Борис Ложкин: «Мы являемся крупнейшими не только в Украине, но и в бывшем СССР»
Владелец «Украинского медиахолдинга» – о последних покупках и желании быть как Starlightmedia
За последние полгода УМХ успел провести три крупных сделки. Он выкупил у ирландской группы Communicorp их радиобизнес в Украине, вместе с Петром Порошенко купил «КП Медиа» и объединил свои спортивные интернет-ресурсы с российским spotrs.ru. О деталях и целях этих покупок «Детектор медіа» беседует с президентом и основным владельцем УМХ Борисом Ложкиным.
«КП Медиа»
- Осенью 2010-го вы говорили, что УМХ не планирует заметных приобретений в Украине в ближайшем будущем, по крайней мере, в прессе и радио. Почему все-таки решили купить радиостанции Communicorp и «КП Медиа»?
- Приобретение «КП Медиа» мы рассматриваем, прежде всего, как сделку в интернете, а не в прессе. Если бы, например, там не было прессы, а были только интернет-активы, то мы бы ее делали, безусловно. То есть ключевым фактором для принятия решения о сделке по «КП Медиа» была интернет-составляющая этого проекта. Хотя, конечно, при этом журнал «Корреспондент» мы оцениваем как одно из лучших изданий на рынке Украины. Он успешный, прибыльный, его мы тоже с удовольствием приобрели.
- Как это произошло?
- Длинная история. Мы давно вели разные переговоры с Джедом Санденом на протяжении многих лет, но они ничем не заканчивались. До последнего момента не было понятно, состоится сделка или нет.
- Какова стоимость покупки? Как она разделена между УМХ и Петром Порошенко, как акции распределены?
- По нашей договоренности, мы не объявляем доли и стоимость сделки.
- А общую долю можете назвать? Это все, кроме 13% Dragon capital?
- Вместе с Петром Алексеевичем мы контролируем практически всю компанию, за исключением долей миноритариев. Там их целый ряд, у них больше 20%. Я надеюсь, в результате мы и с миноритариями найдем решение.
- Они вам мешают?
- Нет, просто, считаю, для прозрачности любых бизнес-решений и отсутствия конфликта интересов лучше выкупить или конвертировать доли миноритариев. Пока что решения нет, но думаю, что мы его найдем и что оно будет комфортное для всех.
- Как распределяются полномочия между вами и Порошенко? Операционное управление за вами?
- Мы (УМХ) – управляющий партнер в этом бизнесе, оперативное управление за нами. При этом мы не влияем на редакционный контент, у нас договоренность с главными редакторами о полной независимости изданий. За нами все менеджерские решения, за исключением стратегических, которые мы обязаны принимать вместе с партнером, точно так же как и бюджетные и остальные ключевые.
- Как долго Джед Санден будет оставаться у дел? Какова его роль сейчас?
- Джед остается вовлечен в дела компании как минимум до конца года, по нашим договоренностям. Надеемся, что он продлит свое присутствие и дальше. У него несколько функций. Он является человеком, который занимается стратегией «КП Медиа», в том числе вопросом о том, как можно синергировать КП с проектами УМХ. Также он является гарантом независимости редакций. Но главная его роль – стратегические решения. Считаю, что он очень креативный медиаменеджер, и рассчитываю, что мы будем и дальше с ним сотрудничать.
- «КП Медиа» – прибыльный (после закрытия убыточных изданий) холдинг. Как вы считаете, почему Джед Санден решил продать его, как он вам это объяснил?
- Он не отвечал прямо на вопрос, почему он продает, но это и так понятно: любой инвестор хочет получить деньги. Разумный инвестор знает, что любой бизнес имеет свою цену. И этим Джед, кстати, разительно отличается от многих украинских медиасобственников – как американец, как человек прагматичный и знающий. В этом смысле цена, которую мы заплатили, была вполне справедливой. Я думаю, что деньги, которые он инвестировал, он вернул еще до этой сделки. То есть это его прибыль, и она вполне неплохая. А что касается стратегии – мне кажется, он лучше владельцев многих средних и небольших медиакомпаний в Украине понимает, что медиарынок идет к консолидации. За исключением узконишевых проектов, средние и малые игроки стратегических перспектив на рынке не имеют. Джеду либо надо было становиться крупным игроком, либо входить в партнерство, либо продавать бизнес. Конкуренция растет, он каждый год сталкивался бы с новыми и новыми вызовами. Стратегических перспектив у такой компании, как «КП Медиа», не было бы без укрупнения.
