Мне ваше телевидение до лампочки
Такое название статьи не придумано мной, а взято, увы, из жизни. Это слова известного украинского футбольного тренера, брошенные телеоператору камеры, стоящей возле скамейки запасных. Конечно, можно сделать скидку на нервное напряжение коуча во время игры. Но стоит ли закрывать глаза на то, что подобное отношение футбольных клубов - их менеджеров, тренеров, футболистов и администраторов команд, - проявляется к трансляторам матчей сплошь и рядом.
Конечно, и у самих телевизионщиков собственных трудностей - вагон и маленькая тележка: не хватает ПТС, и это проблема в масштабах державы. О современных ПТС вообще говорить не приходится. Т. е. о ПТС, оснащенных нормальной для стадионов длиннофокусной оптикой, необходимым количеством систем повторов, привычными по зарубежным трансляциям системами подсчетами и выдачи на экран данных о скоростях и силе ударов футболистов по мячу, о расстояниях между точкой пробития штрафных и воротами и т. п. Правда, о приобретении одним из основных наших каналов-трансляторов новой ПТС именно для показа спортивных соревнований мы слышим уже почти год, и даже вроде она появилась в родных краях... Посмотрим. Все эти сугубо телевизионные проблемы никуда не испарились, но не хочется замешивать. Сегодня я об отношении людей футбола к тем, кто их показывает.
А вот здесь нарисовалось столько проблем, что их можно спокойно раскладывать по полочкам.
Группа 1. Объективные проблемы
Если для футболистов и тренеров на стадионе самое главное - это качество поля, то для телевизионщиков - свет и условия расстановки телекамер.
Свет. У нас вообще есть стадионы, где осенью или весной после 16.00 трансляция матча - уже не полноценный показ футбола, а новаторское кино в духе артхаусных режиссеров. И хотя вроде клубы постоянно проходят лицензирование, где все подобные моменты должны быть учтены,... видать, «понимание» вечных трудностей (а отсюда - и скидка на них) преодолевает любые нормативные документы. Ситуация до забавного разная. Есть стадионы, где, считайте, света нет вообще; где он есть, но слабый, и до минимальных нормативов не вытягивает. Есть и такие стадионы, где, казалось бы, с нормативами порядок, но там свет не выставлен равномерно по всему полю: в центре - пересвет, по углам - темно.
Расстановка камер. Еще одна беда. То трибуны слишком маленькие - всего 5-7 рядов, и угол показа никак не соответствует рекомендациям ФИФА и УЕФА. То опять, несмотря на настоятельные предписания все тех же ФИФА и УЕФА не заслонять камерам обзор всего поля, обязательно именно в таких точках будут расставлены рекламные щиты, будут топтаться непонятные, не предусмотренные регламентом персонажи. А когда главные камеры по бедности наших стадионов находятся внутри так называемых вип-лож, где в тесноте любой «вип-зритель» даже без умысла может помешать картинке... Да в этих «вип-ложах» Андрей Тарковский мог бы спокойно снимать вторую серию «Сталкера»...
Этот список можно продолжить, но перейдем к иным, более любопытным помехам.
Группа 2. Субъективные проблемы
Говоря проще, это отношение людей футбольных клубов к людям ТВ, которые никак не назовешь партнерскими. Примеры? Сколько угодно.
Трансляция завершилась поздним вечером. Через минут 20 вырубается свет на стадионе. То, что телевизионщикам необходимо собрать свою сложную технику: камеры, шумовые микрофоны, кабельное хозяйство, и после этого ночью переезжать в другой город, где с утра разворачиваться для подобной трансляции уже там - нынешних хозяев совсем не волнует. Сколько раз мне самому доводилось звонить генеральным директорам футбольных клубов даже ночью именно по этому поводу.
Лето, жара. За 10-15 минут до начала матча, не предупредив телевизионщиков, хозяева поля на полную мощность включают поливальные системы. Операторы, технари в истерике срывают с места уже установленные у поля камеры, микрофоны. Однажды этим летом из-за полива корреспондент «Плюсов» вел превью матча на киевском стадионе «Динамо» просто на узком пути болельщиков к своим местам, т. е. между заборчиком поля и трибуной. А плотная толпа фанов обтекала репортера с двух сторон. Слава Богу, что не оказалось среди них ни одного неадекватного. Я ведь не против полива поля, я против хамства.
Приглашение тренеров на послематчевое флэш-интервью - отдельная песня. Напомню, на это дело выделятся от силы 1-2 минуты эфирного времени, и вы можете себе представить состояние редакторов трансляции. У нас все зависит от настроения коучей по итогам игры. Здесь также любопытный водораздел: есть наставники, которые молча уходят от камеры, а есть и такие, кто может выдать такой «спич», что мало не покажется. Мне легче назвать тренеров, кто никогда не отказывает ТВ: Юрий Бакалов из киевского «Арсенала», Сергей Ковалец из «Оболони», Роман Григорчук (раньше работал в запорожском «Металлурге», теперь в одесском «Черноморце»). Особенно запомнился один случай в этом сезоне. Киевский «Арсенал» принимал донецкий «Шахтер», и перед встречей выпускающий редактор телеканала «2+2» попытался договориться с полномочным представителем горняков об интервью после матча с наставником гостей Мирчей Луческу. Отказать! Видите ли, этот представитель посоветовался с юристами, мол, канал «2+2» не является официальным вещателем (а каким является - левым?). Можно подумать, что вся трансляция и интервью с тренером «Шахтера» делается для сотрудников канала, а не для миллионов телезрителей.
И этот список действий работников, тянущий, как минимум, на некорректность по отношению коллегам, а по сути - на пренебрежение к зрителю, можно продолжить...
Что делать?
Этот вопрос имеет очень ясный ответ.
1) Надо привести нашу нормативную документацию в соответствии с буквой и духом высших футбольных структур: ФИФА и УЕФА. Попробуй любой из наших клубов (про сборные вообще молчим) вести себя таким образом в евротурнирах - недаром на те матчи только по вопросам трансляции приезжают несколько офицеров УЕФА и ТЕАМ. И любая недоработка ими фиксируется, чтобы затем вернуться в клуб «письмом счастья» со штрафными санкциями, выраженными очень взрослыми цифрами. Мне могут сказать: а у Премьер-лиги, в ее Регламенте, и так достаточно расписано про ТВ-трансляции. Отвечаю на это:
А) Уже недостаточно. Эту часть Регламента писали опытные телевизионщики, имеющие международный опыт трансляций. Мне самому приходилось принимать участие в обсуждении статей. Там расписано минимум из необходимого. Те же авторы - представители разных каналов-трансляторов - готовы хоть завтра дополнить и расширить телевизионную часть Регламента.
Б) Ее надо писать вместе со специалистами Федерации, Премьер-лиги и ПФЛ, т. к. теперь транслируются матчи не только Премьер-лиги, но и сборных (национальной и молодежной) - зона ответственности ФФУ, и Первой лиги - зона ответственности ПФЛ. Кроме того, телевизионщики без координации с футбольными специалистами сами не распишут меру ответственности каждого участника трансляции, будь то футбольная или телевизионная структура, за те или иные нарушения при проведении трансляции. То, что есть в документах ФИФА и УЕФА, но пока нет у нас.
2) На Исполкоме ФФУ 15 ноября 2010 года впервые был утвержден самостоятельный Комитет делегатов. В него попали весьма достойные люди, которые очень четко руководят порядком на стадионе, уделяют большое внимание вопросам безопасности. Но сиротами остались проблемы трансляций. Мы, специалисты ТВ, всегда стараемся найти общий язык с делегатами в сфере успешного телепоказа. И находим. Спасибо им за понимание. Но пока это происходит на основе добрых личных отношений и человеческого взаимоуважения. Но никак не на основе узаконенных норм. Почему к этим, утвержденным в нынешнем ноябре 10 членам Комитета на следующем Исполкоме не добавить 3-4 профессиональных специалистов ТВ? И тогда многие вопросы закроются.
Уважаемые руководители ФФУ, Премьер-лиги, ПФЛ Украины, считайте данную статью официальной инициативой людей ТВ подготовить новую редакцию телевизионной части Регламента проведения футбольных матчей и готовностью постоянно работать в Комитете делегатов. Цель инициативы очевидна - улучшить уровень телепоказа футбольных матчей.