Фанерные «Рождественские встречи с президентом»
22, 23 и 24 января — три вечера подряд — зрителям канала «Украина» показывали документальный цикл «Рождественские встречи с президентом». Еще когда проект анонсировали, у меня возникла ассоциация с «Рождественскими встречами Аллы Пугачевой». Я представила Петра Порошенко поющим дуэтом с Филиппом Киркоровым или Игорем Николаевым, и за верховного главнокомандующего стало горько. Цикл оказался непохожим на российские песенные вечера, но уж слишком похожим на плохо продуманный предвыборный пиар Петра Порошенко. Который в процессе превратился в пиар-диверсию.
Производством проекта занимался никому не известный продакшн JVJ Cinema, возникший, если верить единому реестру, под конец 2018 года — можно предположить, что создали его специально для съемок этого цикла. Убедить себя в том, что проект не имеет отношения к политическому пиару Порошенко, никак не получается.
В каждом из трёх выпусков президент встречается с новой семейной парой. Общается по душам, обсуждает былое и будущее страны, готовится встречать Рождество. Маловероятно, что Петру Порошенко было скучно отмечать религиозный праздник в семейном кругу, он решил пригласить к себе гостей, а люди с камерами вообще случайно мимо проходили. И в эфире канала, который последовательно пиарит Порошенко в новостях, лишь немного отставая в этом деле от «Интера», фильм появился отнюдь не случайно.
Надеюсь, никто не думает, что политические пиар-ролики, имиджевые фильмы и интервью создают сами политики. Это делают редактор, режиссер, оператор и другие специально обученные люди. В случае «Рождественских встреч» их имена в титрах указаны не были. И, судя по качеству проделанной работы, не случайно.
«Рождественские праздники – время, когда, несмотря на недопонимание и заботы, семья всегда собирается вместе, – говорится в самом начале программы в закадровом тексте под торжественную музыку. – Сегодня в рождественской резиденции президента соберутся гости с разных уголков Украины. У каждого из них – своя история, и они абсолютно непохожи один на другого. Сможет ли президент ответить на вопросы, которые волнуют каждого из них?».
Спойлер: не сможет. Потому что вопросов не будет. Будут проникновенные подготовленные речи Порошенко о достижениях и победах его команды. А если вопросы и будут, то настолько размытые и невнятные, что Порошенко будет легко отвечать на них абстрактно или в духе агитационных речей.
Проект анонсировался как «встречи в формате “без галстука” с людьми, которые неравнодушны у судьбе государства». Мол, Порошенко и гости его резиденции «обсудят актуальные вопросы, посоветуются касательно принципиальных для страны шагов в новом, 2019 году». И вот к домику среди леса спешат первые гости: Владимир Остапчук и Лариса Радкевич, ветераны войны на Донбассе, предприниматели и преподаватели из Донецка.
Режиссер почему-то решил, что президент непременно должен встретить их около дома. И не просто выйти на крыльцо, а стоять посреди заснеженной дорожки и ждать, когда они красиво пройдут в кадре. Порошенко явно чувствовал себя неловко и, видимо, поэтому согнулся в немного нелепом поклоне в сторону подходящих.
Дальше — хуже. Потому что по сценарию (а наверняка хоть какой-то сценарий всё-таки был), пожав гостям руки, президент произносит длинную и пафосную речь о том, как он благодарен гостям за мужество и чёткую гражданскую позицию. Заодно объясняя, почему возникла идея создать этот проект. И вот стоят на снегу на неестественном для общения, но удобном для съёмки расстоянии друг от друга трое взрослых. Явно не знают, как себя вести в сложившейся ситуации: невпопад кивают, улыбаются и говорят слогом, совершенно неподходящим для ситуации.
Далее они втроём проходят в дом и садятся за стол, накрытый для чаепития. Тем временем зрителям наконец рассказывают, кто эти гости президента и за что он их так долго и красочно благодарил. Сюжеты о героях, пожалуй, единственное в проекте, что можно смотреть без грусти и раздражения.
«Меня очень радует, что мы в 2014 году выстояли, просто выстояли, – начинает разговор Лариса Радкевич. – И у меня такая чисто человеческий интерес относительно вас… Вы тогда стали президентом… И как это – получить в наследство страну, почти с нулевым бюджетом, с деморализованной частью внутренних войск, милицией, которая была деморализованной… И то, что начиналось на востоке… Как вам вообще по ощущениям это было?»
Допустим, первый вопрос действительно может быть льстивым, предполагающим, что президент похвастается своими достижениями (что он, собственно, и сделал). Люди пришли в гости, и вряд ли им хочется с порога забросать хозяина дома острыми вопросами. Однако разговор длился, а острых вопросов всё не было. Говорили о том, как важно, что украинцы сплотились и выстояли в первые дни войны с Россией, как мы непременно победим в этой войне, как важны для будущего страны переселенцы, которые обязательно вернутся домой и помогут ликвидировать последствия гуманитарной катастрофы. Однако живого обмена мнениями не было. То ли гости постеснялись задавать конкретные вопросы, то ли по задумке авторов они и не предполагались.
Если второй вариант верен, то редактор «Рождественский встреч» изрядно подставил Порошенко. Диалог вышел липовым, приторным, совершенно неинтересным. Неужели у людей, столько всего переживших за последние годы, побывавших на войне и потерявших родной дом, не нашлось ни одного конкретного вопроса? О том, что именно делается на государственном уровне для борьбы с российской пропагандой в Донецкой и Луганской области. О том, какие новые программы для переселенцев будут внедрены в ближайшее время. Как решается и решается ли вопрос трудоустройства людей, которые вынужденно покинули Донбасс. Почему командование армии принимало те или иные решения. И так далее. У президента, в свою очередь, могло возникнуть не меньше вопросов к гостям.
Но по сути Владимир Остапчук спросил лишь о перспективах добычи газа на Донбассе и получил размытый ответ об иностранных инвесторах и светлом будущем. Лариса Радкевич отдельно остановилась на том, что после войны потребуется огромная работа психологов на освобождённых территориях. Вот и посоветовались, называется.
Во втором выпуске гостем президента стал военный капеллан отец Леонтий. С ним Порошенко чувствовал себя явно свободнее и проще. Да и отец Леонтий не тушевался: более или менее подробно расспрашивал о том, как государство будет реагировать на «эфэсбэшников в рясах», что делать с приходами православной церкви Московского патриархата, будет ли власть способствовать работе военных капелланов на фронте. Но большая часть разговора была посвящена, конечно, томосу. Переживаниям президента до, во время и после его получения, предпосылкам к этому событию, его последствиям и так далее.
В этот момент можно было предположить, что трилогия «Рождественских встреч с президентом» тематически повторит лозунги с плакатов «Армия! Язык! Вера!» Первый выпуск — о вкладе президента и его команды в реформирование украинской армии. Второй — о Томосе и роли Порошенко в его получении. Однако на третью встречу, вопреки ожиданиям, пригласили не Ларису Ницой, которая бы всем рассказала, как надо украинский язык защищать, и не семью учителей украинского, а молодую семью гражданских активистов Романа и Юлии Тычкивских, в свою время организовавших Открытый университет Майдана. Они стали фоном для рассказа Порошенко о том, как он учредил Фонд поддержки образовательных и научных программ для молодёжи. Тот самый, на который в бюджете предусмотрен миллиард.
Вот и получилось, что с помощью трёх выпусков цикла президента представили в той неловкой ситуации, когда кто-то спрашивает тебя о том, как дела, чтобы быстро перебить и подробно рассказать о своих успехах и достижениях. Выглядит нелепо и всегда неприятно. И даже если собеседник действительно молодец и многого добился, радоваться за него совсем не хочется.
Но если бы только в содержании разговора была проблема… Авторы проекта сделали всё для того, чтоб от «Рождественских встреч с президентом» разило поспешно сделанной халтурой. Нелепые мизансцены, когда Пётр и Марина Порошенко, например, стоят перед гостями и, вытянувшись по струнке, долго слушают колядку в исполнении выстроенных в шеренгу девушек в национальных костюмах… Помилуйте, но это не просто безвкусица, это ещё и негуманно по отношению к людям в кадре. Сцена с зажиганием дров в камине в начале первого выпуска программы и кадр с перегоревшими дровами в финале разговора — приём, который режиссёр явно достал из нафталинового ящика телевидения 80-х.
Кажется, оттуда же вытащили и режиссёра монтажа: склейка крупного плана с крупным, а среднего со средним вызывает кровотечение из глаз, а резкое обрывание фразы говорящего при смене плана без микширования звука, — из ушей.
В общем, какие бы надежды не возлагали политтехнологи Порошенко на этот проект, вряд ли они добивались того, что получилось в итоге. Президент выглядит фанерно, неестественно, порою просто смешно, а его диалог с народом — фальшиво.
На минутку представлю себя гостем президентской резиденции в рамках этого проекта. Вот уж точно не постесняюсь дать совет: Пётр Алексеевич, увольте бракоделов, ставящих вас в неловкое положение в эфире одного из крупнейших каналов страны.