Игорь Ляшенко: «Мы придем к тому, что за информацию будут платить»

16 Липня 2010
37426
16 Липня 2010
10:05

Игорь Ляшенко: «Мы придем к тому, что за информацию будут платить»

37426
Экс-президент «Экономики» увидел перспективы в корпоративных медиа и нашел инвесторов, готовых вкладывать в издательское дело
Игорь Ляшенко: «Мы придем к тому, что за информацию будут платить»

Год назад Игорь Ляшенко оказался за бортом основанного им издательства «Экономика». Он остается владельцем 14,5%-й доли, но от оперативного управления отстранен. Однако с медиарынка г-н Ляшенко не ушел: сразу после расставания с «Экономикой» он основал собственную компанию - «Горизонт-медиа».

 

«Детектор медіа» Игорь Ляшенко поведал об издательском направлении «Горизонта», планах на осень и своих соображениях о будущем прессы.

 

- «Горизонт-медиа» - ваше собственное детище или у вас есть партнеры?

- «Горизонт-медиа» - это несколько юридических лиц, у каждого из которых есть свой владелец или совладельцы. Основными являемся мы с Игорем Чубаком (экс-гендиректор «Экономики». - Авт.).

 

- Какого-то крупного стороннего инвестора, наверное, боитесь привлекать, памятуя об опыте «Экономики»?

- Есть люди, которым интересны издательские проекты общественно-политического характера. Они сами к нам обращаются с предложениями. Я даже составил несколько бизнес-планов, но ни один из них пока что не может быть реализован. По нашим расчетам, эти проекты не получаются успешными. Рекламный рынок маленький, добиться большого тиража сейчас сложно. А просто «освоить» бюджет, повыпускать газету или журнал и через год сказать: «Ну, сорри, не получилось», - не хочется и неинтересно.

 

- Чем сейчас занимается издательство?

- Основное направление - корпоративные издания.

 

- Те самые, которые вы увели из «Экономики» вместе со штатом?

- Увели - это громко сказано. Ко мне перешли работать два человека. А из того портфеля, что издавался тогда в «Экономике», у нас - только «Мой бизнес» (журнал «Райффайзен Банка Аваль», ориентированный на малый бизнес). Но клиент сам решает, с кем ему лучше работать. Если он выбрал другого подрядчика, то, наверное, у него были на то причины.

 

Большинство проектов запущены «с нуля». Например, журнал Delight одноименного дома деликатесов, который только около года назад открылся. Есть клиенты, которые раньше работали с другими издательствами (например, «Мироновский хлебопродукт») или издавали журналы сами, но решили передать их на аутсорс. Клиентские издания, которыми мы, в основном, и занимаемся, непрофильной компании делать сложно. Проще поручить издательству.

 

- Итого сколько у вас проектов?

- Около двадцати. Периодичность у них разная. Есть годовые отчеты компаний, которые делаются раз в год, есть просто разовые издания, а есть ежеквартальные и ежемесячные. Потребности клиентов постоянно меняются. То заказчик хочет толстый журнал, то худенький, но с большим тиражом и с более частой периодичностью.

 

-  Каким образом вы ищите клиентов? Бывает ли, что сами приходите к кому-то и убеждаете в необходимости создать корпоративное издание?

- Бывает и так. Но в основном клиенты приходят по тендерам. Мы следим за тендерами, нас уже многие знают и предлагают в них поучаствовать. Иногда компании сами просят помочь, потому что им своими силами сложно сделать журнал. Собственно, так и родилось направление корпоративных изданий в «Экономике»: люди, представители бизнеса, сами обращались.

 

- Какой потенциал рынка? Сколько сейчас в Украине компаний, у которых есть свои корпоративные издания или которым теоретически интересен такой способ коммуникации?

- Несколько сотен.

 

- Компании у вас самые разные - от банков до «Оболони». Где вы находите журналистов-«многостаночников»?

- В штате 25 человек, на подготовке корпоративных изданий заняты в основном редакторы-журналисты и дизайнеры, которые делают регулярные номера. Для нерегулярных изданий или изданий с небольшой периодичностью привлекаем внештатников на гонорарной основе. Фотографы штатные.

 

Проблема не столько в разноплановости журналов, сколько в принципиально другом подходе. Журналист, который привык писать по всем журналистским стандартам, должен полностью перестроиться и делать то, что, возможно, ему не нравится, но нравится заказчику. Точнее, необходимо найти компромисс между желанием заказчика и журналистской формой подачи. 

