Евровидение, Беларусь: подарок для оппозиции
В том, что вокруг участия Беларуси в конкурсе Евровидения возникнет большой скандал, не было никаких сомнений по крайней мере с того момента, как отобранный для участия в прошлогоднем — не состоявшемся — конкурсе дуэт «ВАЛ» белорусская правящая клика отстранила от участия в этом году с формулировкой «они потеряли совесть» (здесь и далее факты смотрите). Это стало «наградой» участникам дуэта за поддержку акций протеста.
Особой интриги добавляли давно известные подозрения, что участников Евровидения от Беларуси всегда утверждает, а то и назначает сам «лично дорогой» бывший президент страны Александр Лукашенко — называю его титул таким, каким он и есть по всем нормам права, и по белорусской конституции в том числе.
А учитывая, что с момента начала протестов в стране Лукашенко выступает и действует в стиле «это было бы очень смешно, если бы не было так грустно», запредельный театр абсурда ожидался и здесь.
Ожидания не были обмануты: всё произошло с привычной лукашенковской бульдозерной элегантностью и его же дальновидностью.
На конкурс была отравлена группа «Галасы ЗМеста». Не буду вдаваться в детали истории этой группы, скажу о своём впечатлении: этой группе гораздо больше подошло бы советское ностальгическое название «Поющие гопники». Российская группа «Любэ» по сравнению с ними выглядит верхом изящества и утончённости. В общем, как и Путин в сравнении с Лукашенко.
Что же касается творчества... О мелодиях в данном случае вести речь неуместно, а слово «музыка» звучит кощунственно — оно и понятно, цели у гоп-коллектива совсем другие. Вся, как они полагают, изюминка их продукции — в текстах.
Замечу в скобках: ещё Алла Пугачёва в далёком 1997 году на своём крайне неудачном опыте доказала: везти на конкурс Евровидения сугубо текстовую песню на не понятном подавляющему большинству зрителей языке — дело абсолютно провальное. Никто не поймёт ничего. Как ни странно это покажется диктатору Лукашенко. Несмотря на всю его экстравагантность, я не могу допустить мысли, что Лукашенко сознательно решил выставить свою страну на посмешище.
Так вот, тексты. Есть, например, у чудо-группы такой: «Нахимов Павел! Как грохотала / Морская слава у адмирала! / Ни смерть, ни выстрел турецкой пушки… / Как вы сказали? Ах, да, Латушко”. Ну, если говорить о тонком сравнении белорусского оппозиционера и театрального деятеля с Нахимовым, то ведь и Лукашенко — не Архимед и даже не Леонардо да Винчи. К счастью.
Лично мне больше понравилась глубокая образная фраза об адмирале, у которого «грохотала морская слава». Возникает множество ассоциаций, что именно и где именно у адмирала грохотало — потому как славы обычно не грохочут, а гремят. Ну да, «девушка кокетливо бряцала ресницами» - вот, оно самое.
Песня, с которой группа намеревалась ехать на конкурс — ещё более заковыристая. Как известно, тексты политического, равно как и рекламно-пиарного, характера на Евровидении недопустимы в соответствии с правилами конкурса. Поэтому политический месседж пришлось причесать и загримировать. Зашифровать. И с этим явно перемудрили.
Большинство текст уже видели, в частности, этот его фрагмент: «Я научу тебя плясать под дудочку, / Я научу тебя клевать на удочку, / Я научу тебя ходить по струночке, / Ты будешь радоваться всему”.
Если полагать, что это — нечто неполитическое, то что именно? Ахинея какая-то, полная и бесповоротная. Грамотно подобранный набор слов, которые в совокупности неизвестно что означают — точнее, просто не имеют смысла. Нет, этот текст невозможен без подтекста — без подтекста он не может существовать. Это — текст для посвящённых. Но в таком случае что он должен был делать на сцене общеевропейского конкурса?
А вот если с подтекстом... Прежде всего, складывается очень устойчивое впечатление, почти уверенность, что мы имеем дело с поэтическим даром самого Александра Лукашенко. Ну, не может человек не в невротическом состоянии, не в панике, не в истерике и не одержимый жаждой мести, написать такое на песенный конкурс. Звучит этот припев точно так же, как и выступления Лукашенко, с теми же самыми фразами. И выглядит это, как угроза оппозиционерам и всему белорусскому обществу... со сцены Евровидения. А может, это Лукашенко таким образом хотел показать кузькину мать всей Европе — мол, командовать европейским парадом теперь будет он? Любая попытка понять текст приводит нас к абсурду., к чему-то сильно психиатрическому.
Да и группа — якобы сатирическая, это должна быть сатира. Остаётся единственное истолкование — что якобы все эти угрозы авторы песни вкладывают в уста то ли белорусской оппозиции, то ли «её иноземных хозяев». То есть, это то ли белорусскую оппозицию, то ли демократическую Европу «Поющие гопники» хотят изобразить тоталитарными. И здесь мы пришли к абсурду, но уже другого рода — именно такой абсурд и звучит вот уже более полугода из уст и самого Лукашенко, и его приспешников.
И вот в этом абсурде и виден личный лукашенковский почерк. Почерк человека, уверенного, что все вокруг — идиоты, и один он — мудрый. Вспомним «перехват переговоров разведок Германии и Польши», который Лукашенко всучил российскому премьеру в желании услужить, и над которым потешалась даже Россия — в этом «перехвате» по сверхсекретной высокошифрованной (!) связи двое пикейных жилетов, представившись интернетовскими никами, ведут, словно по мобильному, бесконечную болтовню обо всякой всячине, звучит куча оценочных суждений — и ни одного разведанного. И Лукашенко ведь был уверен, что никто не заметит подделки! Вот точно такая же маниакальная самоуверенность и здесь.
Вот в этом и состоит подарок белорусской оппозиции. Осмысленными слова песни стали бы только в том случае, если бы их произносил сам Лукашенко в адрес белорусов. Белорусской оппозиции осталось только смонтировать клип из реальных кадров выступлений диктатора, перепеть песню, подражая голосу Лукашенко — и это будет даже не успех, а фурор. Повернуть оружие Лукашенко против него же — он сам сделал эту задачу предельно лёгкой.
А оргкомитет Евровидения отверг этот текст, указав белорусам либо изменить его, либо заменить. И почему-то кажется, что в этом году на сцене Евровидения представителей Беларуси мы не увидим: в Минске либо изваяют что-то ещё более нелепое, либо хлопнут дверью — типа, накажут Европу.
И в заключение. Российской, а следом и украинской блогосферой ширятся комментарии: мол, в 2016 году песню Джамалы позволили; нарушать правила конкурса нельзя только в неугодную «Гейропе» сторону, а в угодную якобы можно.
Так вот, во-первых. «В угодную сторону» - это в сторону права и законности. А «в неугодную» - это в сторону беззакония и произвола. Додуматься до идеи якобы равенства прав жертвы и преступника могли только в постсовке.
И во-вторых, песня Джамалы была о реальном историческом событии 72-летней на тот момент давности, происходившем в стране, которой к тому моменту уже четверть века не существовало. И если Россия приняла песню на свой счёт — что ж, на воре шапка горит.