«Миссия красота — 2»: работа над ошибками была проделана на отлично, но можно лучше
На канале «Украина» полным ходом идет второй сезон мейковер-шоу «Миссия красота». И поскольку данный проект — собственный формат канала, а не адаптация зарубежного, он кажется особенно интересным для критики. Сравнивая первый и второй сезоны, можно увидеть, как рождается, вырабатывается и кристаллизуется формат, как создатели мейковер-шоу проделывают работу над ошибками или повторяют старые промахи.
Концепция проекта «Миссия красота» осталась прежней: главный стилист канала Ильяс Сахтара и телеведущая Анастасия Касилова вместе с так называемой командой стиля берутся преобразовывать семейные пары, в которых каждому из супругов есть над чем работать — и в плане стиля, и в плане взаимопонимания с партнером.
Во всех эпизодах прослеживается четкая форматная структура. Один из героев присылает видеозаявку, в которой описывает проблему его семейной жизни. Ведущая заманивает на проект партнера этого героя. Оба участника подробнее рассказывают о претензиях к внешнему виду друг друга, выслушивают комментарии об их внешности от посторонних людей, выслушивают комментарии стилиста. Вместе с Анастасией Касиловой участники проговаривают семейные проблемы, напрямую не связанные с одеждой. Каждый из партнеров примеряет по два образа для повседневной жизни, подобранные стилистами. Пройдя некое психологическое испытание, участники отправляются в руки стилистов, визажистов, парикмахеров, чтобы предстать перед партнером красивыми и преображенными в красивом интерьере для финала программы. Плюс в проекте есть постоянная рубрика, в которой героям в соответствии с их проблемами дают конкретные рекомендации о том, как носить обувь на каблуках, как подтянуть живот без физических нагрузок, как быстро уложить длинные волосы и так далее.
Создатели проекта явно проделали колоссальную работу над ошибками. По сравнению с первым сезоном, четкая структура каждого эпизода явно выигрывает у менее внятной и несколько размытой. Все лишние подробности, как переезд телеведущей с одной локации на другую, интервью-комментарии о том, что думают ведущие проекта о семейной жизни героев, отброшены. Герои проекта подобраны настолько разные, что обвинить шоу в однообразии никак нельзя. И главное улучшение формата — создатели четко разделили работу над стилем от работы над психологическим состоянием героев.
Основная проблема первого сезона мейковер-шоу виделась в том, что телевизионщики решили поиграть в великих психологов, которые за пару дней путем нехитрых зрелищных трюков и визуального преображения якобы переворачивают мир героев, лечат их от недопонимания и комплексов, по-быстрому учат любить и ценить друг друга. Выглядело все это не слишком убедительно, будто бы условный муж, который условно лупит жену на протяжении долгих лет, красиво одевшись и поиграв в психологическую игру, моментально превращается в любящего и со всех сторон прекрасного супруга.
Во втором сезоне «Миссии красота» телевизионщики перестали мнить себя лекарями душ и на первый план выдвинули именно проблему стиля, которая и является заглавной в шоу. Но при этом от месседжа о том, что внешность — не единственная проблема и всех вопросов семейной жизни не решает, создатели мейковер-шоу не отказались. Они просто четко разделили и уточнили полномочия: Ильяс Сахтара отвечает только за стиль и не участвует в психологических играх, Анастасия Касилова — только за диалог внутри пары и не обсуждает вместе с «командой красоты» будущее перевоплощение героев. И даже первая часть выпуска, в которой герои обсуждают с телеведущей свои проблемы, четко разделена на две части: отдельно выдвигаются претензии к внешнему виду супругов, отдельным блоком идет разговор об их проблемах психологического характера. Для Анастасии Касиловой продумана более аккуратная стратегия работы с героями. Теперь она не ставит диагнозы, не дает прямых советов, как людям дальше жить, и даже не пытается с помощью мини-тренингов всех моментально «вылечить». Новые игры телеведущей с героями и ее разговоры с ними направлены исключительно на одно: чтобы люди задавали себе правильные вопросы, сами формулировали проблемы, которые существуют у них в паре, и сами же думали, что с этим делать дальше.
Не все выпуски заканчиваются хеппи-эндом. Как минимум, в одной паре герои, увидев друг друга преображенными, только больше расстроились и разбежались по разным комнатам. И это не проблема стилистов, ведущих и создателей проекта — это проблема конкретной пары, для решения вопросов которой, очевидно, нужна не красота, а что-то более радикальное. Второй сезон «Миссии красота» — пример того, как телевизионщикам делать свою работу и не лезть за рамки компетенции, изображая решение любых психологических проблем с помощью сценария и монтажа.
Конечно, есть и некоторые промахи, которые перекочевали из первого сезона во второй. По-прежнему слишком постановочными кажутся сцены, иллюстрирующие быт и проблемы героев. Участники — далеко не актеры, поэтому воссоздание их «бытовых сцен» создает довольно комичный эффект. Менее натянуто, но все же неорганично звучат диалоги Анастасии Касиловой и Ильяса Сахтара в коридоре их «фабрики красоты». Они точно могут лучше, естественнее и проще, как и другие специалисты «команды стиля». Создатели проекта так и не дают ответа на вопрос, какая разница, стильно ли одет герой. Так что каждый третий участник в принципе не понимает, зачем нужно заморачиваться над внешним видом. А ведь шоу претендует на изменение общей культуры стиля украинцев и воспитание людей, которые красивы и снаружи, и внутри.
Отдельная тема, достойная дискуссии, — шейминг на любой вкус и цвет, который просачивается в проект из-за того, что украинское общество не в полной мере готово переосмысливать некоторые вещи. Ильяс Сахтара явно пытается сгладить такие моменты и крайне осторожен в комментариях: аккуратно интересуется, является ли выпуклый живот героини проблемой медицинского характера, старательно избегает оценки веса и форм участников, наоборот подчеркивая слова «фактурный», «сбалансированный» и так далее. Но от выпуска к выпуску в шоу кочуют стереотипы: что женщина должна быть непременно женственной, что старость — это плохо и нужно приложить все усилия, чтобы помолодеть, что все ноги нужно удлинить, все животы подтянуть, а все глаза обязательно накрасить…
В целом, второй сезон оказался интересным не только для критиков, но и для зрителей, о чем свидетельствуют рейтинги. Когда показывают добрых и злых, веселых и грустных, закомплексованных и самоуверенных, приятных и неприятных людей, которые за 50 минут радикально меняются внешне, а иногда еще и внутренне, это захватывает, трогает и умиляет. А особые эстеты могут понаблюдать за тем, как стилисты проекта в одной цветовой гамме (серый-белый-черный) изобретают простые, но оригинально скроенные платья для ведущей Анастасии Касиловой.