Можно ли коктейлями Молотова победить идеологию реваншизма СССР на «Интере»?
«Интер» в концерте 9-го мая дал фрагмент, который накануне облетел соцсети. Напомню, фраза соведущего концерта Андрея Доманского звучала так: «Сьогодні ми не можемо дозволити, щоб вулиці наших міст називали іменами фашистських злочинців, а їхні портрети безкарно проносили в факельних ходах по нашій столиці, де кожен метр политий кров'ю наших співвітчизників». Прозвучала она в самом-самом конце концерта. Нет слов.
До этого тоже было все на грани. Но все, на мой непрофессиональный юридически взгляд, в рамках закона.
Конечно, это вызов. Чего стоят в сегодняшнем контексте слова о том, что одну большую родину — то есть СССР! — защищали люди разных национальностей. О том, что и «сегодня мы сражаемся за право жить той жизнью, которую защищали наши деды»… И при этом не прозвучало ни слова о ПРАВДЕ той войны, Второй мировой, а не Великой отечественной, как ее упорно называли во время концерта, сакцентировав на этом в самом начале действа. Скажем, ни слова о том, что не только «красногвардейцы не жалели сил — погибали под Берлином», но и о том, что не жалело их, красногвардейцев, советское командование... Вранье (через описание подвигов рядовых героев той войны) о том, что, якобы, 22-го июня фашистов советская армия встретила в полной боевой готовности, и ни слова о пакте Молотова-Риббентропа, неготовности советской армии к нападению… И так – практически в каждой подводке ведущих к концертным номерам. То есть СССР — победитель, «наша страна», мы — потомки победителей... Ностальгией по СССР и ненавистью к нынешней Украине был проникнут весь концерт, но — между строк. И с грамотным использованием искренних чувств уже очень и очень пожилых ветеранов Второй мировой, которые присутствовали на концерте. Было ужасное ощущение от этого: живыми людьми «Интер» прикрывается как щитом в своей политической борьбе в интересах своих владельцев…
Самой же вызывающей в контексте всего происходившего во время концерта стала фраза ведущих: «Оккупация ставит тебя перед четким выбором — принять врага или бороться с ним». Ибо мы все понимаем, что не оккупация Донбасса Россией при этом имелась в виду. Это в Киеве Анна Безлюдная и ее хозяева живут в оккупации — в своих головах... Стоит ли говорить, что ни одного слова о сегодняшней войне с российскими оккупантами и их пособниками на Востоке Украины также не было сказано во время концерта.
Но не акциями с коктейлями Молотова надо с таким бороться. И даже, увы, не показом «Киборгов» на другом канале — аудитория другая у этих продуктов. Надо делать свои концерты к таким датам. Где будет правда, не белая и не черная, а многогранная.
Мой дедушка пропал без вести в первые дни 1941-го, мои два двоюродных дедушки — в первые месяцы 41-го. Вернулся с войны, будучи раненым под Кенигсбергом, только один из трех сыновей моей прабабушки — Федор. И да, это наша история. И ее надо помнить, но категорически не так, как это делает «Интер». А мы, по сути, отдаем им эту дату.
Поэтому выход один: принять вызов тем, чтобы в следующем году на каком-то канале в большом концерте 8 или 9 мая нашлось место и ветеранам советских войск, и ветеранам УПА на одном концерте, чтобы нашлось место песням и тех, и других, и общим для всех нас... Принять вызов тем, чтобы на государственном уровне расставить акценты реального примирения ветеранов-украинцев, воевавших пусть в разных армиях и против разных систем — нацизма и большевизма, но при этом воевавших именно против тоталитаризма, который несли миру ОБЕ эти системы.
Иначе мы не выведем из «оккупации» тех, кто вместе с Безлюдной ощущает себя так в независимой Украине. И кого тщательно «окучивают» представители «Оппозиционного блока», комментариями которых с акции «Бессмертный полк» в разных городах Украины была заполнена вся программа «Подробности» перед концертом «Победа. Одна на всех».
Нам всем брошен вызов, более циничный, чем до этого – ибо более грамотно и продуманно выполненный. Принять этот вызов нужно так же не только на уровне эмоций, но и на уровне тщательно продуманных и эффективных действий.
Фото: пресс-служба «Интера»