- Почему вы пригласили руководить «КП Медиа» Виталия Гордуза, который за полгода до сделки покинул УМХ?
- Я бы не сказал, что он совсем ушел. Он оставался в совете директоров, но часть времени решил посвятить собственному бизнесу. Он человек амбициозный, для него это было амбициозное предложение, и он согласился.
- Какую долю, по вашим оценкам, займет конгломерат УМХ + «КП Медиа» на рынке рекламы в прессе? Интернет-рекламы? Аналогичный вопрос – о доле аудитории.
- В прессе – 23% в деньгах, а интернете – 25–30%. По аудитории цифры еще больше и там и там.
- То есть power ratio у вас низкий – меньше единицы, получается? :)
- Не совсем так. Там же есть пересечение аудитории. Если мы суммируем аудитории, а потом вычтем пересечение, то наверняка доли будут другие. По интернету о power ratio судить вообще тяжело, потому что данных о рынке нет, нет нормальных исследований. А по прессе у нас power ratio хороший.
Думаю, этот показатель у нас имеет хороший потенциал роста и в прессе, и в интернете. И прежде всего это связано не столько с нашей долей в пироге прессы и интернета, а с долей прессы и интернета по отношению к другим медиа.
- Позволит ли та доля аудитории, которую получат интернет-подразделения двух холдингов, диктовать правила игры на рынке? Допустим, повысить цены на рекламу больше, чем это было возможно ранее.
- Диктовать цены неправильно в принципе. На интернет-рынке должна произойти консолидация, в которой мы участвуем. Когда она произойдет, будет значительно проще выставлять справедливые цены на интернет в сравнении с другими медиа.
Что касается прессы, то мы создали пул деловых изданий, который покрывает более 80% аудитории в деловом и околоделовом сегменте. Естественно, мы рассчитываем, что наша доля должна очень серьезно вырасти – в сравнении с долей, которую каждое из этих изданий имеет на сегодняшний день. Все менеджерские функции – продажа, маркетинг, сбыт, административные функции – будут объединены.
- Как это будет происходить?
- Фактически продажи тиража и продажи рекламы будут полностью интегрированы. Здесь мы рассчитываем на максимальную синергию. А редакции будут работать, как и работали.
- Не видите ли вы проблемы в большой схожести «Фокуса» и «Корреспондента»?
- Не видим. Есть очень хороший пример телевизионной группы Starlightmedia. Это самый коммерчески успешный бродкастер в Украине. Новости на ICTV и Новом канале, как по мне, – конкурентный продукт, хотя оба канала входят в одну и ту же группу.
- У них как раз разные аудитории и разное позиционирование.
- Условно. Боевики идут и там и там, или комедии, ситкомы. Просто на одном канале их больше, на другом меньше. У нас тоже пересечение аудитории двух изданий совсем небольшое.
- Это реальная аудитория. А по концепции они очень похожи…
- Мы не делали «Фокус» клоном «Корреспондента». «Корреспондент» никогда не делал большое количество рейтингов. А это одна из особенностей «Фокуса», на которой он будет продолжать фокусироваться. И есть еще ряд других решений внутри «Фокуса», которые изначально были другими, чем в «Корреспонденте». Проект «Красивая страна», к примеру, активная пропаганда отдыха в своей стране.
Какие-то вещи пересекаются, и будут пересекаться. Например, и там и там будут политические интервью. Почему я привел пример Starlightmedia: там тоже есть такое пересечение. Но это не значит, что эти каналы одинаковые. При этом Starlightmedia – это группа, которая умеет очень хорошо монетизировать свои каналы. Наша задача с «Фокусом» и «Корреспондентом» – добиться того же. Мы с редакциями будем работать, чтобы концентрироваться на каких-то направлениях, отстраиваться, что называется. Но где-то они продолжат пересекаться и конкурировать. У нас в группе уже давно сосуществуют два непримиримых в России конкурента – «АиФ» и «толстушка» «КП».
- Намерены ли вы, как новые совладельцы холдинга, дополнительно инвестировать в него? Если да, то во что именно? Будут ли запускаться, допустим, новые интернет-проекты? Другие проекты?
- Это вопрос бюджета следующего года. В этом году ничего такого не будет.
- Видите ли вы дальнейшее развитие «КП Медиа» как отдельной компании, или все, что дальше будет происходить, будет в рамках УМХ – запуск новых проектов, покупки и т.д.?
- Мы считаем, что по «КП Медиа» нужно сфокусироваться на «Коррепсонденте», «Корреспондент.net» и «Бигмире». И концентрироваться на развитии этих проектов. Если внутри них будут появляться какие-то сервисы и если они потребуют инвестиций, – окей. Но это будут инвестиции внутри этих проектов. Это вопрос стратегии следующего года, которую мы утвердим осенью, и бюджета.
- А сейчас как думаете?
- В первую очередь, думаю, инвестиции понадобятся «Бигмиру». Потому что ему надо укреплять свое позицию. Он занимает меньшую долю на рынке, чем занимал раньше. Думаю, это произошло из-за недостаточных инвестиций в проект. Он существовал в эконом-варианте, что было оправдано для посткризисного периода, но не оправдано для стратегии доминирования в интернете.
- И как вы это видите? Что может вернуть ему былой вес?
- Это вопрос Виталия Гордуза. Он что-то должен предложить, а мы будем обсуждать. Это его вопрос, наше дело – дать инвестиции, если нужно будет.
- Что, на ваш взгляд, нужно изменить в работе «КП Медиа»? Какие изменения будут предприняты в ближайшее время? Перевозить их планируете?
- Мы никаких задач по изменению работы «КП Медиа» не ставили, за исключением объединения продаж и других функций, о чем я говорил. Если Виталий посчитает нужным что-то менять – это в его полномочиях. Что касается перехода – площадей не хватает, скорее всего, мы даже туда кого-то перевезем, а не наоборот.
Интернет
- Расскажите о сделке по sports.ru. Она какая-то непонятная. Вы их купили?
- Мы провели сделку, в результате которой произошло слияние активов.
- То есть денег там нет?
- Есть. Кто кому доплатил – не раскрываем.
- Какова ваша доля?
- Достаточно, чтобы консолидировать этот проект. Но управление будет за российской командой. Стратегически и технологически. Нам же нужно правильным образом все это инкорпорировать сюда.
- Какой вообще смысл создавать холдинг на двух рынках? Так ли много общего? Как можно, допустим, объединить продажи?
- Ну, продажи мы точно не будем объединять. Это не работает. А технологические решения будем объединять обязательно. Есть spotrs.ru в России, football.ua и isport.ua в Украине. Isport.ua будет максимально приближен к spotrs.ru, поскольку это не только футбол, но и все виды спорта. Но при этом технические решения со spotrs.ru будут использоваться в том числе и на football.ua. Например, приложение fantasy, в котором пользователь может сам собрать себе виртуальную команду.
- Не боитесь конкуренции с СКМ? Они очень активны в интернете и тоже в спорт хотят зайти.
- Конкурировать с лидером тяжело. В спортивной тематике мы являемся крупнейшими не только в Украине, но и в бывшем СССР. После объединения. По порталам – да, «Точка» серьезный конкурент того же «Бигмира». Но на рынке для нескольких серьезных игроков место есть. Я приветствую усилия СКМ, потому что они как раз тоже нацелены на консолидацию рынка. Значительно проще, когда есть несколько больших игроков, которые вместе могут поднимать индустрию. А когда игроки распылены, ни цены не поднимешь, ни правила игры не выработаешь.
- Но у них есть свои каналы, есть свой продакшн, и они намерены развивать видеонаправление…
- Думаю, тут, скорее, серьезная угроза исходит со стороны россиян. Потому что у них уже есть платформы, есть видеоконтент, в том числе свой. Поэтому в площадку исключительно украинскую я не очень верю. Она может быть, конечно, реализована, но я не уверен, что она будет приносить деньги. Мне кажется, видеоплощадка должна быть более глобальной. Русскоязычный контент для всей русскоязычной аудитории мира – окей. Площадка только для Украины – черт его знает… Все равно будут смотреть тех же «Интернов» или «Хауса» на российских ресурсах.
Наше радио
- «Детектор медіа» дала новость о возможной покупке «Нашего радио» за неделю или две до официального объявления сделки. Мы обращались в УМХ за комментариями. В ответ нам обосновали, почему направление радио якобы не интересно холдингу («Перспективи зростання ринку радіо – всього 14%. Тому у 2011 році UMH сконцентрується на інтернет-проектах та розвитку журналу Forbes»). В чем было дело? Вы просто хотели нас обмануть или вы настолько спонтанно принимаете решения, что за неделю передумали?
- На самом деле сделка действительно была очень быстро проведена. И с точки зрения стратегической позиции вам правильно сформулировали комментарий.
- То есть вы не были заинтересованы в этом приобретении, но купили? «Шоб було»?
- Мы фокусировались на интернете, но когда появилась информация по «Нашему радио», менеджмент нашей радиогруппы убедил нас как акционеров, что эта сделка очень целесообразна для группы. Убедил на цифрах. То есть это было, прежде всего, инвестиционное решение. Если бы у нас стоял выбор – сделка по «КП Медиа» или сделка по «Нашему радио» – мы бы выбрали первое. Но поскольку по КП, мягко говоря, ничего не было ясно, мы пошли на сделку по радио. И думаем, что не пожалеем об этом.
- Будет ли меняться позиционирование станций?
- Глобально – нет.
- Когда вы покупали эти станции, они были прибыльные?
- Да.
- Почему ирландцы решили их продать, на ваш взгляд?
- Думаю, они поняли, что не смогут достичь критической массы. Были уже мы на рынке и «Тавр». Для того чтобы соперничать с такими игроками, нужно консолидировать около четверти рынка. А такой возможности у них не было.
Конкурировать с нами или с «Тавром» одной сетью, пускай даже очень успешной, – очень непростая задача. Они видели, что стратегической перспективы у них нет. И, в конечном итоге, поступили очень умно.
***
- Как поживает Forbes?
- Хорошо. Мы в 3 раза перевыполняем бюджет по рекламным поступлениям. И перевыполняем бюджет по продаже копий – раза в 2–2,5. И я рассчитываю, что тренд сохранится на весь год. То есть мы довольны проектом, его развитием, в том числе контентом. В текущем режиме проект уже окупаемый. Летом, может, нет, но в апреле, то есть уже со второго номера, он был окупаем, и, надеюсь, осенью тоже будет.
- Считаете ли вы, что УМХ нужно расширяться еще дальше?
- Конечно. Прежде всего, мы смотрим в направлении интернета. В прессе сейчас никаких покупок точно не вижу. Сами запускать тоже ничего не планируем, за исключением каких-то спецвыпусков и приложений к существующим изданиям.
В интернете сейчас целый ряд сделок в работе, тут осенью новости будут точно. Но эти сделки не крупные. Пока нам надо переварить «КП Медиа» и sports.ru.
- А кто сейчас продается?
- Большие проекты почти все готовы разговаривать. Но у них у всех завышенные оценки, не привязанные вообще ни к чему.
- Это сколько?
- Люди, например, считают, что они должны стоить по мультипликатору не меньше, чем Mail.ru , а лучше – как Facebook. Почему? Потому что вот так, «мы так хотим».
Хотя в украинском интернете не так много крупных проектов. А в сегменте средних и небольших все происходит живенько.
- А вы на какие проекты смотрите?
- На сервисные и медийные. Прежде всего, нас интересует все, что связано со спортом, но в первую очередь это касается российского рынка.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