Слово – оружие, но не всегда острое

10 Вересня 2009
36087
10 Вересня 2009
09:02

Слово – оружие, но не всегда острое

36087
Слово – оружие, но не всегда острое

Денис Жарких резюмирует свою трилогию о проблемах отечественного медиапрофсоюза («Профсоюз журналистов. Главный вопрос - что защищать?» и «Зачем медиапрофсоюзу интеллектуально расти?»). Современные профсоюзы делают из журналистов сутяжников и крючкотворцев, «именующих себя истцами, а всех других - обидчиками».

 

Этой статьей автор хочет закончить свою трилогию о современном профсоюзном движении в отечественных СМИ. Наверное, стоит объяснить, как что двигало мной, когда я писал на эту тему. Цель, поставленная мной, была чрезвычайно простой: мне просто хотелось проанализировать, что журналисты могут противопоставить угрозе увольнения и уменьшению зарплаты. Это была чистой воды гимнастика для ума. Цель кому-то что-то советовать или укреплять профсоюзы не ставилась вовсе. Не очень понимаю, что на этом этапе нужно укреплять, да и выражение «укреплять профсоюзы» родом из СССР (там вечно что-то укрепляли, повышали и улучшали). Людей, которые мне отвечали, не имею чести знать лично, а потому что-то советовать им, да еще через СМИ, было бы невежливо и неблагодарно. Мне были интересны системы, а не личности. В статьях не было ни одного личного выпада, этого не стоит даже искать.

 

Но вернемся к цели проделанной работы. При первом же мозговом усилии стало понятно, что всех не защитишь, да все и не будут защищаться. Мода на журналистику и низкие требования к профпригодности создали журналистский пролетариат, который, в отличии от марксовского пролетария ХІХ века, ничего не производит. До сих пор менеджмент СМИ мыслит категориями журналистов одноразового использования, а «насекомые не могут бунтовать» (фраза из сериала «SOS» по сценарию нашего коллеги Марка Греся). Вот тогда и родилась мысль, что сначала нужно защищать профессию, а потом профессия защитит тебя. И об этом была первая статья.

 

Но возникает вопрос - как эту самую профессию защищать? Ответ был дан во второй статье - нужно не только защищаться, но и активно атаковать рынки своим профессионализмом, рыночными и солидарными путями отобрать рынки у непрофессионалов, что является важной задачей современного украинского общества. Если делать это сообща, да еще и профессионально и к тому же на радость заказчикам (у каждого рынка свой покупатель), то задача представляется выполнимой. Именно эта мысль и была главной, а вовсе не атака на единственный пока принцип сбора членских взносов. Вопрос стоял так: надо захватывать рынок труда с тем, кто там действительно нужен, а не клянчить взносы у всех подряд.

 

Наконец, сегодня - рассуждения на последнюю тему: а если все-таки припечет? Если журналистов взяли за горло, что им остается делать? Современный профсоюз, будь то профсоюз экс-коммунистический или неокомсомольский, знает, что надо делать: надо идти в суд и... больше ничего.

 

Современные профсоюзы делают из журналистов сутяжников и крючкотворцев, «именующих себя истцами, а всех других - обидчиками» (Ильф и Петров). Нет, автор не против юридического вмешательства (как ранее был не против профсоюзных взносов), но в чем тут роль журналистов как профессионалов? В посредничестве предоставления юридических услуг? Бумажки собирать ручки не отвалятся? При неглупом представителе собственника СМИ (а это случается не всегда) суд эти бумажки примет. Ну и что? Профсоюз отчитается!

 

Вот госпожа Михайлина Скорик изволила напомнить историю восстания на «Интере». По ее версии, всех спас юридический договор, бумага, так сказать, всех спасла! Глупые журналисты вместо того, чтобы блокировать свое рабочее место, должны были просто сходить в суд, где бы их ждали пряники, гривны и доллары, аккуратно сложенные пачками. Но в том-то и дело, что решение о невыплате премиальных было, с точки зрения украинского законодательства, абсолютно законным! Сейчас нет такого СМИ, включая газету «Червоне дышло», которое не проводило бы у себя оптимизации затрат по той же самой схеме. Менеджмент «Интера» пошел на попятную исключительно благодаря психологическому и информационному давлению журналистов.

 

А что профсоюз? Да я до сих пор помню, как один продвинутый профсоюзный деятель заявил, что «профсоюз не занял ничьей стороны». Я был тогда в шоке. У профсоюза есть только одна сторона - наемный труд. Он не может быть на стороне работодателя, он может только принять или не принять его условия, но не может находиться между тем и другим. На ту немалую сумму, которую журналистам удалось взять, они не имели юридического права, но взять ее дала возможность журналистская солидарность внутри и снаружи. Они имели полное моральное право на эти деньги, поскольку новый менеджмент сделал все это тайком, без какого-либо предупреждения и обсуждения. И они этого права добились сами, давая пресс-конференции, на которые приходили их коллеги под страхом увольнения. Поддержка интеровцев росла, и это давило на менеджмент.

 

Все это сказано не для того, чтобы уязвить госпожу Скорик. Главная мысль тут другая: кому, как не журналистам, организовывать информационную поддержку своих интересов? Я даже знаю «звезд», которые такой поддержкой пользовались, но исключительно для личных целей. Вот профсоюзу журналистов и надо вести информационную войну в своих солидарных интересах. Разве не логично? Если посмотреть юридически (не морально!), то ребята с «Интера» лихо облапошили менеджмент. Если посмотреть морально, то картина будет другая, но, простите, у каждого своя мораль...

 

А теперь возвращаемся к пункту первому. А много в профсоюзах людей, способных на профессиональные информационные атаки? А много ли там людей, способных просто и внятно изложить свои требования?

 

Вот мне отвечали господа профсоюзные деятели. Отвечали они красиво, но не по существу того, о чем я говорил. Чем они лучше депутата Ткаченко, на которого сейчас так набросились? Тоже мужик ответил «правильно», но не по существу вопроса. Так мне теперь трястись в падучей от их нечетких ответов?

 

Наоборот, налицо явный прогресс - господин Луканов заговорил о системе. То есть сдвинулись с мертвой точки все-таки? Оваций и цветов не надо! А за дискуссию я всем очень благодарен. Для себя я понял, что общего между нынешними молодыми ребятами в различных чинах и комсомолом: и те, и другие имитируют демократию. Это не личный пассаж, это понимание системы. Вот когда мы сможем отличить имитацию от работы, только тогда у нас и появятся профсоюзы!

 

Денис Жарких, и. о. главного редактора газеты «Крещатик»

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
, для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
36087
Читайте також
28.09.2009 10:09
Денис Жарких
, для «Детектор медіа»
10 134
15.09.2009 10:07
Дмитро Товчисало, «Провінція»
28 092
29.08.2009 09:50
Михайлина Скорик
, для «Детектор медіа»
28 493
27.08.2009 19:08
Денис Жарких
, для «Детектор медіа»
24 824
Коментарі
2
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
хехе
5580 дн. тому
так чего ты, присоединяешься?
Ш
5581 дн. тому
Безлюдна №2
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду