Вера Яковенко: «Сейчас – не время художников»

28 Травня 2009
38392

Вера Яковенко: «Сейчас – не время художников»

38392
Вера Яковенко: «Сейчас – не время художников»

Пять лет назад юная девушка Вера Яковенко ехала со своей четвертой по счету короткометражкой «Блондинка умирает дважды» на Talent Campus Берлинского кинофестиваля. Тогда ей казалось, что единственный выход для молодого кинорежиссера, рожденного в Украине и желающего заниматься любимым делом, - путь в Европу.

 

После этого Вера сняла еще 5 картин, все - в Украине и все - за последние два года. Свою чрезвычайную плодовитость хрупкая и застенчивая девушка объясняет присущим ей упорством в достижении намеченных целей. Пребывая практически в абсолютном киновакууме, Вере удалось собрать вокруг себя талантливую команду - со сценаристкой и продюсером последних ее картин она собирается сотрудничать и дальше. В преддверии открытия Киевского международного кинофестиваля, где будет впервые демонстрироваться ее новый фильм, Вера Яковенко рассказала ТК о том, какие качества помогают кинорежиссеру продолжать снимать настоящее кино в Украине, а также о причинах полного упадка отечественной киноиндустрии.

 

- Вера, со стыдом признаю: не видела ни одного вашего фильма. Не потому что не хотела, а потому что их негде достать...

- Да, это проблема. Как это происходит в Украине? Продакшн-студия продает снятое кино телеканалам - сначала российским, потом отечественным. Я сама не всегда знаю, когда мои фильмы идут по телевизору, мне редко об этом сообщают. Сложно даже раздобыть фирменный DVD со своим фильмом, случается, выискиваю их в магазинах и скупаю на подарки, чтобы дарить с «парадной» обложкой. Потому в основном свои кинокартины мы распространяем «кустарным» способом. Фестивальные фильмы - исключение, они считаются телевизионной продукцией. Моя картина «Контракт» будет демонстрироваться впервые в рамках КМКФ.

 

- В чем интрига этой ленты?

- «Контракт» - это криминальная драма. В основу сценария легло не раскрытое до сих пор судебное дело об убийстве в 2001 году журналиста Игоря Александрова. В фильме раскрыт механизм коррумпированности властей, и все персонажи имеют своих реальных прототипов. Но меня лично интересовало не столько само по себе расследование, сколько психология абсолютно противоположных характеров, вынужденных перебывать в мучительной для обеих сторон связке, их влияние друг на друга и те неожиданные изменения, которые для каждого из них этот союз приносит. По сути, эта картина - о противостоянии двух персонажей (бомжа Григория в исполнении Андрея Филиппака и сотрудника правоохранительных органов в исполнении Виктора Вержбицкого). Это фильм о выходе на грань человечности, в чем-то - фильм-притча, хотя он и имеет свой детективный элемент.

 

- Чем вас привлек именно такой сюжет для картины?

- Нас со сценаристкой Алиной Семеряковой этот сюжет привлек именно потому, что он не был высосанным из пальца. Фильм «Контракт» - о сегодняшнем дне, о том, что происходит на улицах украинских городов, о тайном и явном в окружающей нас действительности. Мне хотелось заставить зрителя оторваться от сказок и посмотреть в глаза реальности.

 

К тому же, мефистофелевская тема некоего невыполнимого контракта, граничащего с продажей души, волновала меня и раньше - это видно по моей дипломной работе «Мой Гоголь», снятой в 2003 году. В ней я также использовала мужской актерский дует (Алексея Вертинского и Вадима Скуратовского), и вот спустя 6 лет я снова обратилась к этой теме. Возможно, буду возвращаться к ней вновь и вновь, потому что для меня она пока не исчерпана.

 

- Фильм снимали в Украине?

- Да. С помощью украинской компании «Паноптикум». Помимо украинских актеров, в съемках принимали участие и реальные украинские бомжи.

 

- Как вам удалось собрать и сколотить группу для съемок? Ведь ни для кого не секрет, что сегодня собрать такую группу очень сложно - практически все талантливые сценаристы, актеры и продюсеры работают в России или Европе.

