение по разным изданиям составило от 3 до 10%.
Другое дело, что если раньше, в докризисные времена, многие редакции позволяли себе играться - завышать тиражи для рекламодателей, печатать «про запас», - то сейчас идет пристальный контроль дистрибуции. Бизнес-планы оптимизируются, возврат минимизируется до 3-5% от тиража. Хотя издатели даже в трудное время хорошо работали, запускали какие-то спецпроекты. Конкурентная борьба очень высокая, читателю есть из чего выбирать. Не то, что в России, где ассортимент довольно бедный.
Что же касается денежного оборота, то он увеличивается, поскольку растет отпускная цена изданий.
- Насколько?
- Розничные цены выросли на 10-15% в этом году. Сейчас мы наблюдаем, что под лето опять кто-то пересматривает цены.
В 2009-м году наш оборот составил 144 млн грн, в 2008-м - 141 млн грн. В 2006-м он был равен 105 млн грн. Это притом, что вплоть до 2008-го мы торговали сигаретами. В 2006-м доля прессы в обороте составляла 60% (сигарет - 12,5%), а в прошлом году - 90%. После отказа от сигарет мы в чем-то потеряли, но смогли сосредоточиться на приоритетном для себя направлении - прессе. Ведь мы позиционируемся, как социально значимое предприятие - независимый распространитель периодических изданий.
- Как изменились читательские интересы за последнее время?
- Сократился спрос на издания с частными объявлениями - в связи со спадом на рынке недвижимости, торговли автомобилями и т.д. Вместе с тем, очень хорошо продавались коллекционные издания.
Если идти по названиям, то по ежедневным газетам на протяжении несколько лет лидерами остаются «Сегодня», «Блик», «Комсомольская правда», «Факты и комментарии» и «Газета по-киевски». В сегменте еженедельников наибольшей популярностью пользуются телегайды, а также «Отдохни», «Блик для женщин»...
- ... «Блик для женщин»? Он же только год назад запустился.
- Да, но по итогам 2009-го уже вошел в число лидеров продаж.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о коллекционных изданиях.
- Можно сказать, они стали палочкой-выручалочкой для дистрибуторов. Это очень ценные для нас проекты: как правило, они «отработаны» в Европе и в России и хорошо проанализированы. Стоимость их высокая, спрос - хороший. Проекты успешные, это видно. Внимание дистрибуторов уже приковано к ним, они их ждут.
С другой стороны - мы чувствуем, что идет перераспределение семейного бюджета, ведь покупатель один и тот же. Если коллекционное издание направлено на детскую аудиторию, взрослый покупает меньше других изданий. По сути дела, коллекционные издания отбирают хлеб у ежедневной и еженедельной прессы. К тому же, это особая группа изданий, которая предусматривает какие-то объемные вложения (от игрушек до шахмат), демонстрационные стенды, занимающие много места. Это влечет за собой сложности в логистике, транспортировке. Место в машине ограничено, поэтому дистрибуторам приходится выбирать между коллекционным изданием и, допустим, ежедневкой. В период выхода новых коллекций, думаю, все однозначно отдают предпочтение коллекциям.
До недавнего времени основными игроками тут были DeAgostini, GE Fabbri и Panini-«Бурда-Украина». А на этой неделе поступило в продажу издание «English: учить легко» издательского дома «Наша реклама».
- Как изменились ваши взаимоотношения с издателями, тарифная политика за последние полтора года?
- На конференции распространителей и издателей прессы многие издатели говорили, что, мол, пора дистрибуторам бизнес перестраивать. Бизнес, построенный на маркетинговых платежах (прежде всего это касалось тех, кто работает в супермаркетах). Мы же с удивлением все это слушали, поскольку у нас изначально бизнес построен на распространении. Поэтому мы довольно легко вошли в кризис, обошлись без сокращения штата, только закрыли 5 нерентабельных точек.
Как работали, так и работаем. Мы всегда открыты, у нас единая цена во всех 340 точках, единое управление. Наши издержки и торговая наценка существуют для того, чтобы покрыть непрямые затраты. Если продавать одну только прессу, без сопутствующих товаров, то это нерентабельно. И только другие товары, а также анонсирование, частичное покрытие транспорта (мы частично вывели логистику из торговой наценки в отдельный тариф) позволяют зарабатывать. Хотя у тех же транспортных компаний тарифная сетка меняется (как правило, в сторону повышения) 3-4 раза в год. У нас - раз в год. Получается, что мы за счет своей маржи эти колебания погашаем. Была такая ситуация в 2008 году, когда транспортная компания установила нам тариф 31 декабря. Мы подписали договора с издателями раньше, на свой страх и риск, потому что не могли так затягивать договорной процесс. Заложили туда повышение транспортных услуг на 10%, а нам цены повысили на 32%.
Опыт многолетнего сотрудничества с сотнями издателей показывает, что иногда им не мешало бы глубже ознакомиться с законодательством о печатных СМИ - о регистрации, в частности, о защите общественной морали и т.д.
Было бы прекрасно, если бы дистрибутор получал 5-10% наценки на издание и ему хватало бы. Но так работать можно только в условиях прогнозируемого, регулируемого, цивилизованного рынка.
- Что вы подразумеваете под регулируемостью рынка?
- Я не вижу интереса к системе распространения прессы со стороны властей. Нет понимания того, что эта деятельность социальна значима. Нет политики в отношении распространения прессы. Власть ведет борьбу с незаконно установленными точками, но почему-то затрагивает тех, кто испокон веков стоял на своих местах, получал все необходимые документы и платил налоги.
Вроде бы как существует порядок размещения малых архитектурных форм (МАФ), но он противоречит законодательству. Сегодня мы абсолютно не защищены. На нас можно нажать, нас можно демонтировать.
Можно было бы проводить аукционы на земельные участки - такие предложения выдвигались чиновниками, но почему-то все сводится к деньгам. Критерием должны быть не деньги. Не так: кто больше предложит. Необходимо учитывать социальную составляющую, ассортимент, режим работы, и в последнюю очередь - деньги. Разве это справедливо, если конкурс будет выигрывать сеть, торгующая сигаретами и пивом (а пресса у нее составляет только 30-50% наименований)? И если уж поводить конкурсы, то - на новые участки, точки. Необходима также комплексная схема размещения мест распространения прессы в городе.
- Ваша ассоциация выступала с соответствующими предложениями, вела работу с местными или народными депутатами?
- Неоднократно. С депутатами, с КМДА - когда там создавались рабочие группы, мы в них входили. Мы постоянно выходим с инициативами прекратить демонтажи киосков. Участвовали в разработке моратория на выселение редакций и предприятий по распространению прессы. В свое время мы инициировали разработку закона о распространении прессы или отдельной главы в законе «О печатных СМИ» - для того, чтобы законодательно урегулировать взаимоотношения издателя и распространителя. Но, к сожалению, внимания к этой проблеме не наблюдаем до сих пор. Возможно, сейчас, когда стадия активного распределения портфелей закончилась, что-то сдвинется с места.
- Сколько ваших точек было закрыто с подачи чиновников?
- Лет 20 назад у нас было 550 точек, сейчас - 340. Закрывались они по разным причинам, но основная, как мне кажется, отсутствие четкой политики в отношении распространения прессы.
Мы выступали с инициативой выработки четкой политики в отношении метрополитена. Там же непонятно что происходит - то ролеты появились, то свернулись, то там одни арендаторы были, то другие, то по тендеру, то как-то иначе.
- А как же «Картелю» удается так активно расширяться?
- Это вы лучше у них спросите. Скажу лишь, что одно дело - получить разрешение на МАФ, и совсем другое - продлить его, удержаться на точке. У нас есть порядок размещения МАФ, но он никак не стыкуется с земельным законодательством. Получается, у тебя есть разрешение на размещение МАФа, но земельное законодательство, по которому либо нужен договор аренды, либо земля должна быть у тебя в собственности, нарушается. В Хмельницком, в Ирпене начали работать по договорам сервитута. Хорошая идея.
...Еще одна проблема - сегодня (я искренне надеюсь) нет цензуры в прессе, но никогда не прекращалось опосредованное давление на канал распространения прессы. Чуть ли не каждую неделю могут возникать проблемы из-за того, что какому-то политику не понравилось, как он выглядит на обложке. Казалось бы, они, политики, должны быть готовы к такому, но...
- Вы можете привести примеры?
- Не хотелось бы. К счастью, в период проведения предвыборной кампании прецедентов не было. Могу рассказать смешной пример, не связанный с политикой. Недавно в торговую инспекцию одного из районов поступила жалоба и требование снять с продажи журнал, в котором узрели порнографию. Начали разбираться в ситуации - выяснилось, что на обложке было написано слово «секс». Две или три бабушки-активистки позвонили, повозмущались, - и чиновники предписали изъять издание из продажи.
- И как вы поступаете в таких случаях?
- В том конкретном случае не было оснований снимать журнал с продажи. У нас четкая позиция: есть законы, есть контролирующие органы, принимающие решения (Нацкомиссия по защите общественной морали, к примеру). Мы точно не можем сами делать заключения.
Есть свидетельство о регистрации. Если в нем написано, что издание эротическое, я имею право требовать заключение Накцомиссии. Если нет заключения о том, что издание не соответствует каким-то положениям закона о защите морали, то я не имею права отказать в реализации. Да и не хочу. На сегодня, согласно свидетельствам о госрегистрации, у нас в сети вообще нет эротических изданий. Если же поступает решение Нацкомиссии о том, что какое-то издание или номер издания признаны несоответствующим закону, тогда мы, конечно же, руководствуемся ее директивами.
- Как смотрите на сертификацию тиражей? Готова ли ваша компания - технически и «морально» - передавать данные о продажах третьему лицу?
- К нам не раз обращались различные организации, но мы всегда их переадресовывали к издателям. У нас есть контракты, по которым мы не имеем права без разрешения издателя разглашать информацию. Сертификация тиража - это нормальный процесс, но я уверен, что большинство издательских домов сами не горят желанием сертифицироваться.
Вторая проблема - непрозрачность рынка продажи прессы. Даже мы, в рамках ассоциации, не можем его посчитать. Данным Госкомстата тоже нельзя верить «на слово», потому что не у всех, кто реально занимается реализацией прессы, эта деятельность записана в свидетельстве о регистрации. Допустим, есть частный предприниматель, у которого пять точек в переходе, а в свидетельстве о регистрации написано «Продажа продовольственных товаров». Он платит единый налог, берет товар на Шулявке или через какого-то посредника. Его объемы неизвестны - они не учтены нигде. Для сертификации реально проданных тиражей необходим цивилизованный рынок, а его нет. На учете должны быть все. Думаю, по Киеву около 50% рынка не учтено, по всей территории Украины - не меньше.
- Расскажите о планах по развитию сети на ближайшее время.
- Планы есть, но пока что мы не видим стабильности на рынке, поэтому все начинания и идеи - краткосрочные. В метрополитене мы пока что не присутствуем, хотя хотели бы. Думаем о том, стоит ли идти в супермаркеты или торговые центры. Если объявляются тендеры, мы в них участвуем. Это потенциально интересно, но арендная плата, как правило, очень высока.
На регионы пока расширяться не намерены, нам Киева хватает.
Модернизируем внутренние процессы, мощности по сортировке, устаревшие киоски меняем.
Летом наконец-то откроем корпоративный сайт. Не хотелось делать простую «визитку» - это будет интересный ресурс.
«Агентство "Союзпечать"» до 1991 года существовало, как структурная единица «Киевского почтамта». Приватизировано в 1996 году.
Располагает 342 торговыми точками в Киеве, в том числе 5 магазинами (остальное - киоски).
2009-й год закончило с доходом 144,3 млн грн и чистой прибылью 3,4 млн грн. В 2008-м году доход составил 141,5 млн грн, чистый убыток - 2,9 млн грн.