Вина без презумпции
Игровой фильм «Презумпция вины» («Стар Медиа», СТБ, 27 января) закончился многоточием, что непозволительно для психологического детектива.
Уже несколько месяцев на канале СТБ идет цикл «Наше новое кино», в котором предлагаются картины украинского и совместного с Россией производства. Впрочем, уровень представленных в цикле работ, к сожалению, отличается некоторой неравномерностью, прежде всего – в профессионализме сценарных решений.
С одной стороны, студия «Стар Медиа» постепенно приближается к достаточному профессионализму. Привлечение опытных кинематографистов (от режиссера-постановщика Владимира Крайнева до исполнительного продюсера Анатолия Вишневского), за плечами которых немало фильмов, обусловило весьма высокий уровень и фильма «Презумция вины», показанного на СТБ 27 января. Однако, с другой стороны – старая «сценарная болезнь», увы, и здесь продолжает сказываться (автор сценария – Елена Лебец).
Начнем с названия, хотя, если честно, название фильма – не первостепенно для кинематографического произведения. Но, тем не менее, оно часто дает определенную интонацию, аккумулирует определенный смысл фильма. Достаточно вспомнить «Амаркорд», «Однажды в Америке», «Последнее танго в Париже», не говоря уже о «Москва слезам не верит». Здесь же – нечто претенциозное и никак не сопрягающееся с событиями, происходящими в фильме. Так что может быть и «Презумпция вины», и «Вина без презумпции» – это, в общем, дела не меняет.
Ну да Бог с ним, с названием. Обратимся к жанру и фабуле картины. Судя по всему, мы имеем дело с психологической мелодрамой, заключенной в рамки криминально-детективного сюжета. Поначалу все шло просто чудесно. Очень милые эпизоды с участием отца-одиночки (актер Константин Милованов), обаятельная дочь, забавный юмор (например, выяснения у китайцев по просьбе дочери, как по-китайски будет «я тебя люблю»). Все эти сцены точно и профессионально реализованы режиссером и группой. И тут, откуда ни возьмись – болезнь! Да еще и операция за 120 тысяч евро. Некая пересадка столбовых клеток (диагноз меж тем остается в «нотах»). Я, конечно, понимаю, что сценаристке требовалась и «смертельная болезнь», и «неподъемная сумма»… Но тут же просто потеряна логика, а сценарные решения все-таки нужно сопрягать с презренной прозой жизни.
Нашего любознательного и достаточно информированного зрителя интересует, например, что за болезнь и почему такая сумма, которую надо перевести через банк на счет больницы. К несчастью, в связи с онкобольными родственниками, я имел возможность познакомиться с правилами игры в нашей медицине. И мне известно, что 120 тысяч евро, то бишь 180 тысяч долларов – это тарифы западных клиник, да и то не каждой. А уж попытки получить кредит в таких размерах под невыплаченную квартиру, а также обещания шефу отработать их, мягко говоря, выглядят несколько неубедительно.
Да Бог с ней, с недостоверностью, скажете вы. Вынужден возразить: история, рассказываемая в рамках психологического детектива, имеет свои правила игры. И при всех неожиданных поворотах сюжета (герой Константина Милованова похож на бывшего подследственного героини - актрисы Ларисы Шахворостовой, ложное обвинение, поиски убийцы, сближение следовательницы и основного подозреваемого, укрывание его на ее квартире и прочее) определенный минимум достоверности просто необходим.
Впрочем, как я уже говорил, группа во главе с режиссером-постановщиком выполнила свою работу достаточно качественно. Можно, разумеется, придраться к монтажным перебивкам-деталям: часы, окно, пепельница, которые подчас выглядят своеобразными заплатками. Да и художник-постановщик немного не обжил интерьеры (например, квартиру героя). Но, как говорится, это «блохи». А в целом мы имеем дело с фильмом, хорошего уровня.
И все было бы хорошо, если бы не… Ну, да, я снова о сценарии. Все заканчивается как бы благополучно: и героя не открыли на квартире героини, и – немного за кадром – нашли истинного убийцу, и встречаются герои на мосту очень даже «успокоенные». Но - фильм заканчивается многоточием, что, конечно, непозволительно для такого жанра. Зритель расстается с авторами, мучимый логичными вопросами: посадят или нет героя, который как-никак совершил грабеж, что будет с любовницей жертвы, легкомысленно сразу же купившей дорогой автомобиль, что будет с девочкой, мгновенно излеченной за 180 тысяч… Вопросы можно умножать, так что впору снимать продолжение. И это огорчает, поскольку в течение картины часто демонстрировались интересные и точно реализованные эпизоды.
В этой связи не могу не отметить небольшую сцену с участием Николая Олялина. Сказать по правде, играть там особенно было нечего, но это хороший пример того, что если актер – личность, то это придает существенную весомость сыгранному им эпизоду, что важно и для всей картины.
Остается надеяться, что канал СТБ продолжит свой цикл «Наше новое кино», а студия «Стар Медиа» больше внимания уделит работе над сценариями будущих фильмов. Ведь говорят же, что сценарий – основа фильма. Похоже, это действительно так.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Коментарі
10
Артишок
6159 дн. тому
В нынешних условиях хороший сценарист товар настолько редкий, что не один вменяемый продюссер, и не поверите, режиссер на конфликт просто не пойдет. Будут договариваться. И договариваются.
А если мнение сценариста не важно, то значит, сценарист такой. Уж извините за прямоту.
Снимается все подряд, спрос пока есть. На место лепилы с амбициями сразу же станет другой лепила с амбициями. Отряд не заметит потери бойца.
YaYa
6159 дн. тому
До СЦЕНАРИСТА
В мене була можливість читати сценарій, по якому знято цей фільм. І ще раз хочу наголосити: режисер зробив неймовірне! Крім того, коли сценарист віддає свій твір у кіновиробництво, з ним обов"язково підписують контракт, в якому представлені права та обов"язки сторін. І розумний сценарист там фіксує свої вимоги. Якщо його щось не влаштовує, він може НЕ продавати свій сценарій. А якщо вже продав, і його не влаштовує фільм, він може зняти своє прізвище з титрів. Тоді всі шишки поваляться на продюсера та режисера, а сценарист буде "білим та пухнастим" та ще й при грошах! А, насправді, кіно - справа колективна, і якщо колектив "склався", то й кіно відбудеться
СЦЕНАРИСТ
6160 дн. тому
Режиссеры, если им продюсер даст волю, будут издеваться над сценариями как угодно. Вопрос не в этом: почему изменения не обсуждаюся со сценаристом? Если сценарист не согласится с виденьем режиссера и не сумеет убедить в своей правоте продюсера, тогда кромсайте сколько угодно. Но вначале вполне логично выслушать человека, который придумал историю.
6160 дн. тому
Качество сценария является определяющим. Средний сценарий хорошим кином сделать нельзя. Хороший сценарий испортить можно, это да.
Шумахер за рулем Ланоса имеет ноль шансов в Формуле 1. Вася Пупкин за рулем болида тоже не является стопроцентным победителем. Аналогия ясна?
Рассказы про режиссеров кромсающие сценарии, наплевав на сценаристов, звучат весь странно.
Режиссер в таком случае гарантировано подставляет свою розовую попку под продюсера, в случае проблем с фильмом. Может быть сурово наказан зелеными бумажками. А чтобы так, своевольничать, я мытець, а вы земляные червяки - это где такое видели в коммерческом производстве?
На практике исправления в сценарий вносятся по согласованию с продюсером. Я другого пути не встречал.
А то, что выбрасывается сцена из битвы двадцати гигантских человекоподобных роботов, а без нее, по мнению сценаристов, кино не кино, то извините - у нас отечественное телекино, с отечественными бюджетами и отечественными сроками производства вытекающими из этих бюджетов.
СЦЕНАРИСТ
6160 дн. тому
Я не защищаю всех сценаристов. Естественно, что {CENSORED} пишется немало. Я хотел сказать только одно: говорить, что сценарий плохой посмотрев фильм, но не читав первоисточник, в высшей степени некорректно. Я не защищаю сценариста "Презумпции вины". Я не читал сценарий и фильм не смотрел. Я говорю об идиотской тендеции, когда зачастую (да что там зачастую, практически всегда) режиссеры не обсуждают со сценаристом сценарий. И считают чуть ли не своей обязанностью вставить свои 5, 10, 15 и т.д. копеек. Да, режиссер имеет полное право "влазить" в сценарий. Но почему режиссер считает ниже свое достоинства обсудить со сценаристом те изменения, которые он хочет внести, или свое виденье отдельных образов, мне непонятно.
YaYa
6161 дн. тому
До Артишок.
Прагнення узагальнень - справа невдячна. Мався на увазі КОНКРЕТНИЙ сценарій, конкретний режисер та конкретний фільм. А ситуації бувають різноманітні - хороший режисер рятує середній сценарій, поганий режисер псує хороший сценарій, поганий режисер плюс поганий сценарій - головний біль продсера, кількість комбінацій - величезна. Але ж буває і так, що хороший режисер знімає за хорошим сценарієм хороше кіно з класними акторами! Дай Боже такого більше!
Артишок
6161 дн. тому
Сценарист: режиссеры и продюсеры портят отличные сценарии!
YaYа (режиссер?): Сценарии дрянь! Снимаем на грани возможного.
Смешно. Или грустно. Серость с обоих сторон, к сожалению, которая прикрывается другими, чтобы себя оправдать. Серость, за единичными исключениями.
YaYa
6161 дн. тому
Шановний пане Рашеєв! Справа в тім, що режисер витяг з цього сценарію все, що можна, і навіть більше! Взагалі, проблема сценаріїв існує і дуже серйозна! Ну не готують в Україні сценаристів, та й в Москві (головній "кузнеце кадров" колись) теж їх не дуже є! А сценарист - це ж така сама професія, як режисер чи опрератор. Як немає фахового підходу до справу, то й ркезультат відповідний... Тут на одному таланті (якщо він,звичайно, є) до фінішу не доїдеш. Іноді буває так,що й фабула цікава, а як почнеш читати діалоги чи шукати сенс в епізодах, то волосся дибки стає.
сценарист
6161 дн. тому
Уважаемый Николай!
А не приходило ли вам в голову, что режиссеры, продюсеры самым беспощадным образом обращаются со сценарием? Что плохой фильм, в первую очередь, это плохая работа режиссера, жадность продюсера и пофигизм актеров, которые снимаются одновременно в нескольких проектах. Если сценарий плохой, его просто НЕ ПОКУПАЮТ. Покупают хорошие сценарии. А потом начинается: режиссер заявляет: " А я так вижу!". И редко, когда режиссер общается со сценаристом и пытается понять, что имел ввиду сценарист. Беда многих фильмов, что сценарист пишет про одно, а режисер снимает другое. И продюсер тут как тут: на это нет времени, а на это нет денег. О КАЧЕСТВЕ СЦЕНАРИЯ МОЖНО ГОВОРИТЬ ТОЛЬКО ПРОЧИТАВ САМ СЦЕНАРИЙТ, А НЕ ПОСМОТРЕВ СНЯТЫЙ ПО НЕМУ ФИЛЬМ
марфа
6161 дн. тому
Мне бы ваши заботы.
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