- Да, это сложно само по себе - подобрать людей под себя, плюс еще и профессионалов. Вообще это очень кропотливая работа - отыскать людей, которые смогут с тобой работать, будут соответствовать твоим запросам творческого порядка. Ну и потом, нельзя сказать, что у нас столь развита киноиндустрия.

 

Корень этой проблемы в том, что изначально заказывается продукт очень низкого уровня. Ведь то, что производится в качестве телепродукции, напрямую зависит от рейтингов. Эта продукция нацелена на аудиторию, у которой, как считается, запросы примитивны. Считается, что основной, среднестатистический телезритель - это домохозяйка и что многое представляется для нее сложным. Потому и телепродукт ей нужно подавать на блюдечке, чтобы все было понятно с любой минуты, когда бы она ни включила телевизор.

 

Собственно, эти заниженные требования к итоговому продукту понижают уровень профессионализма украинских режиссеров. Именно поэтому самые талантливые уезжают из страны. Для кинорежиссера прежде всего важен, конечно, сценарист. Ну, допустим, сценаристы написали классный сценарий. Не продается. А покупается то, что примитивно. Написали раз, написали два... Вот куда пропадают сценаристы. То же самое может произойти с режиссерами. Слава Богу, я сработалась с Алиной Семеряковой, и не только с ней.

 

Со многими своими коллегами я делаю уже не первый фильм. Это и художник-постановщик Владимир Ярославский, и художник по костюмам Оксана Тимонина. С продюсером Сергеем Барановым это уже наша вторая совместная картина. Все эти люди мне очень дороги.

 

- А как обстоят дела с технической базой?

- Как раз с ней - более-менее. Для съемок использовалась техническая база компании «Паноптикум» и других дружественных компаний. Здесь действует отлаженная схема, и в рамках бюджета с этим проблем нет.

 

Основной кризис, прежде всего, идейный. Низкая планка заказов просто убивает попытки снимать нормальное, остро социальное, авторское кино. Коммерческие заказы направлены на очень узкую прослойку аудитории, они не требуют суперинтеллектуальных сценариев и картин. Ставка делается на массовый продукт, а потому все сценарии, темы и сами картины похожи друг на друга как две капли воды. Но поскольку это оплачивается, они существуют. В результате имеем на экранах массу низкокачественного продукта, а что-то оригинальное протолкнуть довольно сложно.

 

- А вам не кажется, что такой подход изначально неправилен? Та же молодежь испытывает голод по искусству и в частности по хорошему авторскому кино, по нормальным театральным постановкам, а этого просто нет.

- Для того чтобы это было, необходима продуманная схема производства добротных картин до самого конца - до дистрибуции. Нужно думать и работать над тем, как снятое кино попадет в кинотеатры. Тут многое связано с продюсированием. Продюсеру в любом случае нужно сбыть фильм и добиться того, чтобы он окупился.

 

- Есть вообще нормальные продюсеры в Украине?

- (Смеется.) Кинопродюсеров, наверное, нет. Разве что Олег Кохан, который работает с Кирой Муратовой. Основная масса продюсеров работают в телепроизводстве. И там не прыгнешь выше головы. Вот в фильме «Контракт» я сделала попытку прыгнуть выше головы.

 

- А как вы нашли своих продюсеров?

- Скорее, это они меня нашли. С Сергеем Барановым мы сняли картину «Как найти идеал». После этого встал вопрос о поиске интересного сценария. Я счастлива, что нам с Сергеем удалось найти взаимопонимание и сделать фильм «Контракт». Он очень отличается от массового продукта.

 

- Вы говорите о слаженных съемках авторского кино как о редком везении. Но почему, к примеру, в России все не так? Почему там снимается масса классного кино, а наши киношники массово едут туда работать?

- Думаю, что талантливые люди будут продолжать уезжать из Украины. Поскольку поднять киноиндустрию не удастся ни за год, ни за два. В России киноиндустрия никуда не девалась: в течение всех постсоветских лет там продолжали делать продукцию, рассчитанную на другого зрителя - молодого активного гражданина, который ходит в кинотеатры, а не на пожилого человека, который днями просиживает у телевизора. У авторского кино совершенно другой зритель, это же понятно.

 

У нас же куча молодых режиссеров и операторов, имея только заказы на телепродукцию, пытаются хоть как-то проявить себя в ее производстве. В результате - частые конфликты с продюсерами. Продюсеры спрашивают: «А поймет ли аудитория, будут ли рейтинги высокими?». В рейтинги в этой сфере упирается все. Потому наше производство ориентируется в основном на телевизионного зрителя по принципу «чем проще, тем понятнее», чтобы героев было жалко и старушки плакали.

 

А другая сфера - кинопроизводства - просто отсутствует. На киностудии имени Довженко уже не первый год осуществляются попытки снять что-то серьезное, но каждый такой проект растягивается на годы.

 

В России же киноиндустрия непростая, но она есть, и достаточно мощная. Сфера телесериального производства там тоже огромна, но российский кинорежиссер может без труда найти сценаристов и продюсеров, как и рассчитывать на то, что фильм попадет на кинофестивали и в прокат. В Украине же нужно потратить кучу сил, нервов, времени, но не факт, что картина попадет в прокат, и гарантии такой никто дать не сможет. Не все выдерживают такой марафон. У людей, в конце концов, семьи, кредиты... А поскольку на авторское кино заказов нет, люди занимаются тем, что востребовано.

 

Продюсерам в основной своей массе неинтересно заниматься продвижением кинопродукции, и потому они занимаются телепродукцией. А там свои рамки. Вот и получается замкнутый круг. Чтобы исправить такое положение дел, нужно выстроить всю линейку кинопроизводства - от написания сценария до проката.

 

- Вера, вы сняли уже, если не ошибаюсь, семь картин? Сколько из них снято в Украине?

- Попробую пересчитать. Получается девять. Три короткометражки в институте, одна короткометражка, снятая в рамках выполнения гранта для демонстрации на Берлинском кинофестивале, четыре полнометражных телефильма и один полнометражный художественный - «Контракт». Он снят на пленку, что теперь редкость.

 

Кроме короткометражки «Блондинка умирает дважды», которую я снимала в Германии для Берлинале, все мои картины сняты в Украине. Должна сказать, что мне очень понравилось работать в Германии, там другой подход к мнению и виденью режиссера. Его очень ценят. Надеюсь, мне когда-нибудь посчастливится снова работать там.

 

- Пять лет назад вы считали, что единственный выход для украинского кинорежиссера - искать контакты в Европе, участвовать в кинофестивалях, снимать там кино...

- (Смеется.) Сейчас я снова прихожу к такому мнению. Уверена: будущее качественного кино - за копродукциями.

 

- Европейцам интересны наши режиссеры, сценаристы, продюсеры?

- Наши предложения готовы рассматривать на различных европейских кинорынках. Но дело не в конкретном режиссере, а в конкретном предложении. Дело и не в контракте. Просто, в связи со сложившейся на украинском рынке ситуацией многие интересные темы в ближайшем будущем, к сожалению, не будут востребованы.

 

- Какие темы?

- Взвинченные, нервные, злободневные, противоречивые. Не там, где черное-белое, а там, где какая-то сумасшедшая палитра. Здесь такое кино не будет принято, а Европе должно понравиться.

 

Здесь можно стать достаточно стабильным, популярным режиссером с хорошими рейтингами, если следовать одной и той же тематике, выработать свой стиль, который очень скоро становится набором штампов. Такие режиссеры очень хорошо себя чувствуют, поскольку риски для продюсеров минимизированы и продюсеры уверены - этот режиссер уже не прыгнет выше определенной планки. Провокативные темы в Украине реализовывать, на мой взгляд, сейчас невозможно. Все стремятся к гламуру...

 

- Насколько высоки для наших кинорежиссеров шансы реализовать себя в Европе?

- Там есть стипендии для режиссеров и продюсеров. Их много, и денег Евросоюз выделяет на киноиндустрию немало. Молодой режиссер может заниматься своим кинопроектом, при этом подрабатывать в булочной (это не считается зазорным) и подавать заявки на получение стипендий. У нас так никогда не будет.

 

В Украине мы постоянно находимся в состоянии выживания, и людям не до того, чтобы размышлять о самовыражении. Один раз наталкиваешься на стену, второй раз, и тут уже зависит от характера: будешь ты пробивать ее дальше, или уйдешь в комфортное производство массового продукта, которое со временем выхолащивает все творческие задатки. Конечно, есть исключения. Но они единичны.

 

- Вы не получали предложений снимать кино в Европе?

- Там ждут предложений от нас. Сейчас я разрабатываю сценарий, который, возможно, буду делать в копродукции с европейцами, с привлечением западных средств. Вообще эпоха нынче потребительская. Это не время художников, как было в Советском Союзе. Изменилось глобальное отношение к кино, как это ни печально. Поэтому сделать что-то действительно оригинальное и найти поддержку на всех уровнях - от производства до дистрибуции - очень сложно. Молодых творческих людей подстерегает много опасностей ...

 

- Назовите эти опасности.

- Опасность уйти в тираж, в штампы, в осуществление исключительно коммерческих заказов. Многие режиссеры ведь даже начинают свято верить, что если это продается, значит - это правда интересно. И потому куча интересных сценариев пишутся просто в стол.

 

Вторая и основная опасность - приходит время думать о семье и ее материальном благополучии. В кинопроизводстве сегодня многое зависит от продюсера. А потому режиссер, с одной стороны, должен утвердиться как личность, но при этом уметь идти на компромиссы. Необходимо добиться баланса и выдерживать его: чтобы и заказы поступали, и тебя как режиссера уважали, и тематика ложилась на душу, да чтобы это все еще и приносило прибыль.

 

В современном кино нет высоких идей, 80% продукции - это просто шелуха, желтизна, гиперболизация мелких, незначительных эмоций. Все это делается для того, чтобы люди вообще разучились видеть реальную жизнь, а жили в сказке, примитивными проблемами предложенных героев. В итоге глаз замыливается не только у зрителя - многие продюсеры даже если бы и хотели этому противостоять, оценивают ситуацию, видят, что именно это продается, и производят то, что продается.  

 

- Какие надежды вы возлагаете на КМКФ?

- Фестивали - это здорово. Это немного другой взгляд на кино, немного другой зритель, возможность убедиться в том, что попытки снимать добротные картины все же предпринимаются. Меня расстраивает только то, что фильм «Контракт», похоже, будет продемонстрирован в закрытом показе только для членов жюри и не будет доступен широкой аудитории. Это обидно, потому что от Украины в фестивале принимают участие всего лишь две картины.

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
38392
Читайте також
02.06.2009 14:49
Аксинья Курина, «Українська правда»
24 460
02.06.2009 12:45
Алена Прокопова, «Известия в Украине»
36 481
01.06.2009 09:22
Олег Вергеліс, «Дзеркало тижня»
33 268
01.06.2009 08:27
Марина Бердичевская
41 242
26.05.2009 11:33
Дмитро Десятерик, «День»
36 286
25.05.2009 15:12
Андрій Кокотюха
, для «Детектор медіа»
29 313
20.05.2009 15:53
Media Resources Management
для «Детектор медіа»
38 672
18.05.2009 09:41
Тамила Аблаева, «Экономические известия»
30 466
Коментарі
7
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Браво!!!
5715 дн. тому
"не видела ни одного вашего фильма" - Браво! Продолжайте в таком же режиме работать дальше, это образец украинского журнализма, на который следует равняться
!!!!
5716 дн. тому
Вы хоть сами смотрели свои работы ?! те кто вас хвалит, точно не смотрели. А те, кто предлагает дальше снимать - тоже не смотрели. Спросите у тех, кто с ней уже работал
читаДтч
5716 дн. тому
"- Опасность уйти в тираж, в штампы,..." . Все ответы на вопросы -сплошные штампы.
Бобр
5717 дн. тому
приятное интервью. дякую
Otar Dovzhenko
5717 дн. тому
Гость, напису немає, бо цей текст не на правах реклами.
Гость
5717 дн. тому
А где надпись "На правах рекламы"!!!!!!!!!
Браво!!!
5717 дн. тому
"...не видела ни одного вашего фильма" - но решила взять интервью. Браво! ТК, так держать, это абсолютная вершина профессионализма.
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду