«Межа» добралась до Украины: о границах во всех смыслах
Еще каких-то три недели – и в украинский прокат наконец-то выйдет словацко-украинский фильм «Межа». Может показаться странным, что картина, которая создавалась в копродукции, попадет на украинские экраны чуть ли не в последнюю очередь: Словакия уже успела выдвинуть ее на «Оскар», кинолента побывала на международном кинофестивале в Карловых Варах, получила приглашения на еще полсотни фестивалей, состоялись предварительные показы в Одессе, Ужгороде и Киеве.Последний прошел в минувшее воскресенье в рамках фестиваля «Молодость. Пролог» и сопровождался масштабной вечеринкой и пресс-конференцией, во время которой продюсер «Межи» с украинской стороны Андрей Ермак объяснил: для нашего проката фильм нужно было продублировать, потому что украинские зрители не очень любят читать субтитры, – это и отодвинуло украинскую премьеру.
Продюсер от украинской стороны Андрей Ермак
Команда фильма «Межа» на украинской премьере
Надо сказать, создатели подошли к премьере на фестивале «Молодость. Пролог» вполне ответственно: в Киев приехал чуть ли не весь словацкий актерский состав, режиссер Петер Бебьяк, продюсер Ванда Адамик-Грицова, оператор Мартин Жьяран. Вместе с украинскими актерами, занятыми в ленте, команда выглядела очень внушительно, еще и в компании статуэтки – приза из Карловых Вар за лучшую режиссерскую работу. Осознавая весь масштаб происходящего, согласитесь, практически невозможно не оценить «Межу» высоко. Пожалуй, в этом есть хитрая и мудрая уловка продюсеров: украинский зритель нередко недоверчив и скептичен по отношению к тому, что касается украинского кинопроизводства. Но раз уж в Европе успешно показали, в зарубежной прессе обласкали, значит, хорошее кино, надо брать.
Режиссер фильма Петер Бебьяк
Приз за лучшую режиссерскую работу фестиваля в Карловых Варах
Актер Владимир Геляс
Словацкий актер Анди Гриц
«Межа» – криминальная драма о контрабандном бизнесе на словацко-украинской границе в 2007 году, когда Словакия вплотную приблизилась коname="_GoBack"> вступлению в Шенгенскую зону. Главный герой Адам Крайняк (Томаш Машталир), который давно и вполне успешно занимается незаконными перевозками сигарет через границу, оказывается перед выбором: перейти на новый «левел» и связаться с контрабандой наркотиков под руководством известного мафиози в исполнении Станислава Боклана, или же отказаться от этого грязного дела во имя спасения семьи и собственного морального облика. Раз уж в самом трейлере говорят о том, что «есть границы, которые можно пересечь лишь раз», заранее понятно, что эту самую границу главный герой все-таки пересечет – конечно, под давлением и нехотя, но все же.
В фильме много говорят о «границах»: чтобы вы не сомневались, насколько многозначное название выбрали для ленты. Тут вам и вполне конкретная граница между двумя странами, и тонкая грань между человеческим и бесчеловечным, правильным и аморальным, а если говорить о составляющих картины –еще и еле видимая черта между смешным и ужасным. У главного героя бизнес горит, приходится подчиненным пальцы отрезать – а тут юноша Ивор (Александр Пискунов) с до нелепости серьезным видом просит руки его дочери: кольцо протягивает и стихи читает, очень романтические. Смешно. И красиво, кстати. Оператор «Межи» Мартин Жьяран, как мне кажется, придал всей этой криминальной истории такой поэтичности и возвышенности, что сценаристу Питеру Балько смело можно было бы отдохнуть в тех моментах, когда в монологах его тянуло «приподнять» криминальную драму к философской притче. А он, поверьте, этим периодически грешил.
Практически все центральные герои «Межи» нет-нет, да и произносят красивый длинный монолог-притчу. Главный герой, к примеру, не может просто так сказать зарвавшемуся полицейскому, что незаменимых людей нет: он сначала расскажет ему историю о собаке, которая у него была в детстве, о том, как он ее любил, как ее растерзали волки и как он пообещал себе больше никогда не заводить пса, а потом через месяц все-таки завел другую собаку. А мафиози Крулл, пощелкивая семечки, не просто уточнит, можно ли доверять партнеру. Нет, он расскажет о том, как его сын, хоть и неповоротливый на вид, прекрасно играет в футбол – потому что он надежный. Все эти лирические отступления, конечно, придают происходящему на экране некий дополнительный смысл, углубляют персонажей, да и вообще создают определенное настроение всему фильму, как и идущие красной лентой через весь фильм кадры с маленькими детьми, которые курят на крыльце полуразваленного дома, ездят на розовом Мерседесе и как бы все время присутствуют на заднем плане всей истории. Но все это определенно затянуло ход событий фильма, съело приличную часть хронометража и не позволило внятно и четко разобраться с линиями всех центральных персонажей.
Создатели картины, видно, прорабатывали сюжет очень тщательно. Пожалуй, чересчур. Их можно понять: не может главный герой с бухты-барахты ввязаться в криминал, которого всячески избегал. Нужна мотивация. Значит, у него окажется компаньон с украинской стороны, который будет всеми силами настаивать на перевозке наркотиков (его в фильме сыграл словацко-украинский актер Евгений Либезнюк). Но не может ведь человек в здравом уме просто так идти на эти риски, учитывая, что за этим бизнесом стоит страшный и ужасный мафиози. Значит, и этому герою нужна мощная мотивация – сын в тюрьме (в исполнении Макара Тихомирова), вечно грызущая жена (ее сыграла Римма Зюбина), недостроенный дом, в конце концов. Но и отмахнуться от этого компаньона главный герой тоже не может – сценаристы обложили его со всех сторон – дочка Адама беременна от пасынка этого самого компаньона, и вот свадьбу как раз сыграли.Как видите, все очень серьезно закрутилось, сложилось и совпало. Но получается, что здесь никак не избежать подробного разъяснения для зрителей, кто есть кто в этой истории, у кого какие психологические травмы, житейские беды и общая биография. А на это времени в фильме слегка не хватило. Поэтому, например, о роли героини Риммы Зюбиной в этой истории мы можем только догадываться (то, что она – сестра Ивора, который женился на дочке главного героя, становится четко ясно только под конец, когда ей сообщают о смерти ее брата). И люди, которых на протяжении всего фильма куда-то перевозят, явно незаконно, тоже «выстреливают» под самый финал и, кажется, их линия в фильме существует только для того, чтобы «убить» одного из героев.
Макар Тихомиров и Кристина Канатова
По этой же причине – из-за большого количества персонажей, важных для сюжета – в «Меже» можно насчитать несколько финалов. Вот, кажется, и все: остался герой один-одинешенек в пустынном холодном доме. Ан нет, не все. Его еще и убьют. И вот его убивают… Финал? Нет, не финал, и не убивают. А вот еще и завершение линии сына компаньона главного героя, который, как мы помним, был в тюрьме. Но и это еще не финал…
Фото: Павел Шевчук