detector.media
Николай Рашеев
для «Детектор медіа»
08.02.2008 13:29
Вина без презумпции
Вина без презумпции
Игровой фильм «Презумпция вины» («Стар Медиа», СТБ, 27 января) закончился многоточием, что непозволительно для психологического детектива.
Уже несколько месяцев на канале СТБ идет цикл «Наше новое кино», в котором предлагаются картины украинского и совместного с Россией производства. Впрочем, уровень представленных в цикле работ, к сожалению, отличается некоторой неравномерностью, прежде всего – в профессионализме сценарных решений.
 
С одной стороны, студия «Стар Медиа» постепенно приближается к достаточному профессионализму. Привлечение опытных кинематографистов (от режиссера-постановщика Владимира Крайнева до исполнительного продюсера Анатолия Вишневского), за плечами которых немало фильмов, обусловило весьма высокий уровень и фильма «Презумция вины», показанного на СТБ 27 января.  Однако, с другой стороны – старая «сценарная болезнь», увы, и здесь продолжает сказываться (автор сценария – Елена Лебец).
 
Начнем с названия, хотя, если честно, название фильма – не первостепенно для кинематографического произведения. Но, тем не менее, оно часто дает определенную интонацию, аккумулирует определенный смысл фильма. Достаточно вспомнить «Амаркорд», «Однажды в Америке», «Последнее танго в Париже», не говоря уже о «Москва слезам не верит». Здесь же – нечто претенциозное и никак не сопрягающееся с событиями, происходящими в фильме. Так что может быть и «Презумпция вины», и «Вина без презумпции» – это, в общем, дела не меняет.
 
Ну да Бог с ним, с названием. Обратимся к жанру и фабуле картины. Судя по всему, мы имеем дело с психологической мелодрамой, заключенной в рамки криминально-детективного сюжета. Поначалу все шло просто чудесно. Очень милые эпизоды с участием отца-одиночки (актер Константин Милованов), обаятельная дочь, забавный юмор (например, выяснения у китайцев по просьбе дочери, как по-китайски будет «я тебя люблю»). Все эти сцены точно и профессионально реализованы режиссером и группой. И тут, откуда ни возьмись – болезнь! Да еще и операция за 120 тысяч евро. Некая пересадка столбовых клеток (диагноз меж тем остается в «нотах»). Я, конечно, понимаю, что сценаристке требовалась и «смертельная болезнь», и «неподъемная сумма»… Но тут же просто потеряна логика, а сценарные решения все-таки нужно сопрягать с презренной прозой жизни.
 
Нашего любознательного и достаточно информированного зрителя интересует, например, что за болезнь и почему такая сумма, которую надо перевести через банк на счет больницы. К несчастью, в связи с онкобольными родственниками, я имел возможность познакомиться с правилами игры в нашей медицине. И мне известно, что 120 тысяч евро, то бишь 180 тысяч долларов – это тарифы западных клиник, да и то не каждой. А уж попытки получить кредит в таких размерах под невыплаченную квартиру, а также обещания шефу отработать их, мягко говоря, выглядят несколько неубедительно.
 
Да Бог с ней, с недостоверностью, скажете вы. Вынужден возразить: история, рассказываемая в рамках психологического детектива, имеет свои правила игры. И при всех неожиданных поворотах сюжета (герой Константина Милованова похож на бывшего подследственного героини - актрисы Ларисы Шахворостовой, ложное обвинение, поиски убийцы, сближение следовательницы и основного подозреваемого, укрывание его на ее квартире и прочее) определенный минимум достоверности просто необходим.
 
Впрочем, как я уже говорил,  группа во главе с режиссером-постановщиком выполнила свою работу достаточно качественно. Можно, разумеется, придраться к монтажным перебивкам-деталям: часы, окно, пепельница, которые подчас выглядят своеобразными заплатками. Да и художник-постановщик немного не обжил интерьеры (например, квартиру героя). Но, как говорится, это «блохи». А в целом мы имеем дело с фильмом, хорошего уровня.
 
И все было бы хорошо, если бы не…  Ну, да, я снова о сценарии. Все заканчивается как бы благополучно: и героя не открыли на квартире героини, и – немного за кадром – нашли истинного убийцу, и встречаются герои на мосту очень даже «успокоенные». Но - фильм заканчивается многоточием, что, конечно, непозволительно для такого жанра. Зритель расстается с авторами, мучимый логичными вопросами: посадят или нет героя, который как-никак совершил грабеж, что будет с любовницей жертвы, легкомысленно сразу же купившей дорогой автомобиль, что будет с девочкой, мгновенно излеченной за 180 тысяч… Вопросы можно умножать, так что впору снимать продолжение. И это огорчает, поскольку в течение картины часто демонстрировались интересные и точно реализованные эпизоды.
 
В этой связи не могу не отметить небольшую сцену с участием Николая Олялина. Сказать по правде, играть там особенно было нечего, но это хороший пример того, что если актер – личность, то это придает существенную весомость сыгранному им эпизоду, что важно и для всей картины.
 
Остается надеяться, что канал СТБ продолжит свой цикл «Наше новое кино», а студия «Стар Медиа» больше внимания уделит работе над сценариями будущих фильмов. Ведь говорят же, что сценарий – основа фильма. Похоже, это действительно так.
detector.media
DMCA.com Protection Status
Design 2021 ver 1.00
By ZGRYAY