СТБ и дети: доколе?
9 марта на канале СТБ показали очередной выпуск программы «Я соромлюсь свого тіла» — обычный выпуск о слишком растянутых грудях, неправильной формы пупках, мужьях, которые в качестве мотивации рассказывают женам, что они «жирные твари», и т. д. Необычным он был только потому, что в эпизоде фигурировал ребенок — 14-летний мальчик Олег, который стал одним из героев этого и последующих выпусков.
Эпизоду предшествовал анонс, в котором сообщалось, что мальчик хочет покончить с собой, «бо нащо жити, коли щодня у школі на очах у всіх хлопців ти змушений робити це як дівчинка». Также зрителей на фейсбук-странице проекта, где был размещен проморолик, уговаривали не пропустить «ошеломительную премьеру» эпизода, в которой покажут мальчика, «статевий член якого нагадує решето — весь у свищах і шрамах». Уж конечно, такой член ошеломляет.
У СТБ довольно долгие и сложные отношения и с Нацсоветом, и с активистами-общественниками в связи с удивительной, можно даже сказать, ошеломительной настойчивостью, с которой канал не хочет сохранять приватность своих несовершеннолетних героев.
В данном случае, как следует обязательно упомянуть, поскольку именно на законность и соблюдение всех норм обычно напирают представители канала — никаких нарушений законодательства не было. Разрешение на съемку дала мать, она законный представитель мальчика Олега и имеет на это право.
И ее даже можно понять: мальчик имел врожденные проблемы мочеполовой системы. У него была паховая грыжа, крипторхизм и, собственно, стволовая гипоспадия — это, не вдаваясь в подробности, такое устройство члена, при котором мочеиспускательный канал находится на стволе пениса, а не там, где положено. Из анонса неясно, что мама все эти 14 лет пыталась решить проблему сына, а не сидела, сложа руки. Но в программе четко указано, что бедный подросток перенес восемь операций под общим наркозом, и еще двенадцать под местным, но становилось только хуже. Поскольку, видимо, — об этом в программе как-то неясно сказано, — первая операция была настолько неудачно сделана, что повлекла за собой резкое ухудшение состояния тогда еще шестилетнего мальчика. Но врачи врачей не ругают, так что в программе предпочли молчать о том, какова ответственность предыдущих 20 хирургов, или сколько их там было — в том, что мальчик живет в таком состоянии.
После выяснения всех этих подробностей понятно, почему мать пошла на крайний шаг — и решила обратиться с такой деликатной проблемой сына на телевидение. И — будем надеяться — ее отчаянный поступок будет иметь смысл: пока в программе мальчика только осмотрели и прооперировали, как будет развиваться его история, зрители узнают только в следующих выпусках.
Но вот чего нельзя понять — так это мотивы СТБ, которые на всю страну, в подробностях, на весь экран сначала показывают самого мальчика, его лицо, его слезы — а затем так же подробно дают разглядеть свищи на члене, мошонку в шрамах, рассмотреть яичко одно крупнее другого. И это при том, что СТБ и в ролике, и в самом эпизоде неоднократно подчеркивало — даже с избытком, — что у мальчика проблемы в школе, поскольку над ним смеются из-за того, что ему необходимо писать сидя — иначе через все эти отверстия в пенисе он заливает себя мочой. Мальчик говорит, что один раз его обсмеяли в мужском туалете в школе — несколько лет назад. То ли после одного этого эпизода, то ли они повторяются регулярно, но парень даже намеревался вскрыть себе вены.
То есть понятно, что школьники, его окружающие, не отличаются толерантностью, состраданием и тактом — как и большинство школьников во всем мире. И раз уж парня довели до суицидальных настроений, высмеивая его манеру мочиться, то не надо обладать богатым воображением, чтобы понять, что может происходить с ним после выхода программы. В которой показали и два осмотра у врача, и полную операцию на его половом органе — вдруг кто-то в предыдущие разы не разглядел чего-то.
Теперь к школьникам прибавятся соседи — если они не были в курсе — просто прохожие на улице с хорошей зрительной памятью, сотрудники на работе, продавщицы в магазине около дома. И, глядя на фейсбучные перепалки, где люди с высшим образованием, хорошо зарабатывающие, часто проходившие тренинги по толерантности, опускаются до таких омерзительных издевательств над людьми всего лишь с другой точкой зрения — можно только представить, чем грозит такая программа для мальчика, в окружении которого наверняка есть и люди, не скрывающие своей ксенофобии и даже не знающие этого слова. И реакцию мальчика тоже легко можно представить: в 14 лет мало кому жизнь кажется прекрасной, многим — полным отстоем даже без дырок в члене и издевательств сверстников.
Конечно, СТБ снова заявит, что все законно — и мать дала разрешение, и юристы правильно составили контракт. И, конечно, представители канала скажут, что они помогли мальчику, ему двадцать операций сделали, и только хуже все становилось, а вот на СТБ все исправили. И все это, конечно, верно. Но ведь можно же было просто заблюрить лицо мальчика? На рейтинги ведь закрытое лицо не повлияло бы, верно? Программу же смотрят именно потому, что хотят разглядеть перекошенный пупок или свищ в мошонке — так что не такая уж важная деталь, это лицо. И его можно было бы закрыть. Не потому что закон, не потому что контракт и мать дала разрешение — а просто так. Из сострадания и милосердия. Чтобы помочь парню не только мочиться стоя, а еще и жить нормально.