 

- Какую комиссию берете за свои услуги?

- По-разному. На рынке нет каких-то стандартных тарифов. Наценка идет от 0 до 100%. Но это не какие-то нереальные деньги, прибыльность очень скромная. В 2007 - 2008 годах доходы и прибыль были значительно весомей. Сейчас все экономят.

 

- Но, насколько я понимаю, издания априори прибыльные, не будете же вы их делать себе в убыток?

- Мы - не будем. Но людей, которые работают в убыток, хватает. Из соображения: нам будет что показать, пускай клиент попробует, ему понравится, а потом мы повысим цены. Но это неправильная логика. Если компания привыкла платить одну сумму, она может отказаться платить большую. Найдет себе другого подрядчика, который будет руководствоваться теми же соображениями, что и первый, и у нас получится замкнутый демпинговый круг.

 

- Планируется ли привлекать рекламу?

- Нет. Некоторые действительно это делают (издания авиалиний, автомобильщиков), но перед нами такая задача не стоит.  

 

- Планы по корпоративному сегменту? Будете ли наращивать портфель?

- Да. Начнем делать корпоративные издания в электронном виде. Это будут и PDF-форматы, и интерактивные издания. Сейчас как раз работаем над техническими моментами. В США такая форма распространения очень популярна. Она позволяет быстро разослать издание по большой базе клиентов, при этом существенно сократив затраты на бумагу и печать.

 

- Что-то вроде того, что делает «Козырная карта»?

- Ресторанные сети - хороший пример, их рассылки получают все владельцы карт, которых тысячи, десятки тысяч. Но сейчас эти рассылки больше похожи на спам. Наша задача - перейти от новостного формата, от сообщений о событиях в сети до полноценного, интересного, красивого электронного издания.

 

- Расскажите о других направлениях. Вы возобновили журнал «Практика оценки», закрытый «Экономикой». Зачем они его закрыли, он же вроде выходил «в ноль»?

- Даже в плюс. Он абсолютно никому не мешал. У него есть авторитетный редактор, своя аудитория, причем постоянная. Почему «Экономика» так сделала - лучше у них и спросить. Возможно, не было желания заниматься «мелочью». Помимо «Практики оценки», мы скоро возобновим Business Spotlight - известное во всем мире лицензионное издание для изучающих английский язык (которое ранее также издавала, но в 2010 году закрыла «Экономика». - Авт.).

 

- Каково это - «воскресить» закрытое издание, тем более - такое малотиражное? Слышала, что ММR растерял 2/3 подписчиков, когда его тоже хотели закрыть и случилась пауза в подписной кампании...

- На самом деле тираж у Business Spotlight может быть больше, чем у некоторых известных газет. До 10 тысяч подписчиков. Думаю, восстановить позиции можно. Английский люди изучают всегда, даже в кризис.

 

- Расскажите о проекте «Tоп-100». Вы его столь явно выпустили в пику «Топ-100» «Экономики» - почти в одно время с их рейтингом топ-менеджеров, фактически с тем же названием...

- Рейтинг «Топ-100» - это мое детище с 1997 года, когда издательства «Экономика» и в помине не было, и совершенно нормально, что мне хочется продолжать делать подобные проекты. Но не «в пику» кому-то.

 

Майский выпуск мы делали совместно с «Кредит-рейтингом». Сейчас, также вместе с ними, готовим рейтинг социально-экономического развития городов на октябрь.

 

- Есть ли в планах проекты другого рода - «журналистские», рассчитанные на более широкую аудиторию?

- Да, есть. Осенью, возможно, начнем над ними работать. Тематика - можно сказать, околоделовая. Возможно, в дистрибуции упор будет сделан на интернет. И это как раз будут длинные инвестиционные проекты.

 

- Кто их будет финансировать?

- Как я уже говорил, партнеров можно найти хоть сегодня, деньги на рынке есть. Да, есть люди, которые хотят заниматься издательством и которые готовы давать деньги. Но если начать сейчас и с нереалистичным бизнес-планом, они разорятся... Поэтому мы немного подождем и будем привлекать инвесторов позже.

 

- Вы верите, что со временем рынок восстановится?

- Подозреваю, он уже никогда не будет таким, как был. По крайней мере, в деловой, информационной журналистике. Уже никто не может сделать так, чтобы получалось продавать большой тираж. И рекламу. Сегмент имиджевой рекламы перестал интересовать рекламодателей.

 

- Как говорит один ваш коллега, проблема не в том, что у нас плохо развита культура чтения, а в том, что хорошо развита культура «шары»...

- Абсолютно согласен. Издатели любыми путями привлекали читателей, увеличивали аудиторию бесплатным доступом к сайту, бесплатной раздачей, низкой стоимостью номеров. Они рассчитывали, что соберут большую аудиторию и затем продадут ее рекламодателям. Но в какой-то момент рекламодатели утратили интерес, сказали, что им это не нужно. А читатель уже разбалован, он не готов платить. И производители информационного контента остались голыми и босыми - притом, что их продукция хорошо защищена авторским правом.

 

- И какой выход?

- Уже видно, каких успехов достигла музыкальная индустрия и киноотрасль на Западе. Там тоже было пиратство, люди не хотели платить, но велась многолетняя борьба, был сильнейший лоббизм. И сейчас мы видим, что при правильном подходе проблему можно решить. В этом смысле показателен пример порнорынка. Там с самого начала все было на продажу, и сейчас это гигантская по объемам денег индустрия.

 

Мне кажется, мы придем к тому, что за любую информацию - в том числе в интернете - будут платить. Но в одиночку ни один издатель с проблемой не справится. Нужны осознанные, согласованные действия рынка. Сейчас в ассоциации идут какие-то разговоры, пишутся письма. Но это должна быть мировая тенденция. Украина ничего не сделает в одиночку. Необходим такой локомотив, как Америка или Евросоюз. И побольше таких людей, как Руперт Мердок, который открыто выступил против Google и сделал свои популярные и авторитетные сайты, часто являющиеся первоисточником информации, платными.

 

Только способ платежа должен стать простым, удобным и, главное, привычным. Что нужно сделать, чтобы купить газету в киоске? Достать 1-2 грн и купить. Это привычно всем. А для заказа на сайте требуется иметь карточку или электронный кошелек, заполнить кучу граф, что-то куда-то вписать или поставить галочки. У меня у самого не хватает терпения делать это.

 

Нужны годы, чтобы система платного доступа к информации заработала - 5-10 лет, не меньше. Но работать в этом направлении нужно. Выиграют те, кто не опустит руки, будет делать действительно хороший продукт и ждать. Ждать изменения системы.

 

- «Экономика» дождется? С нынешним руководством и нынешними инвесторами...

- Думаю, ни для кого на рынке не секрет, что руководство там не очень компетентное, а управляющая компания инвестора не знает, что с издательством делать. Думаю, что главное - принять решение: делать бизнес или просто финансово поддерживать издание газет и журналов. Это две совершенно разных стратегии. Бизнесовая стратегия может варьироваться от мощных и длительных инвестиций с расчетом на правильный выбор до закрытия нерентабельного предприятия. А если денег не жалко, то можно ориентироваться на поддержку серьезной журналистики - влиятельной, но планово убыточной газеты, и получать от этого моральное удовольствие, выполняя свой общественный долг. Такой подход в мире также широко применяется.

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
37426
Читайте також
21.10.2010 18:42
Евгения Продаева
60 566
06.09.2010 14:10
Евгения Продаева
27 167
03.09.2010 17:21
Евгения Продаева
26 272
22.07.2010 16:00
Евгения Продаева
14 724
02.07.2010 14:34
Евгения Продаева
25 086
21.06.2010 13:49
Евгения Продаева
31 268
17.06.2010 12:50
Евгения Продаева
25 893
11.06.2010 09:31
Евгения Продаева
59 474
31.05.2010 14:45
Евгения Продаева
51 779
24.05.2010 10:49
Евгения Продаева
44 002
29.04.2010 08:14
Евгения Продаева
40 584
23.04.2010 08:12
Евгения Продаева
53 043
Коментарі
4
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
ya
5238 дн. тому
компетентно воровать умеют не все, вы правы, дорогой издательству Экономика господин Ляшенко, ha--ha-ha.
справедливий
5239 дн. тому
А брехати Ляшенко так и не перестав....Топ 100 - задум та втилення Шума, забули, пане?
ABN
5244 дн. тому
цитата: "думаю,..., что руководство там не очень компетентное" - а ведь компанией остался управлять и партнер-друг Ляшенко с которым, они строили бизнес с 1995 года - Станислав Шум... Это и его оценка профессионализма? Или Ляшенко не подумал?...
Вдячні читачі
5245 дн. тому
Правду каже. І куди отой Пінчук дивиться? Понапризначав спільно україно-бразильский екіпаж. І летить Економіка на Марс. а пан Ляшенко тішиться з того.
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду