Работа – волк

18 Березня 2009
23318
18 Березня 2009
14:34

Работа – волк

23318
Работа – волк

Ситуация на рынке труда в медиа сейчас напоминает вагон метро в час пик: втиснуться некуда, а если кто-то выходит, на его место претендуют сразу десять человек. По количеству проектов и размеру зарплат рынок откатился к первой половине 2007 года. Но количество людей, которые хотели бы работать в СМИ, теперь намного больше. Многие из тех, кто потерял работу в ходе «первой волны» закрытий и сокращений, не могут устроиться до сих пор. В ближайшие полгода это несоответствие спроса и предложения будет еще больше толкать среднюю цену вниз, если только бывшие сотрудники медиа не переориентируются на другие сферы. Что они и делают.

 

Кто виноват

«Ужас», - емко описывает процесс поиска работы опытная журналистка, с десяток лет проработавшая в деловых СМИ. С момента закрытия своего журнала она пересмотрела кучу возможных вариантов. Снизила запрос до 5000 грн. С таким же успехом она могла бы повысить его в 2 раза - ничего достойного (или просто приемлемого) она все равно найти не может. В подобной ситуации оказались как минимум 550 журналистов и других сотрудников общенациональных СМИ, которые начиная с осени 2008 года были сокращены или чьи работодатели прекратили существование.

 

Оставшиеся на рынке издания штат не расширяют, а новых проектов появляется очень мало: с начала 2009 года - журналы «Aviso. Комерційна нерухомість» и ОK!, пара порталов. Но они не могу вобрать в себя всех желающих. Так, интернет-холдинг Digital Ventures (принадлежит СКМ Рината Ахметова) не успел запустить новый портал экономической тематики, как все 10 штатных позиций там уже были заняты.

 

В давно существующих изданиях и телеканалах изредка появляются одиночные вакансии (в марте таковые были у «Интера», СТБ, «Дела», ТРК «Киев», «Лиги» и пр.). Но уже в первые дни их существования набиралось по 20-30 претендентов, особенно если объявление было вывешено на job-сайтах. И, кстати, далеко не всегда это действительно свободные позиции. Зачастую работодатели просто хотят заместить дорогих сотрудников дешевыми или «плохих» - «хорошими». Так, в конце осени первых сокращенных «пережевала и выплюнула» «Деловая столица». Журнал «Фокус» в феврале расстался с несколькими корреспондентами, чьи зарплаты варьировались вокруг отметки $1300. На их место взяли людей из закрывшейся ежедневки «Газета 24». И предлагали им уже не $1300, а 4000 грн.

 

4000 грн сейчас - самое ходовое предложение. Столько предлагают не только в «Фокусе», но и в «Деле», в издательстве «7+7медиа» (вакансия в программе «Неделя моды с Дарьей Шаповаловой»). То есть кризис и массовый «мор» издательских проектов позволил работодателям значительно сэкономить на оплате труда. Напомним, осенью зарплаты сотрудникам сократили «Экономические известия», «Контракты» и наверняка целый ряд других изданий.

 

Дальнейшее разрастание полка безработных может опустить зарплаты еще ниже. Ситуация усугубляется тем, что перетекание журналистов и пиарщиков сейчас изменило направление. Если раньше журналисты шли в пиар, то теперь наоборот: пиарщики стали первыми, от кого избавились небольшие и средние компании с наступлением кризиса. И пополнили лавы тех, кто пытается найти постоянную работу или хотя бы пофрилансить в СМИ.

 

Кризис привел не только к уменьшению зарплатных предложений, но и к другим ухудшениям условий (перевод во внештат, задержки с выплатой заработной платы, урезание соцпакетов и т. д.). Но экономия и финансовые трудности - это формальная сторона процесса, необходимость и вынужденность которой персонал медиа должен понимать. Морального права возмущаться медийщики тут, пожалуй, не имеют. Однако есть другая сторона, психологическая. Редакторы и медиаменеджеры деморализуют сотрудников, угрожая дальнейшими сокращениями и потрясая у них перед носом пачками резюме. Дескать, дрожите за свои места и не возникайте, или валите отсюда, на ваше место есть куча желающих. Налицо неуважение, демотивация и убиение драйва. Такую тактику вряд ли можно назвать дальновидной. Реакция на нее прямо противоположна ожидаемой - сотрудники начисто лишаются лояльности. «Детектор медіа» ощущает это по обиженному тону и рвению, с каким нам высылают анонимные сообщения о работодателях.

 

Когда-нибудь рынок восстановится. И СМИ столкнутся с той же проблемой, что и банки, которые через пару лет вместо кризиса ликвидности получат кризис доверия. Хорошие журналисты, особенно если они имеют нежурналистское образование и опыт работы, не согласятся работать за пару тысяч гривен и уйдут в другие сферы (см. приведенные ниже истории). В результате СМИ, как и год назад, вынуждены будут перекупать друг у друга персонал, возрождая зарплатную гонку. Или брать на воспитание «нулевых» детей.

 

Что делать

Гадания гаданиями, но пока что ситуация совершенно другая. Плохая. Работы на рынке мало. ТК убедилась в этом, опросив 16 человек, сокращенных в период декабрь-январь. Только восемь из них нашли другую работу в медиа. Почти всем им дали меньше денег, чем на предыдущем месте. Да и вообще прежнюю работу они любили больше.

 

Семеро опрошенных пока что имеют статус безработных - ищут хорошее место, подрабатывая фрилансом. Специфика журналистского труда всегда оставляет этот запасной вариант, который позволяет пересидеть проблемные периоды достаточно долгое время.

 

Трое после нескольких месяцев тщетных поисков просто сменили род деятельности. Так, переводчик по образованию занялся частным репетиторством. Девушка с дипломом маркетолога занялась прямыми продажами в производственной компании. Еще одна, экс-фотограф, помогает родителям в семейном бизнесе (вошла во вкус и возвращаться в фотожурналистику не намерена).

 

Смена сферы работы сейчас выглядит наиболее приемлемым вариантом. Конечно, при условии, что эта сфера пострадала от экономического проседания меньше медиа. Даже «чистые» журналисты, не имевшие опыта в других областях, получают самые неожиданные предложения.

 

ТК попросила опрошенных самим рассказать о ситуации на рынке труда в медиа, а также поделиться соображениями и советами по поводу того, как и где искать работу в нынешней ситуации. Ниже - несколько частных историй.

 

Анкета:

1. Имя, фамилия.

2. Предыдущее место работы, должность.

3. Нынешнее место работы, должность.

4. Срок поиска работы.

5. Каким образом вы искали работу?

6. Отличается ли ваш нынешний уровень доходов от предыдущего, в какую сторону?

7. По вашим наблюдениям - где востребованы специалисты с опытом работы в СМИ? Какие предложения вам поступали (какого рода это работа)? Поступали ли предложения, не связанные со СМИ?

8. Каковы успехи ваших бывших коллег в поиске работы?

9. Какие практические советы по поиску работу вы можете дать людям, оказавшимся в аналогичной ситуации?

 

1. Дарья Кутецкая.

 

2. Журнал «Чистая прибыль».

 

3. Фриланс

 

4. Две недели. Уже в январе мне предложили новую работу. Прошла собеседования, де-факто меня взяли в штат (де-юре нет, поскольку не успела принести трудовую книжку). Но... проработала там всего неделю. Не пугало ни то, что зарплата в разы меньше, чем на предыдущем месте, ни то, что сначала хотели один объем работы, а потом получился совсем другой. Просто я поняла, что с тем редактором мы не сработаемся никогда. Решение об уходе было бы принято в любом случае, вне зависимости от наличия других предложений. Но в тот день, когда я отказалась от сотрудничества с этим изданием, меня пригласили в штат другого ))). Однако там через неделю всех журналистов перевели на фриланс, в штате оставили только редактуру.

 

В итоге я приняла решение сконцентрироваться на фрилансе. С точки зрения уровня заработка и независимости, это самый оптимальный вариант. Выбрала для себя два-три издания, с которыми сотрудничаю довольно плотно, то есть пишу туда в каждый номер или через номер. Новые предложения поступают до сих пор, но ни одно из них пока меня не заинтересовало.

 

5. Обзвонила всех по телефонной книжке. От «А» до «Я». Резюме рассылала. Точнее, мой муж (вопрос только в том, куда он их рассылал). Результат это действо принесло: до сих пор звонят. Недавно ответили из компании со смешным названием «Педрик» или что-то в этом роде.

 

6. Да. Раньше была фиксированная ставка, сейчас - сколько напишешь, столько и заработаешь. Это и есть основное отличие. Правда, гонорары поползли вниз, ведь они закреплены в долларах на уровне 5,05 - 5,2 грн. Многие перешли на гривню, но ценовая вилка имеет достаточно сильный разлет - 40 - 120 грн. за тысячу знаков. Поэтому чтобы выйти на прежний уровень доходов, нужно очень сильно попотеть. Существенный минус фриланса состоит в том, что внештатникам платят только после штата, то есть с задержками и по остаточному принципу.

 

7. Работа в пиаре. Сейчас все хотят сэкономить, поэтому и приглашают журналистов в пиар по заниженной (в сравнении с зарплатой предшественников) средней ставке. Много непонятных предложений из разряда «сделай все, сделай сам». Сам пишешь на абсолютно все темы (финансы, компании и рынки, немного политика), редактируешь, корректируешь, выставляешь на сайт и собираешь рекламу. Я не знаю, как эта должность называется))).

 

Есть и другие крайности. Например, как поведал коллега, в неделю предлагают написать 30 - 40 тыс. знаков (3 материала: интервью, аналитика, обзор). Оплата - 2 тыс. грн. В месяц. Этого, в лучшем случае, только на аренду квартиры хватит. Времени для подработки с таким объемом практически не остается.

 

Еще есть предложения менеджера по продаже. Моя экс-коллега сейчас тренинги продает. Некоторые ушли в маркетинг, проводят исследования.

 

8. Тяжело оценить чужие успехи. Некоторые нашли работу, но устраивает ли она их? Пока я не знаю ни одного человека, который сказал бы, что вот эта работа лучше предыдущей. Но на малую родину никто из знакомых пока не уехал. А это уже хороший показатель. Многие мечтают устроиться поближе к политике, чтобы на выборах заработать.

 

9. Звонить, звонить, звонить. Не гнушаться работой, но и не ставить бабло во главу угла. То есть работать, но не забывать о своем достоинстве.

 

1. Игорь Панасов.

 

2. Обозреватель «Газеты 24».

 

3. Обозреватель сайта http://www.music.com.ua/.

 

4. Один день.

 

5. С помощью личных контактов.

 

6. Отличается. В меньшую.

 

7. Некоторым моим знакомым поступали предложения пиарить ледовые катки и бассейны, так что, думаю, люди с опытом работы в СМИ могут быть полезны в самых неожиданных местах.

 

8. Пока при деле один из пяти.

 

9. Никогда не сдаваться.

 

1. Светлана Рябова.

 

2. Журнал «Деловой», журналист.

 

3. -

 

4. Пока что 2 недели (после закрытия журнала путешествовала).

 

5. Обращаюсь к друзьям, отсылаю резюме в ответ на интересующие меня открытые вакансии. Фриланс как источник стабильных доходов не рассматриваю.

 

6. -

 

7. Пиар, ивент-агенства, маркетинг, аналитические компании и почему-то (весьма странно) личные помощники руководителей компаний (не знаю почему, но двое моих знакомых пошли на такую работу и пока не жалуются). Лично мне поступали предложения в основном от печатных СМИ, интернет-проектов.

 

8. Некоторые знакомые трудоустроились, однако их нынешняя зарплата невыгодно отличается от предыдущей (в среднем получают на 500 - 1000 грн меньше). Некоторые коллеги нашли работу, не связанную с журналистикой. Одна коллега переехала в небольшой городок и занялась бизнесом, вообще не связанным со СМИ.

 

9. Не падать духом, быть активнее, рассылать резюме, звонить в редакции, предлагать темы. Кто ищет, тот всегда найдет! Тем, кто знает иностранный язык на уровне хорошего разговорного, я бы посоветовала просмотреть вакансии за рубежом. С некоторыми изданиями можно попробовать наладить сотрудничество дистанционно.

 

1. -

 

2. Экс-сотрудник телеканала (отдел промо).

 

3. Сотрудник издательства.

 

4. -

 

5. В основном через интернет, с помощью рекрутинговых агентств и знакомых.

 

6. Уровень доходов снизился, но незначительно. Это не так уж плохо, если учесть, что многие мои знакомые либо вообще не получают зарплату, либо работодатели сократили ее до минимума.

 

7. В основном это только СМИ, но есть и компании, которым требуются сотрудники с опытом работы, например, на телевидении. Они почему-то уверены, что такой человек сможет без труда договориться о скидках на размещение рекламы и т д. Мне предлагали вакансии менеджера по рекламе и менеджера по продажам рекламы или пиар-услуг. По моей специальности предложений практически не было. Если и были, то круг обязанностей предлагался более широкий, а зарплата - меньшая. Вообще предложений было очень мало, поэтому я старался рассматривать все.

 

Уровень зарплат уменьшился. Даже если считать доллар по старому курсу, то это меньше примерно на $100 - 200.

 

8. Из пяти моих бывших коллег (работали в одном отделе), которых сократили вместе со мной, на сегодняшний день только двое нашли себе новую работу, включая меня.

 

9. Трудно дать общий совет людям разных специальностей. Мне кажется, что в сложившейся ситуации лучше всего немного снизить свои запросы и требования, рассматривать предложения не только из сферы медиа, - и все обязательно получится.

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
23318
Коментарі
2
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Хе
4791 дн. тому
Привет из регионов - до так называемого кризиса у меня зарплата в газете на позиции собкора была в среднем 2300 гривен. В марте 2011 уже в "приличном" информагентстве на должности редактора новостной ленты я получаю 1200 гривен..отдельно гонорары за статьи. Это просто жесть, ребята, так вам скажу.Вроде как хороший специалист никогда не пропадет, и безвыходных ситуаций не бывает и бла-бла...но других мыслей как текать в заграницы пока не приходит (хотя и это призрачно-эффективно) Своевременная статья, аж полегчало как-то, что у меня случай не одиночный
вопрос
5524 дн. тому
а куда подевались комментарии, котрые были к этой статье?
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду