Юлия Мак-Гаффи: «Очень раздражает, когда спрашивают, разместим ли мы их пресс-релиз»
Юлия Мак-Гаффи: «Очень раздражает, когда спрашивают, разместим ли мы их пресс-релиз»
Юлия Мак-Гаффи возглавляет один из «самых старых» украинских сайтов - Корреспондент.net. 10 лет его истории - это, по сути, 10 лет становления украинского информационного интернета.
Сама же Юлия охотно рассказывает, что главное в работе редактора - правильная кадровая политика и настройка рабочего процесса, а когда все выстроено правильно - то тогда и у редактора ресурса, который обновляется 24 часа в сутки, найдется время на семью, кино и бассейн. Немного личного: муж у Юлии - британец (экзотическая фамилия от него), а бассейн и кино она просто обожает.
- Юлия, в следующем году сайту исполняется 10 лет. Сильно ли изменился формат за этот срок?
- Как раз в 2010-м будет десять лет сайту, ровно столько же я работаю в компании. Я пришла сюда в 23 года, международным редактором, ушла в журнал «Корреспондент», а после вернулась на сайт уже в новом качестве - главным редактором. Что касается форматов... С момента основания мы старались не зацикливаться на украинской политике, хотя это вещь интересная, но только до поры до времени. Сайт Корреспондент.net работает в формате general news. Нас всегда отличало наличие новостей обо всем, а не только о том, что происходит в треугольнике на Банковой и Грушевского. Это сугубо новостной сайт, который работает 7 дней в неделю, 24 часа в сутки, это не политический, а информационный ресурс.
Сайт, конечно, очень изменился, и, я считаю, в лучшую сторону. Три года назад мы перешли на формат «24 часа в сутки». Раньше если случалось что-то из ряда вон выходящее в ночь с пятницы на субботу или с субботы на воскресенье, то мне приходилось быстро мчаться туда, где есть интернет, и ставить новость. А сейчас у нас люди работают посменно.
Кроме того, изменился читатель. Теперь он за информацией идет в интернет. Кстати, толчком к этому стали очень важные события, происходившие одновременно с нашим становлением: теракт в США 11 сентября 2001 года, акции «Украина без Кучмы», Оранжевая революция.
Дизайн наш менялся несколько раз. Последние три года это происходит где-то раз в год. Кстати, сегодня (21.11.09, ТК) мы вышли с новым дизайном. Сегодня мы поменяли главный вид стартовой страницы для того, чтобы сделать сайт немного короче - он был длинноват.
Конечно же, увеличилось количество рубрик и подрубрик. Новостные рубрики, в принципе, не изменились, они всегда были стандартными - «Украина-политика», «Украина-события», «Бизнес», «Киев», «Мир» и так далее вниз к развлекательному сегменту. Приблизительно за последние четыре года у нас появилось очень много нового, например, разделы фотогалерея и видео. Чуть больше года назад появился раздел «Я - корреспондент», это такой сайт в сайте, минипортал гражданской журналистики. Мы сами удивлены, сколько людей принимают в нем участие. Перед выборами у нас появился раздел «Мера правды». Это очень популярный формат, когда читатели и редакция дают оценку политикам на уровне «правда-неправда», он был достаточно распространен во время предвыборной кампании в Соединенных Штатах. Мы его адаптировали, естественно, под местные реалии, и люди неплохо голосуют. Правда, там, наверное, очень сильно представлены штабы кандидатов в президенты, но я думаю, что настоящих пользователей все же больше. Постоянно появляется что-то новое, вот на этой неделе у нас запускается еще один подпроект «Анекдоты и карикатуры».
- А интернет-телевидение не хотите запустить, как «Детектор медіа» «Телятину»?
- Я видела много выпусков «Телятины», но мы все-таки работаем в новостном формате. Мне кажется, что интернет-телевидение потребует много каких-то дополнительных усилий, а хотелось бы все-таки концентрироваться на своем. Зато мы делаем многое другое. У нас достаточно неплохой чат на Корреспондент.net, на котором побывали очень многие украинские политики и звезды шоу-бизнеса. Мы его проводим лет пять или шесть, там была веб-камера, а сейчас мы запустили еще и прямую онлайн-трансляцию. Мы стараемся быть мультимедийными и интерактивными. Если раньше была просто новость, то сейчас это новость и еще масса элементов к ней.
- Как сотрудничают редакции сайта и журнала?
- Это два совершенно разных проекта. У нас две разные редакции. Естественно, мы поддерживаем друг друга, чем можем, например, анонсируем материалы. Журнал появляется в пятницу, и мы всегда делаем из статей, которые, как мы считаем, несут в себе интересную новостную составляющую, небольшие новости, в конце которых пишем: «Больше читайте в журнале "Корреспондент"». Для нас это оригинальный контент, для журнала - промо. У нас есть рубрика «Интервью эксклюзив», в которой через неделю после выхода журнала появляются самые интересные его интервью в полном, а не в сокращенном для журнальной версии объеме.
- За десять лет на украинском рынке появились еще несколько больших общественно-политических сайтов. Что изменилось в этом бизнесе, по вашему мнению, с 2000 года?
- Во-первых, я не бизнес-персона. Я занимаюсь не бизнесом, я редакционной составляющей. Могу сказать, что за 10 лет на рынке появилась конкуренция. Стало очевидно, что этот бизнес приносит деньги, при чем деньги неплохие. А у читателя появился выбор, что и где читать.
- Кого вы считаете своими конкурентами?
- Наверное, это «Украинская правда», «УНИАН», «Обозреватель», это сайт газеты «Сегодня», сайт «Подробности».
- По вашему мнению, создать такой сайт, как ваш, сейчас намного дороже, чем в 2000-м году?
- Не знаю, дешевле или дороже, я вообще не ведаю никакими финансовыми вопросами. Мне кажется, что создать новостной сайт, может быть, и несложно, гораздо сложнее сейчас выбиться в лидеры: рынок заполнен.
- Что вы думаете по поводу регистрации интернет-изданий в качестве СМИ?
- Я уже неоднократно отвечала на этот вопрос. Очень многие говорят, что этого делать вообще никогда-никогда нельзя и воспринимают это как абсолютное зло. Мне кажется, что интернет-издания уже давно являются СМИ, очень популярными, очень читаемыми, очень влиятельными. И, конечно же, они должны считаться СМИ, потому что иногда доходит до смешного. Коллеги с менее известных ресурсов жалуются, что их до сих пор не хотят аккредитовать на какие-то мероприятия, потому что они не медиа. Я ничего не имею против регистрации, но, естественно, это не должно использоваться как инструмент давления.
- Какими инструментами пользуется ваш сайт, чтобы повысить уровень посещаемости?
- У нас очень хорошая оптимизация в Google, кроме того мы занимаемся раскруткой на своих собственных сайтах. Ничем другим для раскрутки сайта мы не пользуемся и принципиально никогда не пользовались. Мы просто за счет каких-то новых функций, новых сервисов, нового контента, новых проектов стараемся наращивать посещаемость. Потому что мы хотим оставаться лидером, и собираемся удерживать эту позицию еще долгое время. Но я бы не называла это борьбой, мы просто работаем.
- Какие проблемы этики интернет-изданий, по вашему мнению, сейчас самые актуальные?
- Воровство информации без ссылок.
- Вы как-то с этим боретесь?
- Если со всеми бороться, то мне придется сидеть целый день на телефоне и ругаться. Но время от времени боремся.
- Какой доход вы получаете от рекламы? Какую часть вашего бюджета составляют рекламные поступления?
- Данная информация является коммерческой тайной, и мы ее не публикуем и не оглашаем. Информацию в целом о своих доходах, которую мы публикуем как открытое акционерное общество, можно найти в интернете и прессе, она публичная. И еще важный принципиальный момент: я не рекламщик. Хотя приблизительно знаю, сколько стоит реклама на сайте. Это, кстати, написано в открытом доступе на сайте KP Media. У нас очень большая компания, много отделов, достаточно четко разделены обязанности. У нас в этом смысле все отдельно, редактор не должен заниматься рекламой, и, я считаю, что это большой плюс.
- Сайт Корреспондент.net - рентабельный бизнес?
- Несомненно. Насколько я знаю, он далеко неубыточен, а наоборот. Но рассказывать о цифрах - не моя компетенция.
- Есть ли другие виды зарабатывания денег на сайте, кроме рекламы?
- Да, у нас есть официально платный проект, который называется «Бизнес час». Его суть в том, что представители бизнеса отвечают на вопросы аудитории, но это не чат. Иногда за то чтобы попасть на наш чат, нам предлагают деньги, но мы не берем. Участие в чате обусловлено интересом аудитории к тому или иному человеку, новостным поводом.
- Повлиял ли мировой кризис на Корреспондент.net? Были сокращения, оптимизация?
- «Детектор медіа» отслеживала судьбу нашей компании, какие-то проекты были закрыты, какие-то проданы. Я, опять же, могу говорить только с точки зрения редакции - на Корреспондент.net активней стали читать экономические новости. Сокращений на сайте не было и не планируется.
- Кадровый состав не изменился? Количество журналистов?
-У нас нет журналистов, у нас есть веб-редактора, их стало больше, по сравнению с тем, сколько было три года назад, когда мы начали переход на круглосуточный цикл. За последний год передо мной не стояла задача сокращать людей, но если кто-то уходил сам, мы на это место никого не брали.
- Большой ли у вас штат?
- Если считать ночных редакторов, редакторов выходного дня, видеоредактора, руководителей спецпроекта, то на сайте Корреспондент.net работает 20 человек.
- Как вы сформировали рабочие смены?
- Мы составили постоянный график, согласно которому некоторые сотрудники работают с 7:00-7:30 до 15:00-16:00, другие - с 15.00 до 22.00, третьи - с 8:00 до 17:00, 9:00 до 18:00, или с 10:00 до 19:00.
- Они чередуются?
- Нет, они постоянно так работают. Этосовершенно нормальный график. Я сама очень часто приезжаю на 7 утра.
- У вас есть какая-то доля в этом бизнесе?
- Нет, конечно. Я медиаменеджер.
- Есть ли у сайта табу на какие-то темы?
- Нет.
- Поступают ли вам предложения поддерживать кого-то конкретного на выборах?
- Ко мне лично нет. Меня постоянно просят опубликовать рекламную новость без пометки реклама, на что я всегда отвечаю однозначным отказом.
- Что вы делаете, когда вас просят поставить тот или иной пресс-релиз? Уговаривают, требуют...
- Тут требуй - не требуй: если это интересно для целевой аудитории, мы и так сделаем новость. Нет - так нет. У нас есть раздел «Пресс-релизы», где каждый желающий может зарегистрироваться и поставить свой анонс. Понятное дело, что нам на редакционную почту приходит огромный объем информации и достаточно часто там есть интересная информация, которую мы используем. Но очень раздражает, когда посреди рабочего дня тебе на мобильный звонят абсолютно незнакомые люди и спрашивают, разместим ли мы их пресс-релиз. Я всегда отвечаю, чтобы следили за сайтом.
- Есть ли у вас в регионах свои корреспонденты?
- Нет. У нашей газеты «15 минут», которая, к сожалению, менее года назад закрылась, были корреспонденты в пяти или шести крупнейших украинских городах, и мы пользовались их услугами. Если есть какая-то необходимость в информации из региона, то мы обращаемся к коллегам с крупных региональных сайтов.
- Что, по вашему мнению, нужно, чтобы ньюз-рум работал эффективно?
- Чтобы работали правильные люди, которым нравится то, чем они занимаются. За последние три года я кадровых просчетов не допускала. Те люди, которые по той или иной причине понимали, что это не их дело, сами очень быстро уходили.
- Вы сказали, что у вас нет журналистов, а только редактора...
- У нас нет журналистов, которые бы бегали по событиям. Нет смысла, если человек для того, чтобы написать одну новость, уйдет на полдня из редакции, а за это время он может написать десять новостей, которые будут читать точно так же. Но телефон и мейл никто не отменял: редактор звонит, берет комментарии, подтверждения... Но: мы все-таки на 85% агрегатор, собственной информации у нас только 15%, и мы стараемся пользоваться источниками, которые себя ни чем не запятнали, то есть, достойными источниками информации.
- А часто вы перепроверяете информацию?
- Нет, не часто, потому что тогда бы нам нужно было бы в три раза больше людей. Если мы берем новость с УНИАНа или «Интерфакса», то в каких-то местах перепроверяем, но очень редко. Это достаточно кропотливая работа, а у нас очень большие объемы. Нам легче полагаться на достоверные источники, чем каждый раз проверять информацию. Конечно, если совсем что-то подозрительное, то мы уточняем.
- А публикации вы ставите?
- Нет. У нас есть раздел «Мнения» (кроме интервью и расследований журнала, каких-то наших редакционных проектов типа «Мера правды») - это единственное место, где есть публикации, все остальные материалы не подписаны.
- Гонорары вы платите?
- У нас нет фрилансеров, гонорары мы не платим. Те колонки, которые пишутся для сайта Корреспондент.net, публикуются без гонорара.
- Вы часто проводите летучки, планёрки?
-Мы работаем в состояние постоянной летучки. Все в процессе, все очень быстро, если что-то нужно сказать, то это делается сразу.
- Что вы делаете с анонимной информацией?
- Мы ее, на самом деле, не так уж часто получаем. Мы ее не публикуем, потому что всегда нужно указывать хоть какой-то источник.
- А если вам сообщает человек, которого вы знаете, но он не хочет, чтобы на него ссылались?
- Если есть источник, который мы знаем лично, мы можем сказать, что источник Корреспондент.net сообщил. Если мы этого источника не знаем, то мы ждем официального подтверждения.
- Вы боретесь с неприличными комментариями на сайте?
- Конечно, боремся, но их объемы настолько огромны, что скажу откровенно: не всегда получается. У нас есть один модератор, даже полтора. Но учитывая, что у нас 14-17 тысяч комментариев ежедневно, то со всеми бороться сложно.
- В этом году Виктор Ющенко присвоил вам звание «Заслуженного журналиста Украины». Как вы относитесь к наградам вообще и к этой в частности?
- На самом деле, большое спасибо. К наградам отношусь очень спокойно. Хочу сказать, что получила эту награду как руководитель сайта, и за ней стоит очень много людей, которые работают на Корреспондент.net.
Фото Яны Новоселовой