Как создатели «Эксов» пытаются нас убедить, что унижать людей — полезно
По моим субъективным наблюдениям, украинцы не очень охотно ходят к психологам и психотерапевтам. Зато с удовольствием смотрят телевизионные шоу, в которых вся съемочная группа пытается помочь героям преодолеть их проблемы (о чем свидетельствуют рейтинги этих самых шоу). Все эти истории с пацанками, мужьями, которые меняются женами, людьми, которые обещают достичь каких-то целей за год, — хорошие кейсы для психологов. А героям этих проектов стоило садиться не в кадр, а на диванчик психотерапевта.
Создатели телепроектов на вопрос, в чем смысл и миссия этих шоу, обычно отвечают: «Мы делаем это не столько ради наших героев, сколько для тех, кто по ту сторону экрана может увидеть в героях себя и что-то в своей жизни изменить». И это — опасная идея. Если в какой-то момент телевизионщикам придется выбирать между правильным «лечением» зрителей и качеством шоу, они выберут последнее. Но наивным зрителям, приученным к подсказкам с экрана верного способа решения их проблем, могут навредить.
Именно поэтому появление на Новом канале проекта «Эксы» немного насторожило. Суть реалити заключается в том, что несколько пар бывших возлюбленных заселяются в дом и проходят различные испытания под руководством ведущего Александра Педана и психолога Веры Романовой, чтобы разобраться в своих чувствах друг к другу. Каждую неделю, как и положено в шоу, одна пара выбывает. Победители получают денежный приз. Испытания для «эксов» телевизионщики тоже выбрали по-телевизионному тривиальные.
По замыслу создателей реалити, партнеры обязательно должны знать друг о друге все: что было в детстве, сколько парень / девушка зарабатывает, что ест на завтрак, обед и ужин, чего боится, как ведет себя в стрессовых ситуациях. Если герои чего-то не знают и с заданиями не справляются, их обязательно бьют током, травят собаками, стегают плетью или хотя бы обливают какой-то гадостью из ведра. Звучит ужасно, да и выглядит тоже, если убрать весь сценарный контекст. А как вам испытание, в котором девушки должны с завязанными глазами на ощупь узнать ноги бывшего партнера и его же поцелуй?
Все перечисленное — стандартные приемы любого телевизионного реалити, и не только этого жанра. Чтобы чего-то достичь и что-то понять, герой телешоу непременно должен перенести страх, боль и унижение. Например, как только у героини (в основном, это касается именно женщин) обнаруживаются проблемы с самооценкой, ее отправляют на эротическую фотосессию. Как только герой грешит неуверенностью и мнительностью, его заставляют прыгать с вышки, засовывать руки в непонятную вонючую жижу, играть со здоровенными пауками или обниматься со змеями. Телевизионщики почему-то называют это «преодолением страха и комплексов». Но на самом деле они просто делают шоу, а к психологической реабилитации героев имеют очень опосредованное отношение. Да, в стрессовых ситуациях человек часто раскрывается с неожиданной стороны, но кто сказал, что это для него полезно? Если бы так, то следующим уровнем создания подобных шоу была бы отправка героев на реальную войну, например.
Отличие «Эксов» от других шоу испытаний в том, что тут участвуют не те, кто просто хочет проверить свои чувства на прочность и жить вместе долго и счастливо. Сюда пришли бывшие пары, которые не могут понять, что им делать с руинами своих отношений и нужен ли им этот партнер вообще. Поэтому сценарное «натягивание» их на некий шаблон идеальной пары выглядит немного странно. В этом проекте логично было бы регулярно задавать героям вопросы: «Оно тебе надо? Зачем? А стоит ли?». Вместо этого «эксов» заставляют доказывать, что они — лучше, выносливей и сговорчивей соперников. Ведь победят не те, кто быстрее разберется в партнерах и поймет, что пора окончательно разойтись. И не те, кто сразу после проекта пойдет под венец. Кстати, так и не понятно, за что именно победителям дадут 100 тыс. грн. Поскольку вне зависимости от развития отношений «эксов», приз получат те, кто дольше всех выдержат телевизионные испытания.
Само шоу сделано профессионально, зрелищно, продуманно и движется по вполне понятной внутренней сюжетной логике. Если не считать парочку монтажных и сценарных ляпов: например, когда героини, у которых уже есть большие татуировки, картинно страдают от того, что им набивают крохотное новое изображение.
Очень органично в шоу выглядит ведущий Александр Педан, который поднаторел в вопросах сердечных на проекте «Сердца трех», и в «Эксах» проявляет себя мудрым и опытным третейским судьей. Телеведущий постепенно переходит из одного амплуа в другое, что, кстати, не многим удается. В прошлом проекте он был еще «свойским» парнем, легко подстраивающимся под «непринужденный треп» не всегда умных и взвешенных героев. Здесь же в общении с героями он выбирает так называемую пристройку сверху. Именно ведущий периодически задает героям правильные в их ситуации вопросы и дает вполне адекватную оценку тому, что происходит в их жизни.
При этом не очень понятна роль в кадре психолога Веры Романовой. Она возникает в проекте только в конце второй серии и делает абсолютно то же, что и Александр Педан. Просто у ведущего, в отличие от коллеги, нет степени кандидата психологических наук. Наверняка психологи в проекте активно работают с участниками за кадром. Но зрителям этого не показывают — они видят лишь человека, который говорит очевидное: «Ты приготовил своей бывшей просто нарезку фруктов», «Я видела в глазах Алины, что она тобой гордится», «Судя по выражению лица Саши, в вашей паре договаривается только он, а Алина только соглашается с его желанием». Вряд ли после увиденного зрители проникнутся доверием к специалистам такого профиля.
Но шоу — не для этого. Его создателям не так важно, разберутся эти люди в своих чувствах, или нет. Им важно увлечь и удержать зрителей. А пока мы, зрители, не готовы смотреть по ТВ скучные разговоры героев с психологами, нам будут показывать, как «во имя любви» «эксов» бьют и унижают. И все вместе будем делать вид, что это кому-то поможет.
Фото: скриншоты