Пятница. Ток-шоу. Welcome to the клюб
Вечер прошлой пятницы Савик Шустер не мог не посвятить обсуждению темы, кто выиграл и кто проиграл от того, что пресловутая «ширка», «подковерно» готовившая «конституционный переворот», о котором вся страна узнала стараниями нескольких журналистов, получивших информацию из «достоверных», но неразглашаемых источников, все же не состоялась. Ведь громкие заявления о выходе из ширококоалиционных переговоров и том, кто в этом виноват, Виктор Янукович и Юлия Тимошенко сделали в воскресенье, когда христиане всего мира отмечали праздник Святой Троицы.
В студии собрались все те же, давно приевшиеся лица. Я удивилась бы, если бы не увидела у Савика в ту пятницу Виталия Портникова, Вадима Карасева, Валентину Семенюк-Самсоненко, Юрия Кармазина, Владимира Литвина, Александру Кужель - этих завсегдатаев клуба «Шустер live».
В этот вечер они без сучка и задоринки отыгрывали репертуарную пьесу. Создавая локальные конфликты, в нужный момент потрясая кулаками, внося «конструктивные» предложения об улучшении формата дискуссии, они коллективными усилиями вколачивали в массовое подсознание мысль о том, что «ширка» неизбежна, поскольку ведущие политические силы, владеющие 60% голосов электората, в нынешней непростой политико-экономической ситуации просто обречены договариваться. Эту мысль, в разных стилистических обертках, несколько раз повторили Владимир Литвин, Ярослав Сухой, Петр Порошенко.
К концу спектакля стало очевидно, что сценарий на самом деле и не предусматривал формулирования четких ответов на вечные вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?». Поскольку борцы за президентское и околопрезидентские кресла снова с неподдельной страстью окунулись с головой во взаимные обвинения и популистские лозунги. «Сейчас мы тратим нервы, обсуждая, почему не состоялась коалиция. Но через несколько недель вся эта политическая сеча забудется, и снова к каждому украинцу подступится жестокий кризис, если не безнадежье», - провозгласил бютовец Владимир Яворивский.
Ему вторил любитель эффектных и абстрактных фраз спикер Владимир Литвин. На этот раз он просто сыпал емкими предвыборными метафорами: «Государство не должно кормить народ зрелищами, когда людям нужен хлеб», и, пять минут спустя: «Заставляют людей быть крепостными, да еще и заставляют любить своих современных рабовладельцев».
Как обычно, режиссер всего этого действа, работающий, по собственному признанию, в строгом соответствии с реакцией представленного в студии «народа», который, слушая предвыборную агитацию, с умилением, возмущением или равнодушием жмет на одну из трех кнопок, речей таких не прерывал. Поскольку речи такие, как правило, вызывают у народа умиление. В крайнем случае, соотносимом с математической погрешностью, - негодование.
Действительно, это ведь проще простого - создавая кардинальное противоречие между бедой и нуждой «народа» и злостными, «антинародными» умыслами отдельных политиков (обычно представителей конкурентной говорящему политической силы), заворачивать все в ту же яркую словесную обертку любые выгодные здесь-и-сейчас мессиджи. И осечки не будет. Рейтинговыми такие высказывания будут всегда. Потому что ну не может народ быть равнодушным к высказываниям о нем самом. Или умиление, или негодование. Равнодушия - десятые доли процента.
А режиссеру ведь того и надо. И плевал он на требуемый стандартами баланс мнений. Ну произнес Вадим Карасев пару умных фраз о том, что переговоры о создании «ширки» и внесении изменений в Основной Закон означали всего лишь «попытку старых, докризисных элит, а не элит развития, законсервироваться и объединиться». Савик пытался его прервать, политики сделали вид, что не поняли, о чем идет речь, часть аудитории и правда ничего не поняла, а Владимир Литвин «рубанул» в ответ на это «правду-матку» о том, что гадкие безответственные политики (к которым он не имеет ровно никакого отношения!) заставили многих политологов и представителей гражданского общества превратиться в их, политиков этих, обслугу. На том и кончились умные фразы.
Удивительное дело. При этом ведь все просто-таки соревновались в умении и стремлении сделать публичной самую что ни на есть сермяжную правду. Спикер посетовал, что «публичность ныне действующие политики демонстрируют только на политических ток-шоу», в чем, несомненно, был на сто процентов прав. Однако, произнеся свой спич у микрофона, Литвин покинул студию Савика, а депутаты в его отсутствие стали обсуждать обычай Владимира Михайловича решать важнейшие политические вопросы на закрытых заседаниях исключительно с руководителями парламентских фракций. Вячеслав Кириленко заявил о том, что попытка создать «ширку» была не чем иным, как попыткой поделить страну как минимум до 2014 года, в чем также, безусловно, был стопроцентно прав. А Александр Лавринович возразил на это, что президент Виктор Ющенко потому назвал переговоры между БЮТ и регионалами «украинским ГКЧП», что боится за провал собственной редакции изменений в Конституцию, в котором предлагает создать двухпалатный парламент и в верхнюю его палату пожизненно трудоустроить самого себя вместе с двумя предыдущими президентами Украины. Конечно, и слова активного переговорщика Лавриновича несли в себе львиную долю истины.
Но полагаю, к этому моменту, когда до конца представления оставалось еще три часа, «народ», представленный в аудитории Савика, впал в окончательную эмоциональную эйфорию, сопровождающуюся логической растерянностью. Так, доведя аудиторию до нужной кондиции, представители БЮТ и Партии регионов перешли в режим взаимных обвинений. Свои речи политики обильно сдабривали размышлениями о кредитах и депозитах, о 700-гривневой пенсии и необходимости строить дороги и мосты в регионах... В итоге, вернулись к подзабытой риторике в стиле «козлов, которые мешают нам жить».
Николай Янович Азаров, этот уважаемый профессионал, о чем неоднократно напомнили аудитории его соратники и противники, вышел к микрофону в своей обычной манере - как непризнанный пророк от экономики. Он, вполне вписываясь в общую атмосферу дискуссии, начал свою речь с ужасов о «самом глубоком спаде экономики» Украины, подогревая это мессидж стилистическими орнаментами: «Ни в одной стране мира нет такого спада». Он сетовал, что его команду отстранили от власти в 2007 году. А, если бы не это, самолеты, мосты и дороги были бы давным-давно построены, и водителям машин скорой помощи сегодня было бы чем заправлять свои автомобили. При этом он презрительно отмахивался от соратницы премьера Натальи Королевской, точно так же, как пару месяцев назад фамильярно и надменно кидал в лицо Александре Кужель: «Шура, помолчи». А далее, в ответ на возражения Королевской и вопросы Давида Жвании, этот гуру выдал на-гора речь следующего содержания: «Мне потому с вами не по пути, что у меня совсем другие представления о том, как надо выходить из кризиса и как надо развивать экономику. Надо снижать налоги, переходить на новые инвестиционно-инновационные рельсы. И для этого у экономики должны быть стимулы. И мы их создавали. А ваше правительство их отменяло. Мы говорили о свободных экономических зонах, мы говорили о территориях приоритетного развития, мы говорили о технопарках...».
Казалось бы, проходная фраза. Аудитория у телеэкранов уже в полудреме, аудитория в студии - в эмоциональной прострации, сами политики позевывают и трут уставшие от круглосуточной борьбы глаза. Но хочу остановиться на этой фразе «профессионала» