«Удивительные люди», увлекательное шоу и этот несправедливый мир
На канале «Украина» состоялась премьера нового проекта «Дивовижні люди» по формату The Brain, в котором свои умения демонстрируют люди с уникальными возможностями их мозга: исключительной тактильной, зрительной или аудиальной памятью, стереоскопическим зрением, умением быстро считать, «видеть» ушами, угадывать музыку по цвету и многим прочим.
По сути, это талант-шоу, но не такое, к которому мы все привыкли. Здесь не поют, не танцуют, не рисуют песком и не жонглируют яйцами… Основной критерий для попадания в это талант-шоу – мозг, который работает немного не так, как у большинства. Здесь можно съязвить, что в наши времена само наличие работающего мозга уже удивительно, но оставим шутки для ведущего проекта Александра Скичко, который в «Дивовижних людях» шутит часто, довольно остро и более удачно, чем в его юмористическом шоу «Без паники!».
Итак, перед создателями проекта стояла непростая задача: показать широкой аудитории то, что обычно интересует только нейрофизиологов. Вряд ли телезрителей канала «Украина» привлечет к экранам известие о том, что у кого-то аудиальную информацию обрабатывает зрительная кора головного мозга, а не слуховая. А, между тем, именно это позволило участнику Олегу Шпаю, обладающему способностью эхолокации, получить 100 тысяч гривен в первом выпуске проекта и пройти в его финал.
К счастью, и разработчики формата, и те, кто адаптировал The Brain для украинского телевидения, с задачей справились. Шоу получилось зрелищным: с дорогими футуристическими декорациями, с визуально эффектными заданиями для участников, которые наглядно демонстрируют те или иные особенности работы мозга. Съемки в студии – с динамичными проездами по зрительному залу, с прекрасной раскадровкой реакций экспертов и «команды поддержки» участника.
Приятная деталь – художественное решение «визиток» участников. На презентации проекта руководитель Friends Production Алексей Гончаренко говорил, что, в отличие от других адаптаций и оригинального формата, в украинской версии старались максимально «очеловечить» удивительных людей, подать их истории не только как рассказ о функционировании их мозга, но и о том, какая личность стоит за их суперспособностями. Благодаря режиссерскому решению этих небольших сюжетов внутри программы участники превратились в героев мини-фильмов, в каждом из которых выстроен особый концептуально-образный ряд.
Когда героиня-массажистка, которая обладает уникальной памятью на тела, рассказывает, что к профессиональным победам ее привела драма в личной жизни, – в кадре она щупает и мнет ледяные камешки, будто ощупывает и запоминает самый непростой и «холодный» период в ее жизни. Когда участник с уникальной памятью, который может назвать день недели любой даты за несколько столетий, рассказывает, как началась его работа над собственным мозгом, – в кадре он пробирается сквозь натянутые нити – символ нейронной сети… Порой личные истории слишком мелодраматизированы, но зато они эмоционально подкрепляют зрителей.
Над удержанием внимания зрителей потрудилась и редакторская команда «Дивовижних людей». Каждому участнику они дали некий «позывной», который бы четко и понятно объяснял суть его особенности: «человек-эхолокатор», «мальчик-калькулятор», «человек-календарь» и так далее. А в закадровом тексте «визиток» коротко и упрощенно объясняется, что такого необычного умеет делать герой.
Но есть один неприятный нюанс. Когда сложную информацию стараются максимально упростить, может произойти примерно так, как в диалоге Александра Скичко с одним из экспертов шоу, физиологом Виктором Комаренко:
- Виктор, скажите, это правда, что нервные клетки не восстанавливаются?
- Не совсем…
- А, неправда, вот и хорошо.
Виктор Комаренко, наверное, хотел сказать, что нервные клетки действительно не делятся, в отличие от клеток крови или клеток эпителия, но зато существует нейрогенез, благодаря которому из стволовых клеток образовываются новые нейроны. Это не то же самое, что утверждение «нервные клетки (не) восстанавливаются». Когда опускают такие нюансы, выходит скверно.
В проекте время от времени проскакивают фразы про «розум» и «розумність», «інтелект» в контексте уникальных способностей мозга. Но ведь «ум» (читай «интеллект») и «мозг» – разные понятия, в данном случае – принципиально разные. Думаю, стоило на этом акцентировать в работе со звездными экспертами проекта, поскольку они в украинском варианте формата не просто делятся своими впечатлениями, но и ставят участникам за это оценки, а значит, влияют на их судьбу в проекте.
Но звездные эксперты, которые хорошо подобраны по типажам и дополняют друг друга с точки зрения внутренней драматургии шоу, по-видимому, совсем не понимают, чем именно особенны участники, как их оценивать, и руководствуются в обсуждении непонятно чем.
Телеведущая Маша Ефросинина переживает за участников, от нее в кадре – прекрасные эмоции на крупных планах, отлично работающие на психологический тонус телезрителей. Певица Оля Полякова не изменяет своему образу «бабы-огонь», старательно балаганит и выдумывает забавные комментарии типа «укуси меня блоха, как вы это делаете?». Телеведущий Алексей Суханов отвечает за чуткость и сдержанную взволнованность: его комментарии емкие, эмоциональные и часто мотивирующие.
Алексей Суханов
Маша Ефросинина
Но когда доходит до оценок, звездные судьи говорят: «Я вам ставлю 9 баллов, а один балл оставлю себе»; «За мужественность я вам ставлю 10 баллов»; «Вы большая молодец, но я бы не сказала, что меня это впечатлило»; «Я как профессионал при желании могу это повторить»... Последний комментарий – от Оли Поляковой девушке с синестезией, которая видит музыку в определенной цветовой гамме и по цвету может угадать ноту, а по ритмичному чередованию цветов – всю мелодию. Неужели никто не объяснил певице, что вряд ли она и присутствующие в студии смогут повторить эксперимент, поскольку только 4% людей на земле обладают такими способностями мозга? Объяснили: и в визитке участницы, и в комментарии Виктора Комаренко. Видимо, звезда осталась верна своему амплуа и серьезную информацию пропустила мимо ушей.
Оля Полякова
Популяризатор науки Виктор Комаренко оказался единственным ориентиром адекватного оценивания участников. Как определить, кто круче: человек, который может обрабатывать огромные объемы информации, или человек, который может отличить из ста горшков почти одинаковых цветов именно тот, что ему показали в самом начале? Во время презентации проекта ученый рассказал, что выработал собственную систему оценивания, в которой оценка зависит от таких нюансов: насколько изучен этот феномен человеческого мозга, является ли он врожденным или развивался постепенно, может ли он быть развит самостоятельно или же зависит исключительно от физиологических особенностей. В итоге объяснения оценок этого эксперта – единственные аргументированные высказывания.
Все остальные судьи (включая зрителей в студии, голосование которых влияет на судьбу участников не меньше, чем голосование экспертов) ставят оценки за более эффектный номер, за личные качества, за симпатии или эмоции, за то, что участник – ребенок, а дети всегда трогательнее взрослых… С одной стороны, это «делает шоу», подогревает эмоции телезрителей, но, с другой стороны, оставляет от проекта осадок ужасной несправедливости. Получается, что люди, которые не обладают ни одной из «сверхспособностей», руководствуются критерием «нравится / не нравится», «впечатлило / не впечатлило». Звездные эксперты явно нуждаются в большей компетентности и понимании происходящего. Ведь миссия проекта не просто развлечь, но и вдохновить зрителей на работу над собственным мозгом.
Фото: скриншот видео