Юрий Стець: «Коллектив УТР – это в первую очередь история Зураба»

Юрий Стець: «Коллектив УТР – это в первую очередь история Зураба»

24 Лютого 2015
7088
24 Лютого 2015
19:57

Юрий Стець: «Коллектив УТР – это в первую очередь история Зураба»

7088
Как будут работать «Информационные войска», как Мининформполитики будет создавать иновещание и будут ли украинцам говорить правду о потерях в АТО – «Детектор медіа» попыталась выяснить у министра информационной политики
Юрий Стець: «Коллектив УТР – это в первую очередь история Зураба»
Юрий Стець: «Коллектив УТР – это в первую очередь история Зураба»

С нарастанием активности Юрия Стеця в должности министра недавно созданного министерства информационной политики, его деятельность все чаще вызывает серьезные дебаты. Много вопросов вызвало анонсированное им создание канала иновещания Ukrainian Tomorrow, который, как заявил сам министр, будет организован на базе телеканалов БТБ и функционировать за деньги ГТРК «Всесвітня служба «Українське телебачення і радіомовлення» (УТР). При этом механизм создания такого канала остался для публики загадкой. Начать хотя бы с того, что УТР продолжает работать и никакой информации не только о его закрытии, но даже о каких-то изменениях никем до этого озвучено не было.

 

Очередная инициатива министра Стеця - создание «Информационных войск» - также взволновала многих, в том числе Виталия Манько из «Громадської платформи». Он провел собственное расследование и пришел к выводу, что создание такого ресурса чревато попаданием базы данных украинских пользователей в ФСБ или любые другие спецслужбы. К тому же в СМИ уже появилась инструкция, которая якобы была разослана «Информационными войсками», с призывом создавать фейковые аккаунты в соцсетях.

 

«Детектор медіа» решила задать самые волнующие вопросы непосредственно господину министру.

 

-  Юрий, ваше начинание по созданию «Информационных войск» уже вызвало много вопросов у активных граждан.

- Сейчас в сети начала распространяться информация, которую запустили ФСБшники, о том, что это чуть ли ни русский ресурс и сервер, который мы используем.

 

- Разве это ФСБшники? Это Манько распространяет информацию.

- Нет, это началось, к сожалению, с фсбшников. А Манько - это умный парень, который сыграл, к сожалению, на «все пропало» и сейчас там тысячи перепостов. Сейчас, если следовать логике Манько, всем пользователям Google и Facebook надо закрыть свои аккаунты, поскольку и у Facebook, и у Google и других компаний существуют представительства в Москве. Центральный офис этой компании (GetResponse. - ТК) находится в Америке, а учредил эту компанию поляк. И представительство этой компании есть во всех странах мира, в том числе и в Москве. Так же, как и представительство Facebook и Google. Сервер находится не в Москве, соответственно ФСБ или вообще какие-то спецслужбы не могут иметь никакого доступа к информации. Это первое. Второе: на всякий случай, перестраховываясь, чтобы не было никакой утечки информации, или взлома, мы просим только e-mail, и никаких других персональных данных. Это то, что касается фейка, который распространяется сейчас - нам не надо никаких фсбшников ,мы сами все сделаем - все разрушим и сами себя уничтожим.

 

- Есть также информация о причастности Андрея Богдановича к этому проекту.

- Нет, это неправда.

 

- А как будут оплачиваться «Информационные войска»?

- Группа контентщиков, которые работают, - это люди, которые работают в министерстве.

 

- То есть они - на зарплате?

- Да, они официальные сотрудники министерства. Они еще не на оплате, потому что у министерства нет пока возможности брать на работу, потому что у нас нет еще счета в казначействе, и они еще должны пройти спецпроверку. Но эти люди уже работают месяц над этим проектом. С этим проектом, как я уже говорил, работает ряд блогеров. Самый лучший способ контрпропаганды - это доносить людям правду. Для этого нам нужен инструментарий, поэтому мы создаем такую платформу, чтобы объединить блогеров, ключевых, у которых есть большое число подписчиков. От министерства этот проект курирует советник министра, то есть мой советник, блогер Крус Крус, то есть Александр Барабошко. И еще ряд других блогеров, некоторые из них пока просят не распространять информацию об их участии, в том числе потому, что эффективность их деятельности тогда упадет.

 

- Те люди, которые запишутся сейчас в ряды «Информационных войск» - они будут оплачиваемыми сотрудниками?

- Нет, конечно, потому что сейчас это тысячи, а в будущем - десятки тысяч людей, и государство просто физически в состоянии экономического кризиса и войны, на которую каждый день уходит сто миллионов гривен и больше, не имеет возможности подобные глобальные проекты финансировать. Именно поэтому я говорил, что мы объединяем в единую платформу блогеров. Суть и логика работы в том, чтобы быстро формировать контент и предлагать его, - вы можете посмотреть всю логику на странице в Facebook этого проекта.

 

- Информационное поле тем и хорошо, что в нем есть разнообразная информация и разнообразные мнения. Если все блогеры будут выдавать одну и ту же информацию, то в чем смысл такого проекта? Это же ничем не отличается от работы ботов.

- Принцип работы другой. Два направления: первое - формирование контента, а контент - это правда. Отличие от ботов в том, что боты распространяют фейковую информацию. И второе направление - это опровержение фейковой информации, которая исходит от тех же московских структур. Самое главное - чтобы мы быстро реагировали. Инструментарий - это и есть быстрое распространение информации через соцсети. И это не мы придумали. Такие вещи использовали в том числе и российские оппозиционеры, такие вещи использует Великобритания, например.

 

- Сегодня в СМИ опубликовали письмо, полученное якобы от «Штаба информационных войск» - с инструкцией, как создавать фейковые аккаунты.

- Сегодня у меня будет через полчаса совещание, на котором я выясню, что это было. Я увидел это письмо точно так же, как вы, на сайте - на совещании по этому вопросу я выясню, что это было. Как я могу что-то утверждать? Я не занимаюсь в ручном режиме управлением министерством.

 

- Если вы хотя бы допускаете, что ваши сотрудники могли разослать такое письмо - это по меньшей  мере странно...

- Я ничего не допускаю. Я могу лишь, собрав их, выяснить, что это - и после этого давать комментарий - так это или не так, и если это так, то почему это было.

 

- Ваша инициатива по созданию иновещания подверглась нападкам и большой критике...

- Я не видел большого количества нападок и критики. Я видел маленькое количество критики и большое количество поддержки. Если вы называете Наталью Лигачеву, Оксану Романюк или Сережу Лещенко большим количеством - то это не так. Я могу называть фамилии людей, которые это поддержали, они более авторитетны.

 

- Я хотела бы уточнить: какова целевая аудитория телеканала, которые вы хотели бы создать?

- Первое. Этот канал будет трехъязычный для старта - это украинский, английский и русские языки. Соответственно, мы хотим зацепить сегмент распространения через кабельные сети и в странах Евросоюза, и в США. В общем-то, идея подобного канала витала в воздухе и обсуждалась уже долгое время. И в том числе об идее подобного канала заявляли и лидеры европейских государств. Поэтому, когда вы говорите, что идея была подвергнута критике, думаю, стоит почитать их заявление - я думаю, они не менее авторитетные люди, чем некоторые журналисты (уточним от «Детектор медіа» - идею создания канала иновещания многие из медиаэкспертов, в том числе и некоторые из названных выше Юрием Стецем, не только не критиковали, а и выдвигали ее еще в марте 2014 года. Вопрос в том - как ее реализовывать. Идеи же, выдвинутые Чехией, Польшей или Латвией, явно не относятся к проекту, который анонсирован господином министром).

 

- Готов ли пакет документов и закон, который позволит вывести телекомпанию УТР из структуры будущего Общественного телевидения, куда по идее она должна была входить?

- Тут две разные истории. История Общественного телевидения, которую я полностью поддерживаю и являюсь в данном случае соратником Зураба Аласании, и история государственная. В данном случае я говорю о государственном канале, подобном Euronews в ЕС, где акционерами этого телеканала являются страны ЕС. Это - голос официального Киева. А Общественное телевидение - оно как раз имеет функцию, отличную от государственного, и оно не может быть рупором государства.

 

- Я понимаю, в чем ваша цель. Просто хотела уточнить: дело в том, что вы объявили о создании иновещания на основе БТБ и УТР, а последняя, в числе других государственных телерадиокомпаний, по действующему законодательству должна стать базой для создания Общественного телевидения.

- Если инициатор Общественного телевидения, в первую очередь Зураб Аласания, будет видеть, что этот контент, продукт и этот телеканал должен остаться в орбите Общественного вещания - так и будет.

 

- Какой бюджет будет у планируемого канала?

- Стоимость ежемесячная содержания такого канала? Мы его сейчас прорабатываем. Как и сетку программную, как работу самого телеканала. Я не могу пока назвать конкретные цифры, пока этот бюджет не будет рассмотрен как минимум людьми, которые являются орггруппой - продюсерами и техническими работниками. Мы сейчас анализируем техническую базу - нужно ли что-то докупать или нет к имеющемуся на телеканале БТБ. Пока мы не проанализируем, мы не можем сказать, нужна ли нам дополнительная техника и тд.

 

- Финансироваться канал будет из государственного бюджета?

- Речь идет о части финансирования со стороны государства и о части финансирования неправительственных организаций, мы ведем сейчас переговоры со странами Евросоюза и других стран в том числе о том, чтобы они помогли нам с финансированием этого телеканала. К сожалению, Украина сейчас находится не в том состоянии, когда может позволить себе дополнительные расходы. Мы будем искать дополнительные ресурсы, не вынимая их из государства.

 

- А что будет с коллективами УТР и БТБ?

- Еще раз: коллектив УТР - это в первую очередь история Зураба. Предмет наших диалогов с ним. И его виденье будет ключевым.

 

- Он будет вам рекомендовать, кого оставить на работе, а кого нет?

- Нет, в первую очередь речь идет о том, остается ли УТР в орбите Общественного вещания или нет.

 

- То есть при создании канала речь идет в первую очередь о технической базе БТБ?

- Конечно. Если Зураб будет видеть, что УТР - этот ресурс и канал, который необходим Общественному телевидению, в данном случае я буду поддерживать его точку зрения. Если он скажет, что у него есть видение, что этот канал может быть в том числе частью канала иновещания, который мы создаем - в данном случае я тоже буду поддерживать его точку зрения. Здесь будет ключевой диалог с людьми - инициаторами Общественного телевидения и в первую очередь Аласанией.

 

- Не так давно вы инициировали довольно шумный скандал, связанный с нетрансляцией обращения Порошенко по поводу прекращения огня. В итоге выяснилось, что часть ответственности за инцидент взяла на себя пресс-служба АП, а каналы в ответ заявили о недостаточной информированности и предъявили ответные претензии к вам, как инициатору разбирательств. Почему вы написали этот пост и были ли вы в курсе ситуации, предшествовавшей трансляции?

- Информация о том, что каналы не были поставлены в известность, не соответствует действительности. Об этом было сообщено официально. То, что не было личного звонка лично менеджеру каждого канала - это правда. Но то, что каналы знали о планирующейся трансляции и к ним было обращение - это тоже правда.

 

- Я разговаривала со Святославом Цеголко, и он признал частичную вину пресс-службы в этом инциденте.

- Я могу сказать, что информация об обращении президента была за полтора часа официально распространена - и если Святослав считает, что ошибкой было не позвонить менеджерам - это его право. Я не считаю, что в этой ситуации мы должны навязывать что-то, или звонить менеджерам. Это право телеканалов - использовать информацию или нет, брать что-то или нет. И когда мне говорят, что обычно нас обзванивали или что обычно с нами согласовывали - то я как раз считаю, что это пережитки прошлого. Каждый канал для себя определяет - он хочет или не хочет. Моя реакция связана с тем, что я считаю, что это достаточно важное событие было для страны, и я вижу, что это должны были транслировать все каналы. Но, очевидно, что это право телеканала. А моя реакция - это мое право.

 

- В недавнем интервью вы заявили, что донесение правдивой информации о реформах и вообще событиях в Украине - цель Министерства информации.

- Одна из трех целей., которую я заявил с самого начала.

 

- Да, в связи с этим я хотела бы уточнить: по сей день неизвестно точно количество погибших защитников в Дебальцево. Порошенко заявлял о 22 погибших, потом появились другие цифры - хотя очевидно, что и сейчас цифры жертв неизвестны. Считаете ли вы свой задачей проинформировать граждан Украины о реальном положении дел, инициировать более точное информирование о положении дел в АТО? Можете ли вы повлиять на информирование население со стороны пресс-службы Минобороны или пресс-центра АТО?

- Конечно. Я считаю, что это одна из задач министерства - информировать. Но в данном случае речь идет о горизонтальном сотрудничестве Министерства информационной политики и Минобороны, но я не могу комментировать работу Президента или его Администрации, в котором есть управление информационной политики.

 

- Каким образом тогда люди смогут получить честную информацию, распространением которой, вы считаете, должно заниматься Мининформполитики?

- Моя задача - как можно быстрее наладить работу горизонтали министерств, в том числе сотрудничество Министерства информационной политики и Минобороны. Советник министра обороны Татьяна Попова недавно стала замминистра Мининформполитики. И ее задача, в том числе, это реформирование работы по обеспечению журналистов информацией. Это в первую очередь - и именно на это направлены программы, которые она реализует. И именно для того, чтобы упростить цепочку решения вопросов, она является одновременно и советником Министра обороны, и заместителем министра информполитики. Реформировать за один день это все невозможно - как невозможно было за две недели реформировать армию, для этого нам понадобилось время. Я не могу через три недели после создания министерства на бумаге, не имея еще возможности даже нанимать людей на работу, изменить что-либо за один день. Это невозможно.

 

- Считаете ли вы позитивным запрет работы российских СМИ в Украине и приостановку их аккредитаций?

- Я считаю, что перечень средств массовой информации, которые на самом деле не являются средствами массовой информации, а являются исключительно каналами пропаганды, чей контент контролируется и формируется ФСБ, не может быть представлен в стране, против которой осуществляется агрессия. И я считаю, что это правильное решение.

 

Фото - www.day.kiev.ua

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
7088
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду