Чтобы убить дракона, нужно иметь своего собственного?

27 Вересня 2005
1522
27 Вересня 2005
16:18

Чтобы убить дракона, нужно иметь своего собственного?

1522
«Проблема Никопольского ферросплавного» сама по себе доказывает, как шатка собственно телевизионная, а не политическая составляющая «жизни» медиахолдинга Пинчука…
Чтобы убить дракона, нужно иметь своего собственного?
В пылу захлестнувших общество политических страстей «Детектор медіа» продолжает серию обозрений текущего состояния телевизионных каналов. В предыдущих статьях речь шла о ситуации на канале «1+1», Первом канале и на «Интере». Сегодня очередь «триголового каналу пана Пінчука», как удачно назвал условный медиахолдинг ICTV, СТБ и Нового канала один из наших авторов. (Входящий в холдинг музыкальный канал М1 не является политической составляющей медиаресурса олигарха, и в данной статье его деятельность не анализируется).

На сегодняшний день политические обстоятельства складываются в пользу Виктора Пинчука, зятя украинского экс-президента, одного из крупнейших олигархов страны. Виктор Пинчук, как никто другой, был заинтересован в отставке правительства Юлии Тимошенко, а еще больше – в отставке самой Тимошенко. Говорят, когда это случилось, у Пинчука был едва ли не самый большой праздник в жизни.

Стало уже общим местом мнение о том, что в драке за Никопольский завод ферросплавов Пинчук опирался на Петра Порошенко. За это, якобы, Пинчук должен был расплатиться то ли самими телеканалами, которыми он владеет, то ли их лояльностью к Президенту. Впрочем, вне зависимости от того, имеют ли эти слухи реальное основание, лояльность холдинга Пинчука к Виктору Ющенко была засвидетельствована как эфиром (единственное на сегодняшний день общение Президента с телезрителями состоялось, напомним, именно в эфире

ICTV, СТБ и Нового канала), так и заявлениями топ-менеджеров: Александр Богуцкий, генеральный директор ICTV, извинился перед Ющенко за направленное лично против него медиакиллерство канала во время выборной кампании-2004). Виктор Пинчук спасал свое имущество - нажитое в свое время практически исключительно благодаря его близости к Леониду Даниловичу… Хотя слово «нажитое», очевидно, тут не совсем точно употреблено – ведь никто, кажется, еще не забыл, что тот же Никопольский завод ферросплавов построен за деньги налогоплательщиков – наших дедов, отцов и матерей…

Впрочем, Пинчук, защищающий свое имущество - это понятно. Даже в целом критичный к олигархам политолог Виктор Небоженко относится к его проблемам с пониманием, признавая, что "Пинчук правильно делает, что сопротивляется. В том, что собственник каналов пускает по своим каналам то, что считает нужным, ничего плохого нет». Но неужели журналисты ICTV, СТБ и Нового канала тоже являются акционерами НЗФ?

На самом деле, в четверг, 1 сентября, мы увидели, что Владимир Ленин был прав, когда заявлял, что нет ничего, на что не пойдет империализм ради 350 процентов прибыли. НЗФ – это 11 процентов мирового рынка ферросплавов – и речь идет уже не о 350 процентах прибыли. Гораздо, гораздо больше. Потому и наступил момент истины для украинского телеэфира, когда олигарх, владелец трех общенациональных телеканалов, использовал весь свой медиа-арсенал для защиты крупной собственности.

Было просто смешно выслушивать пиар-менеджеров, работающих с Пинчуком, которые уверяли: речь идет просто о значимом событии, которое телеканалы ОБЯЗАНЫ освещать. ОБЯЗАНЫ кем? Так и хочется спросить: а что же вы не транслировали в полном объеме события, когда собственность забирали у других олигархов, не у Пинчука? Скажем, поломав сетку программ, дать в прямом эфире полтора часа событий на северодонецком «Азоте»? В полном объеме транслируемое собрание акционеров «Черкассыгаза» - было бы, наверное, не менее драматичным, чем прущая грудью на Никополь Инна Богословская… Ну, а главное – события в Никополе, бессрочный митинг рабочих НЗФ был напрямую, непосредственно, инспирирован (организован – если так для кого-то приемлемей) собственником этого завода, и, по совместительству, трех каналов, транслировавших конфликт! Было ли поведано зрителям в эфире ICTV, СТБ и Нового канала о том, что Пинчук, стоящий в толпе рабочих, является одновременно и собственником этих каналов? А попали ли в кадр те рабочие, которые звонили в эфир 5 канала и говорили о том, что их принуждают участвовать в акциях сопротивления? А в том, что эти рабочие не врали – у вашего автора была возможность убедиться лично, поскольку сама – родом из Никополя, знакомые нашей семьи работают на Никопольском ферросплавном, и они-то описывают ситуацию совсем по-другому, нежели мы это слышим и видим на телеканалах Пинчука…

