Зачем создавать для жителей Донбасса телегетто?
Владимир Зеленский с командой уже не раз говорили об идее создания русскоязычного канала для Донбасса. И мы давайте поверим в исключительно альтруизм и благородство цели. Даже не думая о возможной бизнес-подоплеке: что группа компаний «Квартал 95» создает именно русскоязычный суперпопулярный контент, что они расширили круг работающих с ними сценаристов, как сообщил в своем интервью Борис Шефир, а следовательно, нужны новые «рынки сбыта» и т.д.
Но, допустим, цели исключительно государственнические, как, собственно, и утверждают сам Владимир Зеленский и члены его команды: давать украиноцентричный (!) контент русскоязычному населению Донбасса, говоря с ним на одном языке в буквальном смысле слова. Мол, это будет очень эффективный способ коммуникации, построенный на «разрыве шаблона»: проукраинские месседжи – на русском языке.
Во-первых, не такой уж это «разрыв шаблона»: на русском языке с жителями Донбасса ведут диалог многие интернет-ресурсы, программы «Радио Свобода», «Громадських» ТВ и радио, заточенные именно на их аудиторию.
И в общенациональном интернете есть множество проукраинских ресурсов, выходящих только на русском или имеющих двуязычную версию, в том числе и самые-самые популярные! А главное: русский язык отнюдь не был изгнан из украинского эфира! По подсчетам Нацсовета по телевидению и радиовещанию, в октябре-ноябре 2018 года в эфире общенациональных развлекательно-информационных телеканалов в среднем оставалось 15% русского языка (при этом учитывался только язык ведущих, а гости и участники программ могут разговаривать на любом языке!).
То есть и сейчас, и так будет и в дальнейшем, на самом деле найти на русском языке украиноцентричный контент не проблема.
Во-вторых, у нас нет той проблемы, которой озабочен Запад: тамошнее русскоязычное население, не зная иностранных языков и не желая их учить, именно поэтому смотрит исключительно российские телеканалы, оказываясь благодарным потребителем российской пропаганды.
У нас все граждане востока и юга Украины понимают украинский язык. И, как показывает социологическое исследование «Детектора медиа», для жителей востока решающим фактором выбора контента является не язык (русский или украинский), а интерес и качество.
Кстати, мы все прекрасно помним историю с обязательным украинским дубляжом кинофильмов в нашем прокате. Сколько ужастиков нам тогда порассказали о якобы неминуемой смерти отечественной кинопрокатной индустрии. Однако оказалось, что когда фильмы можно посмотреть только на украинском – все начали их смотреть на украинском. А рынок кинопроката не только не умер, но и развилась смежная с ним индустрия профессиональной озвучки и дубляжа.
Создавая специальный русскоязычный канал для Донбасса, мы, на самом деле, создадим некий украинский «брайтон бич», не более того. Продолжим подыгрывать России, оставляя наших граждан в плену у «русского мира» – а не интегрируя их в соборную Украину, где каждый говорит на любом языке, но где нельзя быть полноценным гражданином страны (в том числе и получая важную для жизни информацию) без знания и понимания государственного языка. Продолжим своими руками формировать для них «пузырь», не только языковой, но и ценностный. Хотя бы потому, что на какие другие каналы переключатся те, кто информацию об Украине будет черпать преимущественно на созданном для них русскоязычном канале? Конечно же, на российские, а не украинские – не желая выходить из зоны языкового комфорта.
У меня есть знакомая украинка, которая много лет живет за рубежом, сейчас в одной из европейских стран. В недавней нашей переписке с ней в фейсбуке по другому, не языковому поводу, знакомая написала: «У Украины феномен – смотреть в сторону России, мечтать о ней. Метрополия же была, сколько столетий. Забирала все и всех самых лучших. У Украины есть этот посттравматический синдром. Искривление позвоночника своего рода, как мне кажется».
Конечно, я ответила знакомой, что на самом деле в сторону России смотрят далеко не все украинцы, что времена поменялись. Что уже выросло другое поколение, которое ориентировано на европейскость в Украине и на западную культуру, ценности, образ жизни, даже не будучи особо в курсе, «а что там у русских?», кроме их отношений с нашей страной…
Но нельзя не признать: результаты социологии, а также и выборы ярчайшим образом продемонстрировали, что значительная часть украинцев действительно продолжает быть ориентированной на Россию. За несколько лет ситуацию, которая формировалась не только столетиями, но и реалиями 25 лет уже независимой де-юре, но не де-факто Украины, увы, не исправить. Еще до недавних пор заробитчане с востока и юга Украины ездили не в Польшу, а в Россию. На промышленном востоке большинство предприятий принадлежали если не нашим олигархам, то россиянам. Российские каналы еще недавно были там намного более популярными, чем украинские, и включенность жителей этих частей Украины в российский масс-культ остается высокой и сейчас.
Создавать специальный русскоязычный канал для таких наших сограждан – это значит продолжать искривлять позвоночник, а не выпрямлять его.
Поэтому если цели реально благородные – путь только один: продолжение политики запрета вещания пропагандистских российских телеканалов и создание КАЧЕСТВЕННОГО украиноцентричного и УКРАИНОЯЗЫЧНОГО контента. Которому благодаря его качеству и будут отдавать предпочтение и русскоязычные украинцы.
Точно так же и с озвученными бизнес-партнерами Владимира Зеленского ожиданиями пересмотра закона о языке, уменьшения квот для украинского на ТВ. Чем усерднее, опять-таки, мы будет продолжать строить искусственные телегетто для русскоязычных граждан, под гулкие аплодисменты Кремля, тем явственнее будем потакать философии «пенсии ждем от Украины, живем по установкам России».
И это на фоне того, что принадлежащие Тарасу Козаку, ближайшему соратнику Виктора Медведчука – кума Путина и его «представителя» в Украине – информационные телеканалы транслируют уже даже не пророссийскую пропаганду. В их эфире уже открыто проповедуются и звучат призывы к действиям, на которых на международной арене настаивает в отношении Украины страна-агрессор, Россия. Почитайте последние мониторинги «Детектора медиа» – например, тут и тут. Вторит им целый ряд финансируемых непрозрачно, вполне вероятно, что и из страны-агрессора, так называемых «украинских» интернет-СМИ… На днях Тарас Козак купил еще один телеканал – ZIK. Вполне возможно, что и этот ресурс будет не последним...
При президенте Петре Порошенко не было политической воли защитить информационное пространство страны от этих «квазиукраинских» пропагандистких платформ. Теперь в Украине новый президент. От которого хочется услышать ответ на вопрос: прямые призывы в телеэфире к выполнению российской «повестки дня» в отношении Украины – это о свободе слова? Или о циничном злоупотреблении свободой слова для разрушения национальной безопасности нашей страны?
И, как представляется, ответ на этот вопрос куда более актуален, чем, по сути, возвращение к языковой политике режима Януковича.
Фото: samsebeskazal.livejournal.com