Равноапостольный Петр. Как Прямой канал отмечал Новый год
Пока все обсуждали новогодние приключения Владимира Зеленского на «1+1», много интересного происходило и на других каналах. Был еще один канал, не менее очевидно поддержавший другого потенциального кандидата в президенты в новогоднюю ночь. Прямой даже изобрел для этого совершенно новый телевизионный жанр: оливье из ток-шоу, дружеских посиделок, публичных отчетов о проделанной работе и музыкальных номеров, изрядно сдобренной пиаром незримо присутствующего в эфире Петра Порошенко.
И уже с первых минут шоу выяснилось, что некоторые гости явно не готовы к такому формату. Например, Олег Скрипка. Он отбивался от насевших на него ведущих Каролины Ашион и Василисы Фроловой. Девушки хотели добиться от певца ответа, какой политической силе он симпатизирует, и что думает о коллегах по сцене, которые собрались баллотироваться. И каким был бы его первый указ, если бы он сам выиграл президентские выборы. Скрипка пытался объяснить ведущим, что вообще не собирается в политику. Все эти расспросы были ему очевидно неприятны, он отшучивался и отмалчивался, разговор не клеился. Не клеились разговоры практически ни с кем. По сценарию, видимо, нужно было задавать серьезные вопросы серьезным гостям – депутатам от БПП и «Народного фронта», чиновникам и многочисленным экспертам. А несерьезные – певцам, которые сидели за столиками, ожидая своей очереди выступать. Но часто программа давала сбой, и тогда, например, Тоня Матвиенко отвечала на вопрос, какие перемены ей особенно запомнились в прошлом году. Похоже, ведущая ожидала от нее того же ответа, что и от других: «Томос! Томос! Томос!». Тоню же, кажется, не предупредили, так что она сказала, что никаких перемен за год не заметила, - война шла и идет. И пошла петь, оставив за столиком расстроенную ведущую.
О репертуаре шоу следует сказать отдельно. Помимо уже упомянутого Скрипки, который спел смешную новую песню «Кобіта», той же Матвиенко, Милы Нитич и Павла Зиброва, исполнившего старую песню «Мертві бджоли не гудуть» в новой обработке, остальные песни были русскоязычными. Что выглядело несколько странно на фоне тостов, которые, толкал, например, ведущий «Вата-шоу» Андрей Полтава – «за незалежну і україномовну країну».
Набор исполнителей тоже был странноват: в основном молодые музыканты, вроде группы «Бахрома», Романа Веремейчика, Ренаты Штифель, Влада Сытника и Сергея Гладыря. В общем, учитывая Зиброва, которого представили зрителям как «главные усы страны», музыкальное оформление концерта было неоднородным и местами напоминало сельскую дискотеку. Особенно в моменты, когда ведущие выходили на сцену вместе с музыкантами для подтанцовки. Во время танцев ведущей вечера с Павлом Зибровым в зале показали ведущего Николая Матросова, на лице которого отчётливо читалось «Боже, что я здесь делаю?».
За присутствующими в зале вообще было интересно наблюдать – такая разнообразная гамма эмоций была видна на этих лицах, от скуки до волнения и явного желания свалить побыстрее. Хотя такая возможность была практически у всех – в течение вечера гости сменялись, одни уходили, другие приходили. Сергей Лойко, отвечая на вопрос коллеги, почему он припозднился, честно ответил: ужасная очередь на грим, приходится долго ждать.
Серьезность вообще очень вредила этому новогоднему вечеру – вот представьте себе, как сложно отвечать на вопросы о прорывах года, успехах года, переломах года, победах года и резонансах года, если все это произносится в огромный микрофон? Евгений Киселёв, который начинал вечер, а затем куда-то исчез, выглядел с этим монстромикрофоном особенно нелепо.
Два ведущих канала почему-то решили, что политэксперт Олеся Яхно исполнит гостям песню. Она мягко, но решительно отказалась от такого предложения. Другая ведущая пыталась заставить сказать криминолога Анну Маляр, что уровень преступности снизится. Маляр уточняла, что нет предпосылок для понижения этого уровня. А Сергей Лойко завёл разговор с Андреем Полтавой, но выглядело это как неожиданная встреча швейной машинки и зонтика на операционном столе: они просто друг друга не поняли.
Не менее странными выглядели разговоры Лойко с музыкантами. «Скажите, — спрашивал Лойко, — вы боретесь с фонограммами? Вы уважаете живой звук?» Несчастный тут же признавался в глубоком уважении к живому звуку и лепетал что-то о борьбе с фонограммами.
Не обошлось и без экстрасенсов и астрологов. Чтобы закрепить у зрителей ощущение, что 2018 год был насыщен переменами к лучшему, пришлось потребовать от провидцев не менее позитивных прогнозов. Астролог пообещала нам всем много денег из-за Урана в Тельце, а экстрасенс погадал ведущей на карте таро и сообщил, что туз пентаклей обещает нам стабильность и небольшое, но ощутимое улучшение. Стабильность в год двух выборов — это, согласитесь, неожиданно. Однако ведущая без интереса выслушала предсказания. Зато воспользовалась служебным положением и попросила астролога, которому заранее выслала свои данные, озвучить самые важные именно для нее прогнозы. И искренне обрадовалась, когда ей пообещали больше денег в новом году.
Все стилистические шероховатости новогоднего эфира Прямого, конечно, не важны, если допустить, что главной его целью было напомнить всем, как нынешний президент ведет страну к счастливому будущему. И уже достиг на этом поприще очевидных успехов.
Для этого в студии, помимо столиков с шампанским, за которыми сидели говорящие гости, присутствовали человек двадцать бессловесных гостей – обычных зрителей. У них в руках были пульты, и пока гости говорили тосты и рассказывали о многочисленных успехах и достижениях, своих личных и страны в целом, зрители должны были голосовать за победителей в многочисленных номинациях. «Прорыв года», «победа года», «человек года в мире», «событие года», «резонанс года», «чемпионы года»… И, чтобы хоть как-то развлечь людей, «свадьба года». Варианты, представленные зрителям на голосования, очень часто повторялись. Например, в событиях, прорывах года и победах года было названо создание автокефальной Православной церкви Украины. О том, как это важно, на все лады многократно говорилось в студии.
Прелесть ситуации заключалась в том, что и политические эксперты, и депутаты, и политики вроде Георгия Туки, Геннадия Зубко, Юрия Грымчака, Зоряна Шкиряка или Павла Жебривского, также присутствовавшие в студии, обязательно подчеркивали, что это победа и событие столетия как минимум. Даже называли это событие «последним кирпичиком в построении политической нации», хотя совершенно непонятно, как в светском государстве, граждане которого верят в разных богов или ни в какого не верят, можно считать создание церкви объединяющим фактором для всего общества.
Под конец народный депутат и ведущий авторской программы на «Прямом» Владимир Арьев, который в течении вечера трижды оказывался за разными столиками, и трижды его мнением интересовались по самым разным поводам, толкнул речь, в которой простыми словами объяснил значение автокефалии особо непонятливым. По его мнению, критикующие неназванного политического деятеля за вмешательство в дела церкви должны помнить, что другой государственный деятель, князь, между прочим, создал эту самую церковь – и без Владимира мы бы до сих пор ходили язычниками. Так что, по мнению Арьева, создание ПЦУ – это событие тысячелетия, второе по значимости после крещения Руси. Депутаты и политэксперты в студии были полностью согласны с такой оценкой события и рассказывали о том, что теперь у страны есть духовный стержень, мерило добра и зла, моральный ориентир и так далее.
Перед голосованием в каждой номинации зрителям показывали короткие сюжеты о трех претендентах на победу. И каждый раз, когда обсуждались ПЦУ или томос, зрителям показывали не митрополита Епифания – он тихонько стоял в сторонке на видео – а Порошенко, вещающего перед публикой в день Собора. Его же показывали, когда говорили о введении военного положения в номинации «событие года». А еще его показывали, когда он говорил об «инвестиционном буме» в Украине (оказывается, был такой в 2018-м). Помимо «бума» иностранных инвесторов, за звание «прорыв года» соревновались еще два не менее интересных претендента: «Прямой канал – лидер информационного вещания» и «Ученые смогли изменить ДНК эмбриона». Онлайн-голосования не было, так что выбор делали именно гости, присутствовавшие в студии – малая, но, наверное, очень преданная каналу выборка. Конечно, победил в номинации сам «Прямой». Куда уж тут отредактированному ДНК.
Порошенко показывали так много и так часто, что было даже немного неловко. Благо, от номинации «человек года в Украине» канал все-таки воздержался, но вице-премьер Зубко все-таки назвал Порошенко, вместе с Епифанием и Филаретом, человеком года – от себя лично. Остальные не отставали: Грымчак рассказывал, что украинцы в прошлом году слишком устали от побед, и поэтому уже не обращают на них внимание. Шкиряк воспевал успехи украинской армии. Все вместе друг другу напоминали о потрясающем параде на День независимости, о победах паралимпийской сборной, победах украинской дипломатии (это про поставку «Джавелинов», если кто-то не понял). Арьев также упомянул, что и делегация Украины в ПАСЕ тоже вполне могла быть названа коллективным человеком года.
Не забыли также победы в судах над Россией, и конечно, историю про украинские суда в Керченском проливе. Вместе с инсценировкой смерти Аркадия Бабченко и нападением на эти суда в номинации «резонанс года» была названа гибель Кати Гандзюк, причем в ролике показали ее последнее видеообращение. Пока аудитория голосовала, Арьев сказал, что самым резонансным событием была спецоперация СБУ. И что гибель Гандзюк поставила вопрос о безопасности активистов, «нападения на которых часто происходят, когда активисты выясняют отношения между собой». И добавил, что такие события заставляют задуматься об «уровне агрессии в украинском обществе». Вот так, значит, надо понимать заказное убийство активистки, которая воевала с коррупцией. Зрители оказались сообразительными и проголосовали за инсценировку смерти Бабченко.
Не переставая напоминать друг другу о позитивных процессах, происходящих в стране, гости не забыли и о «зрадофилах», которые подрывают нашу веру в Украину и в себя. Много говорили о важности выбора, который надо будет сделать в следующем году. Один из политкомментаторов даже продекламировал стихотворение, кончавшееся фразой «за церкву, армію, народ!» Весьма прозрачный намёк на то, какой выбор будет единственно правильным.
Карнавал имени Порошенко длился два с половиной часа с двумя небольшими паузами на «социальную рекламу», в которой Виталий Кличко на вездеходе в костюме Деда мороза поздравил нас всех с праздниками. А потом и сам президент наконец появился на экране, чтобы поздравить украинцев с Новым годом, напомнить о томосе, церкви, мире и важности следующих выборов, в которых «мы не должны затоптать ростки» всего хорошего, что посеяно. В целом всё то же самое, что в новогодней программе Прямого, только короче и от первого лица. Так окончился последний день 2018 года и первый день официальной избирательной кампании.