За серьезным заявлением о военном положении должны последовать действия
Поданный в Верховную Раду указ Президента о введении в Украине военного положения – это формулировка его инициативы, которую должна рассмотреть Верховная Рада. Это политическая декларация, оформленная в виде законопроекта. И уже Верховная Рада должна определить, в каком объеме и в каком размере положения указа будут приняты в качестве законодательного акта.
Туда могут добавиться какие-то пункты, а могут быть разъяснены, детализированы, конкретизированы, сокращены. Для этого все это и передано на чрезвычайное заседание Верховной Рады. И парламент должен сейчас проводить обсуждение. Президент, по сути, заявил свою инициативу и передал на рассмотрение Верховной Рады окончательное решение данного вопроса.
Насколько адекватно и своевременно оглашать военное положение? Я думаю, что Украине необходимо провести целый комплекс мобилизационных мероприятий, самых разных. Начиная от учений по гражданской обороне, заканчивая мобилизацией резерва первой очереди и активизации боевых действий против российских оккупантов на Донбассе. Поэтому должен быть целый комплекс факторов, которые будут подтверждать наше единство и твердость дать отпор российским агрессорам.
Каким образом все это должно оформляться, на основании какой правовой и нормативной базы – это уже вопрос политической стратегии. Это может оформляться в виде закона о военном положении и в его рамках, а может и другими нормативными документами регламентироваться.
Ключевая цель – видеть стратегию. Если руководству Украины необходимо зафиксировать проведение мобилизационных мероприятий и определить их правовой статус с помощью закона о военном положении – значит, это разумный и адекватный инструмент. Мы должны понимать одно: что за таким серьезным заявлением на таком высоком политическом уровне должны последовать действия.
Сейчас мы очень громко и шумно обсуждаем, что это будет. А затем должно быть такое же серьезное и вдумчивое внимание к механизму правоприменения, как это будет реализовываться. Сейчас, по сути, ключевой вопрос, который должен решаться, – это вопрос переноса выборов. Они переносятся или сохраняется дата выборов. В плане внутренней политики – это ключевой вопрос.
Я не могу спрогнозировать, будут ли перенесены выборы. Ситуация очень эмоциональная – со спокойной холодной головой она не решается. Мы хотим режим военного положения. А перенос выборов – дискуссионный вопрос. По букве закона их нужно переносить, но во всем могут быть исключения.
Месседж со стороны РФ, что ситуация в Азовсом море была спровоцирована украинской стороной – это обычная дымовая завеса, информационный шум, который всегда проводится Россией. Россия всегда проводит политику создания информационного шума вокруг заявлений Украины. Берутся наши заявления: то, что мы собираемся заявить, или уже заявили, делаются абсолютно зеркальные заявления с их стороны, придумывается какая-то аргументация. Задача всегда сводится к тому, чтобы на наши тезисы выдвигать абсолютно аналогичные свои тезисы, чтобы запутать читателей, наблюдателей, которые не вовлечены в контекст ситуации и понимание проблемы.
Благодаря широкому распространению пророссийских СМИ в Украине и пророссийских блогерских сетей – этот месседж достаточно централизованно распространяется.
Конечно, никаких практических оснований в этом нет – ни полслова правды в их словах. Украинские корабли имеют полное право, находясь в международных водах, передвигаться по акватории Черного моря, проходить через открытый для мореплавания и судоходства Керченский пролив. И никто не имеет права ограничивать их переходы, поскольку Азовское море – внутренние воды, Керченский пролив – международные воды. Нападение на наши корабли произведено в международных водах, где гарантирована свобода мореплавания. То есть, это откровенный акт пиратства. Но тут вопрос даже не в том, что он откровенный, а в том, что он был сделан демонстративно. Россия осуществляла много часов преследование, и за все это время не высказывались никакие требования к Украине. Они просто долгое время принимали решение и решили наиболее демонстративным и жестким методом показать, как они «наказывают Украину», вопреки всем международным законам, вопреки всем правилам, очень демонстративно. Просто, чтобы показать, что Азовское море контролируют они, а Украина может входить в него только с их разрешения. В этом был смысл.
Поэтому, естественно, они сейчас смотрят на реакцию: могут ли они дальше продолжать эскалацию своих действий, либо же им дадут отпор.