Печально, что и власть, в лице Президента Ющенко, то ли дала себя обставить олигарху, самолично организовавшему эрзац оранжевого продукта «Майдан энд телеэфир» и нынче не без оснований считающему, что это именно он благодаря такой эффективной технологии «снял» правительство Тимошенко. То ли окружение Ющенко сознательно использовало этот пиарпродукт для сведения счетов с Тимошенко. Между тем, в итоге, в глазах шокированного обывателя как раз власть и оказалась самым слабым, напрямую использованным, персонажем в этой истории. Тем более, что так и не была дана оценка – тем же Нацсоветом: а могли ли, по условиям лицензий, задействоваться ресурсы этих отнюдь не информационных каналов для масштабных прямых трансляций из Никополя?! Мы же назовем вещи своими именами: использовав в который раз свой медиаресур «по назначению» в ситуации с НЗФ, Пинчук уже и в «помарачевой» Украине продолжает показывать пример «сотоварищам». Как иначе оценить факт выхода в эфире ICTV 19 сентября, под видом очередных «журналистcких расследований» (вспомним фильм «ПИАР» времен акции «Украина без Кучмы» на том же канале) дешевой чернопиарной заказухи «Зрада». И тем более печально, что делался этот дурнопахнущий продукт, насколько известно «ТК», силами самой «Телефабрики», на архивных материалах программы «Факты», под руководством их главного режиссера Екатерины Емец. (ICTV, как вещательная компания, своей базой имеет «Телефабрику» - компанию производящую).

Таким образом, журналисты медиахолдинга дают использовать себя и напрямую, и опосредованно: ведь никто из лично не причастных к производству «заказухи» публично против присутствия в эфире своих каналов не протестовал и не протестует. Тем самым развязывая политикам и олигархам руки, тем более, что политика и бизнес – вещи неразрывные, и, защищая свою собственность, можно, как мы уже убедились, как бы ненароком решать и политические проблемы, например, отправить в отставку чужое правительство. И все это на фоне журналистского отношения к политической заказухе в стиле «ну подумаешь, пять минут позора, зато в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо»... Увы, опыт 90-ых прошлого столетия, когда ведь не с тотальных «темников» все начиналось, а с той самой примитивной «отработки», казалось, локальных интересов владельцев газет-каналов – уже сознательно или безсознательно вновь забыт… В этом смысле показательным является тот факт, что только на одном из каналов холдинга – ICTV – по горячим следам событий выборов-2004 - были-таки приняты согласованные с собственником и топ-менеджментом принципы редакционной политики. К сожалению, они нигде не были опубликованы, но насколько известно «ТК», там, увы, нет пункта о запрете на использование телересурса собственника в его коммерческих интересах. Зато есть пункт о том, что журналисты обязуются в своей деятельности не совершать ничего такого, что может повредить интересам инвестора. В итоге, насколько осведомлена «ТК», все материалы, которые касаются этих самых интересов инвестора, курируются на телеканалах медиахолдинга непосредственно их руководителями, а не менеджерами информационных служб. Что, с одной стороны, как бы снимает ответственность с последних, а с другой – чем этот компромисс отличается от практики цензуры собственника на этих каналах в 2000-2004 годах? Только масштабом и количеством тем, «курируемых» внешними для ньюз-румов контролерами – не более того…

Впрочем, в те самые задекларированные принципы редакционной политики ICTV, наверняка, вписано и правило баланса точек зрения, подаваемых в новостях. Как и право критикуемого на ответ в этой же программе… Что, тем не менее, не мешает журналистам этих правил не придерживаться при освещении событий по НЗФ. И это ярчайшим образом демонстрирует необходимость законодательного закрепления наличия публичных принципов редакционной политики и их ВЫПОЛНЕНИЯ как условия получения телеканалами лицензии на частоты вещания и ее продления. Тогда уже соблюдение собственниками и творческим коллективом задекларированных редакционных принципов будет не только делом их совести, но и предметом контроля Нацрады по вопросам ТВ и РB.

Пока же, скажем, на Новом канале, по информации «ТК», если такие редакционные принципы и будут публично закреплены в договоре с собственником – то, скорее, по инициативе «продвинутого» менеджмента (пиар-директор канала Оксана Панасивская многие годы проработала в журналистских общественных организациях, лоббировавших эту идею!). Но не по инициативе самих журналистов! Нет движения в этом направлении и на СТБ. Так же «а вокруг тишина» и что касается создания журналистских профсоюзных первичек. Не слишком ли рано расслабились, коллеги?!

Да, конечно, при освещении событий вокруг НЗФ каналы медиахолдинга действовали с разной мерой энтузиазма. СТБ продемонстрировал самую малую готовность участвовать в пропагандистской войне – но и не без проколов. Вот, скажем, попытка сделать сюжет, сбалансированный двумя точками зрения: «Вікна-новини», 2 сентября 2005 года – есть синхроны и Елены Франчук, и Юлии Тимошенко, и Виктора Пинчука. Да, можно сказать, что два к одному, но все-таки. Вот прилично выглядящий материал в «Вікна-новинах» за 5 сентября: «Голову Фонду держмайна Валентину Семенюк звинуватили у злочинній змові. Вона начебто збирає гроші на виборчу кампанію соціалістів коштом чинних господарів Нікопольського заводу феросплавів. Таку різку заяву зробив Геннадій Корбан, котрого пов'язують із фінансовою групою "Приват". Він заперечив твердження Семенюк, що понад 50% акцій Нікопольського заводу не належать державі. Як доказ він продемонстрував виписку з реєстру. Водночас, пані Семенюк о 6-ій вечора підтвердила "Вікнам", що на рахунку Фонду держмайна відповідного пакету акцій не було. Також голова Фонду заявила, що не хоче бути "розмінною монетою" в міжкланових з'ясуваннях». Но вот - и классика «мочения», прокол главреда информационного вещания СТБ Юрия Горбаня: «Вікна-новини», 9 сентября 2005 года, в студии Ирина Ванникова. «СТУДІЯ: Учасники мітингу на Нікопольському феросплавному заводі підтримали рішення Президента про зміну уряду. Мітингувальники вважають, що на зміну репреватизаційній гонитві в Україну прийде стабільність. А нова консолідована владна команда служитиме інтересам народу. Замість мітингування робітники хочуть працювати, хоча на майдані перед заводом все ще чергують. Акціонери ж підприємства називають нікопольський майдан однією з причин відставки уряду. СИНХРОН: Віктор ПІНЧУК, народний депутат України: "Я считаю, что никопольский майдан просто вскрыл нарыв. То есть, я считаю, что это был настоящий катализатор. Если пользоваться вот образами какими-то спортивными, то я считаю, что Президенту был дан очень точный пас и президент забил гол". И - никакого намека на вторую точку зрения. Увы, таких примеров в эфире СТБ можно-таки обнаружить немало.

Новый канал применял более тонкую, чем СТБ, и поэтому более эффективную манипуляцию общественным сознанием. В качестве примера берем выпуски «Репортера» за 30 и 31 августа.

Вот выпуск за 30 августа. В студии – Оксана Гутцайт. Автор сюжета Михаил Шаманов. Сам сюжет: «Корпорація "Інтерпайп" – головний інвестор Нікопольського заводу феросплавів – збирається боротися за підприємство до кінця. Як заявив народний депутат Віктор Пінчук, "Інтерпайп" братиме участь у новому приватизаційному конкурсі на НЗФ, якщо такий відбудеться. Те, що відбувається з підприємством зараз, Пінчук називає правовим нігілізмом і політичною помстою нової влади своїм опонентам.

СИНХРОН: Віктор ПІНЧУК, народний депутат: "…Вы ж знаете это ж средство – хлеба и зрелищ. Когда не могут дать хлеба, а вы видите, что это правительство не может дать хлеба, ну в широком смысле слова, экономический спад, значит, есть зрелище. А зрелище что это? Отбирание собственности".

РЕПОРТАЖ: Самі ж працівники заводу кажуть, що після можливої зміни власника можуть втратити всі соціальні гарантії та залишитися без зарплати, яку їм стабільно платить теперішній інвестор.

СИНХРОН: Віктор ДОРОХОВ, керівник зміни плавильного цеху: "Я вот сейчас собираюсь в октябре месяце идти в отпуск и вот не знаю, получу ли я оздоровительные. Это большая… это почти больше, чем зарплату, я получу оздоровительные".

РЕПОРТАЖ: Тим часом, у місті Орджонікідзе інший акціонер – група "Приват" – вкотре намагалася провести збори акціонерів. Знову безрезультатно. На збори не з’явився представник Фонду держмайна, без якого зібрання є нелегітимним. Станом на сьогодні ФДМУ ще не отримав акції Нікопольського заводу феросплавів. За інформацією "Укрсоцбанку", власником пакету НЗФ – 50% плюс одна акція – є ПФК "Придніпров’я". Наразі існує декілька рішень судів різних інстанцій стосовно НЗФ, які суперечать одне одному. Остаточну крапку може поставити Верховний Суд України. Його рішення оскарженню не підлягає».
Хоть-бы для приличия дали синхрон кого-то из «приватовцев», что ли…

31 августа – в студии ведущая Оксана Гутцайт. Сюжет – журналиста Александра Курбатова. Все построено по законам манипулятивного жанра: первым имеет слово рабочий Роман Матюшенко, «Я боюсь, что мы будем сидеть без денег. Сейчас мы хоть получаем там тысячу-полторы, ну, немного, я считаю, может, больше будем получать. Я боюсь, что мы вообще не будем получать денег» (дескать, главное, чтобы «бабки были», кто собственник - неважно). Вторым синхроном идет «поддерживающая» рабочего представительница контролируемого Пинчуком профсоюза: «Мы считаем, что если люди работают, люди зарабатывают деньги, содержат свои семьи, им хорошо, действительно, лучше, чем даже было при Союзе, то я считаю, что людей трогать не надо». «Людей» трогать не надо, ясно? И мы даже видим Виктора Михайловича среди этих «людей»! А вот и Виктор Михайлович: «Объяви, государство, у тебя будет пакет, объяви собрание, проведи его на Никопольском ферросплавном заводе открыто, объяви его за 45 дней, проведи здесь – и тогда будет все нормально, все будет честно. Я вам даю слово, что я приму любое решение, но потом, если будет этот пакет выставлен на конкурс, я приму участие в этом конкурсе и сделаю все, чтобы выиграть. И чтобы мы были вместе и дальше». А вот и мнение противоположной стороны – зам. министра промполитики Сергея Грищенко: «Если при выполнении решения этой службы надо будет прибегнуть к помощи силовых структур – то в пределах тех полномочий, которые возлагаются на эту службу по привлечению этих структур, в пределах тех полномочий, которые даются нашим силовикам, я не сомневаюсь, что будет сделано все необходимое». Улавливаете суть освещения событий? Не о выполнении решения суда по НЗФ идет речь, а лишь о применении силовиков? (Но если кто-то думает, что выхолащиванием синхрона можна добиться того, что телезритель не распознает манипуляцию, то он ошибается)… И после этого – идет прямое включение Гудцайт с Курбатовым, из которого ясно, что ситуация «не поменялась», и опять «финал оперы»: «Богословська звинуватила прем’єрку Юлію Тимошенко в корупційних зв’язках із «ПриватБанком». И никакого ответа от Тимошенко. Игра в одни ворота.

Такое освещение событий вокруг НЗФ, увы, было для Нового канала скорее правилом, чем исключением.

Но теперь о флагмане процесса, канале ICTV. «Факты», 23 августа, в студии ведущая Оксана Соколова. Автор сюжета Сергей Якович. Сюжет о том, что «прокоментував Порошенко і листи бізнесмена Ігоря Коломойського до МВС, СБУ та Генпрокуратури, у яких керівник бізнес-групи "Приват" звинуватив Порошенка у рекеті для власного збагачення спільно з російським бізнесменом Костянтином Григоришиним. Усі звинувачення секретар РНБО вважає вигадкою. СИНХРОН: Петро ПОРОШЕНКО, секретар Ради національної безпеки та оборони України: "Ніколи я не маю, не мав і не збираюсь мати жодних спільних бізнесів ні з Коломойським, ні з Григоришиним. Якщо Григоришин це стверджував, я подам на нього до суду". РЕПОРТАЖ: Цілковитою брехнею назвав Порошенко і звинувачення у лобіюванні інтересів консорціуму ІМС, який володіє Нікопольським заводом феросплавів. До того ж, за словами секретаря РНБО, феросплавні заводи Запоріжжя та Стаханова, активами яких володіє "Приват", купили за заниженою ціною. СИНХРОН: Петро ПОРОШЕНКО, секретар Ради національної безпеки та оборони України: "Я вітаю ініціативу пана Коломойського про те, що він хотів би перерахувати 300 чи 400 мільйонів до бюджету за феросплавний завод. Я б і ще раз вітав би цю ініціативу, якби було бажання доплатити за заводи, які йому належать, і які були також за безцінь сьогодні приватизовані в такий спосіб". РЕПОРТАЖ: Свою честь і гідність Порошенко відстоюватиме у суді». Даже намека нет на то, чтобы взять точку зрения Коломойского…

«Факты», 25 августа, в студии Оксана Соколова. Студийная подводка к сюжету: «Не вщухає судовий спір щодо законності придбання Нікопольського заводу феросплавів. Сьогодні Вищий Господарський суд України відновив слухання скарги власників підприємства і консорціуму "Придніпров’я". В ній консорціум просить колегію скасувати постанову Апеляційного Господарського суду, яка 25 липня цього року визнала незаконною приватизацію НЗФ та зобов’язала консорціум повернути контрольний пакет акцій підприємства державі. На сьогоднішньому засіданні судді встановили, скільки часу виступатимуть представники сторін. Проте, це викликало обурення з боку адвокатів "Придніпров’я" і стало причиною трьох відводів судової колегії. Утім, усі відводи суд відхилив. Наразі слухання триває. СИНХРОН: Олексій РЄЗНІКОВ, представник консорціуму "Придніпров’я": "Я тепер вже не виключаю, що суд налаштований проголосити рішення сьогодні або, в крайньому випадку, завтра зранку. Оскільки іншим представникам сторін вони, там, дали від 3-х до 10-ти хвилин. Очевидним є, що суд намагається як можна швидше дослухати цю справу". Где намек на вторую точку зрения?

«Факты», 26 августа, в студии Оксана Соколова. Автор сюжета Александр Ильиных. Есть синхроны Алексея Резникова, адвоката консорциуму "Приднепров’я" ("Так, як швидко, майже до ночі, розглядався цей спір, говорити про те, що суд підходив об’єктивно до розгляду цієї справи, на мій погляд, немає такої можливості. А судова система, на жаль, працює не як незалежний орган влади, а як виконавчий орган влади"), Руслана Кирилюка, представителя Кабмина ("Я вважаю, рішення повністю законне, тому що суд дійсно дослідив суть питання, суд з'ясував, що умови конкурсу були дискримінаційними"). И, конечно, синхрон независимого политолога, который… ну, конечно же, также поддерживает точку зрения Пинчука: «Олексій ПЛОТНІКОВ, доктор економічних наук: "Можливо, це найбільша помилка діючої влади – що почався процес реприватизації. Перші кроки влади і вони пов’язані з тим, що почався переділ власності, це такий дуже яскравий показник для світового економічного співтовариства, для західних інвесторів, що з цією державою важко робити справи"…

А ведь еще месяц-полтора назад Виктор Пинчук всеръез рассматривал вопрос продажи Нового канала и СТБ, с тем, чтобы оставить у себя только любимую игрушку Елены Франчук - ICTV, да и то намекалось, что и он, как готовый политико-информационный ресурс, может быть тоже со временем продан… ну, скажем, той же Тимошенко, которой он точно не помешает! Жизнь внесла коррективы. «Детектор медіа» доподлинно известно, что именно после войны за НЗФ Пинчук сообщил топ-менеджменту каналов, что продавать ничего не будет. Медийное «оружие» в войне за собственность доказало свою суперэффективность, а воевать ведь еще есть за что! Так что, надо думать, и впредь три канала Пинчука ПОЛИТИЧЕСКИ будуть выступать в роли единого кулака.

А вот что касается БИЗНЕСА – то представлять сейчас медиахолдинг ICTV, СТБ и Нового канала как единое целое – это, утверждают источники «ТК», действительно некая условность. Генпродюсер ICTV Александр Богуцкий должен был, заменив Александра Ткаченко, возглавить весь медиахолдинг. Были попытки как писала и «ТК», сосредоточить в одних руках и закупки для всех трех телеканалов, и наладить общее программирование. Однако, если попытки «нишевать» телеканалы по возрасту аудитории, в целом, увенчались неким результатом (СТБ ориентировали на зрелую аудиторию 35+, с упором на познавательно-публицистическое вещание, с мощной линейкой документалистики, Новый – молодежный, «яскравий» канал, ICTV – для активных людей от 25, интеллектуально-продвинутый, влиятельный). То попытка избежать конкуренции внутри самого холдинга провалилась, и, как уверяли офф-рекордс «ТК» представители разных каналов Пинчука, все они теперь уже чуть ли не в открытую будут конкурировать друг с другом. Скажем, точно известно, что одной из главных задач ICTV Богуцкого является обогнать по рейтингам Новый канал и войти в тройку лидеров, вслед за «Интером» и «1+1».

В свою очередь, Новый канал стремится сейчас наверстать упущенное в период непонятного позиционирования канала, вплоть до заявлений о

прекращении производства собственных новостей, звучавших в конце 2004 года, и догнать по производству собственного продукта рванувший в этом смысле вперед «оранжевый»… Достаточно условно и руководство Богуцким всеми телеканалами холдинга. По сути, все держится на одном, правда, существенно важном моменте: все закупки на телеканалах медиахолдинга идут все же через Богуцкого, однако это как раз и вызывает постоянную ревность менеджеров СТБ и Нового, полагающих, что все самое лакомое таким образом уходит ICTV. То есть, создать медиахолдинг как целостную бизнес-систему без внутренних противоречий менеджерам Пинчука пока не удалось.

Тем не менее, телеканалы, входящие в условный медиахолдинг, развиваются. Ввиду несовершенного украинского медийного законодательства, в котором не прописаны нормы по владению СМИ афилированными структурами, и отсутствия даже попыток новой власти, в том числе представителей ее в парламенте, как можно скорее вносить соответствующие изменения это несовершенное законодательство, Виктор Пинчук может еще долго не беспокоиться о сохранности своей медиасобственности. Ведь по документам все его каналы принадлежат разным юридическим лицам.

По уверениям топ-менеджеров, все каналы, входящие в холдинг Пинчука, приносят прибыль. Все начинают больше внимания уделять производству собственного продукта – не в последнюю очередь это стало модным на нашем рынке в связи с ужесточением контроля Нацрады за выполнением каналами условий лицензий. Также в хозяйстве Пинчука любят приглашать для консультаций самых разнообразных зарубежных экспертов. Они, как рассказали «ТК» источники из холдинга, также насоветовали менять стратегию развития: переходить от принципа «кинобудки», от трансляции «трехкопеечного», дешевого и по цене, и по качеству закупленного продукта – к созданию собственных и покупке «жирных», представительских проектов, которые призваны поменять имидж телеканалов холдинга, и в первую очередь – ICTV. «Оранжевый» канал должен стать со временем респектабельным, влиятельным, на что денег сейчас, говорят, Пинчук жалеть не будет.

Телеканалы Новый, СТБ и М1 на 2006 год заключили договора на продажу рекламы с созданным в 2004 году домом продаж «Стиль С+», входящим в группу компаний «Стиль С», контрольный пакет акций которой принадлежит ЗАО «Украинская независимая ТВ-корпорация» (телеканал «Интер»). Нынче проводится расследование отношений между «Интеррекламой» и «Стиль С+» на предмет недопущения нарушений антимонопольного законодательства этими «родственными» структурами. Впрочем, по уверениям представителей этих каналов, «Стиль С+» и впрямь предложил им более выгодные условия, чем на 2006 год готова была предложить «Интерреклама», и это и есть настоящая причина, без всякой связи с расследованием Антимонопольного комитета, перехода этих телеканалов в новый дом продаж. Напомним, что в ноябре 2004 года телеканалы, входящие в условный медиахолдинг Виктора Пинчука, подписали контракт о продаже рекламных возможностей с "Интер-рекламой", рыночная доля которой, соответственно, выросла до 58%).

Канал ICTV, как и в прошлом году, свои рекламные возможности будет продавать через «Интеррекламу». Причем, как говорят, на еще более выгодных условиях, чем Новый и СТБ в «Стиль С+» - традиционно для холдинга самые выгодные условия создаются все же любимому детищу семьи Пинчука-Франчук.

По заверениям абсолютно всех сотрудников всех трех телеканалов, с которыми «ТК» удалось переговорить, вот уже примерно год всю зарплату они получают как абсолютно «белую», со всеми вычетами, пенсионными и страховыми взносами и т.д. Что, кстати, позволило медиахолдингу Пинчука не допустить повального оттока журналистских кадров, когда зарплатную революцию в телепространстве страны устроили «новички» - сначала НТН, а затем К1, поднявшие цену профессионалов чуть ли не вдвое, а то и втрое. Многих людей удержали в медиахолдинге именно очевидные выгоды официальной белой зарплаты.

Идет техническое перевооружение телеканалов холдинга Пинчука. Программа того же Савика Шустера «Свобода слова» - безпрецедентная и по техническому оснащению, и по вложенному общему бюджету, и по, как говорят, оплате труда ведущего (называют сумму в 50 тысяч $ в месяц, которые, как и Киселеву, платит сам Пинчук лично, не из денег, заработанных ICTV).

Немецкие маркетологи насоветовали, говорят, менеджерам каналов, входящих в холдинг, кучу интересных вещей – начиная от новой «одежки» (дизайна) до, скажем, выстраивания и промотирования эфирной продукции по слотам, завязанным на дни недели («перчена п’ятниця», «сімейна неділя» і т.д.). Чужой продукт приобретается как в России, так и в США, причем делается упор на закупку не только программ, но и форматов, чтобы через несколько месяцев запускать уже собственный лицензионный продукт (так, например, должно быть с проектами «Тачка на прокачку», «Свадьба за 48 часов» на том же Новом).

ICTV вот-вот представит на суд зрителей свое «Утро», одной из ведущей которого будет Маша Ефросинина, а также еще целый ряд ток-шоу – опять-таки, дорогих, имиджевых, одно из них будет сниматься на базе известной польской студии-продакшн. Режиссер Алла Липовецкая, запустившая в свое время немало удачных развлекательных проектов на «1+1», теперь призвана - в качестве продюсера и режиссера равлекательного блока ICTV - обеспечить и этому каналу хорошую репутацию.

Тем более, что провальные рейтинги (менее 2 процентов) двух первых программ «Свободы слова» с Савиком Шустером – самого громкого проекта ICTV в этом телесезоне, на который Пинчуком возлагается много надежд – на третьей программе поползли-таки чуть-чуть вверх (2,7 %, по данным GFK-USM). Некоторая неадекватность Савика Шустера к политической ситуации в Украине, его «заторможенность» - которые очевидны всем – вполне возможно, будут нивелироваться степенью «горячести» политических украинских событий, которая будет подвигать телезрителей к вниманию к дискуссионной программе, на ринге которой встречаются лоб в лоб оппоненты. Если никакой другой канал не сподобится на подобное шоу (а интеровский проект «Подробности из первых уст» в силу своей многолюдности и нетехнологичности не вытягивает на резонансную программу), и если все-таки каналу удастся решить проблему прихода в эфир первых лиц, то, надо думать, с рейтингами «Свобода слова» подтянется.

Новый канал надеется разрешить все неурядицы с Нацрадой по вопросам ТВ и РВ, и, несмотря на имеющиеся предупреждения каналу – уверен в продлении главной своей, киевской, лицензии, срок которой истек в этом году. По последним заявлениям Нацрады, мониторинг Нового показывает позитивные изменения и в вопросе выполнения лицензионных условий по созданию собственного продукта, включая информационный, и в вопросе выполнения Закона о языке.

Уже принято, по словам Ирины Лысенко, главы правления Нового канала, решение об увеличении количества новостных выпусков. В частности, вновь появится ночной «Репортер». Конечно же, на Новом канале тяжело пережили все перетурбации после ухода Александра Ткаченко, с которым канал покинули почти 40 человек, из которых часть затем вернулась. Тем не менее, несмотря на некоторые неудачи в программировании (после успешного повтора «Солдат» затем последовал провал латино-американского комедийного мыла «Семейка Роландов»), канал удерживает третье место среди общенациональных вещателей. Любопытным представляется намерение Нового создать собственную политическую программу. В формате позиционирования Нового как яркого молодежного канала, еженедельник «Бачили очі» будет аналитико-развлекательным шоу, ведущими которого станут куклы. Сценаристом проекта приглашен Юрий Луканов.

На СТБ запущенное в начале сезона шоу «Вопросы для чемпионов» пока не вытягивает обещанные рейтинги. В то же время, СТБ был единственным сетевым каналом, чьи показатели возросли летом-2005…

В общем, на телеканалах условного медиахолдинга идет текущая работа, направленная на решение проблемы собственного качественного производства и совершенствования позиционирования каналов по целевой аудитории. И увы, пока что не видно особых усилий по решению другой, не менее важной, проблемы – недостатка «лиц», практически, на всех трех каналах. Лучше всего с этим обстояли дела в свое время у Нового – однако с уходом в разное время Маши Ефросининой, Юрия Горбунова, Андрея Шевченко, Иванны Найды, Павла Кужеева, Лидии Таран и др. «обезличивание» канала налицо. Не закрывают все «дыры» и Елена Фроляк, Ивана Коберник (недавно родившая ребенка), Игорь Мирошниченко, «варяги» Дмитрий Киселев и Савик Шустер на ICTV. После ухода Ирины Ванниковой, Игоря Татарчука, Романа Скрыпина «оголились» «Вікна-новини» СТБ… Как приживутся Ефросинина и Горбунов в эфире, соотвественно, ICTV и СТБ – тоже пока вопрос. Между тем раскруткой своих ведущих, новых и старых «лиц», в медиахолдинге занимаются явно недостаточно.

И все же, самое главное – это «проблема Никопольского ферросплавного», которая сама по себе доказывает, как шатка собственно телевизионная, а не политическая составляющая «жизни» медиахолдинга Пинчука… В таких условиях топ-менеджменту приходится прикладывать массу усилий, чтобы выглядить прилично. В том числе и эту цель, наверняка, преследовали, выпуская в свет «Свободу слова» с Савиком Шустером, осуществляя полную трансляцию дебатов кандидатов в канцлеры ФРГ Меркель и Шредера. Неизвестно только, насколько Шустер осознает, а немецкие политики знают о своей малопочетной роли быть «довесками» к собственности Виктора Пинчука…

Ведь, несмотря на кажущееся удачным разрешение для Виктора Пинчука ситуации с НЗФ, не будем забывать, что этот завод – далеко не последнее, что практически задаром получил в свое время зять от Папы. А это значит, что медиахолдинг – и его журналисты – по-прежнему являются заложниками бизнес-интересов своего Хозяина. Хватит ли у них гражданского мужества перестать быть «пушечным мясом»? И хватит ли политической воли у власти не только на демонополизацию телепространства страны, но и на создание условий, при которых, наконец-то, чистая профессиональная репутация - а не умение классно исполнять «чего изволите?» - станет их главным бизнес-капиталом, главным условием и реальной востребованности, и достойной оплаты труда. Извините, но «темникотворец» Игорь Шувалов на «Киевской Руси» Васильева - это одно. Но «темникотворец» Александр Качура, обслуживающий НСНУ под руководством Николая Мартыненка – это другое. Еще приводить примеры?..

Наталья Лигачева, «Детектор медіа»

Читайте также:

Нікопольське телешоу Пінчука. Богословська стане груддю

Запитання «Детектор медіа»: 1 вересня одразу на трьох каналах (ICTV, СТБ, Новий канал) йшла пряма трансляція подій із Нікополя навколо НФЗ. Як ви оцінюєте факт використання загальнонаціонального ефіру в приватних інтересах власника цих каналів?

Недитячі іграшки

Беспристрастная ложь объективизма

Не більше трьох каналів в одні руки?

Месія і лиходійка - містерія на ICTV

Медвежа послуга

Юрій Горбунов: В телешоу "Запитання для чемпіонів", на відміну від "Першого мільйона", час має значення»

Савик Шустер: «Взаимодействуя с властью, не давать этой власти делать все, что ей вздумается»

Савик Шустер нашел для себя «новую площадку»

ТЕХНІЧНА РЕВОЛЮЦІЯ В УКРАЇНСЬКИХ НЬЮЗ-РУМАХ Частина І. Новинні редакції найбільш рейтингових телеканалів

Мердок по-украински

Новый ищет новые лица в новости

В оппозицию к президенту Ющенко Виктор Пинчук не пойдет. Новый канал продавать не будет

Виктор Пинчук пообещал двухмесячную компенсацию и тем журналистам Нового канала, которые примут решение остаться в новых-старых новостях

Новини на Новому залишаються

Нацрада оголосила результати моніторингу Нового каналу Нацрада винесла попередження Новому каналу. Розгляд порушень на ICTV перенесено

На рекламном рынке очередной передел

Рекламное время украинские телеканалы будут продавать самостоятельно

Год на распутье

"Интер-Реклама" стала монополистом?

PR – дубль второй

Хаоса не будет. Будет новая структура рынка

Визначено останній день роботи новинної служби Нового каналу – 31 грудня

Обзор телерынка, лето 2005

Обзор телерынка, первое полугодие, 2005

Обзор телерынка, первое полугодие, 2005

Телерынок Украины: год начался с изменений

Чарльз Кловер відповів В.Чемерису

Владимир Чемерис обвиняет Чарльза Кловера во лжи

На телеканалi ICTV вважають неправильним розглядати фiльм "PR" як "компонент полiтичної боротьби" – Д.Кисельов

“PR”: чергова порція
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
«Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
1522
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду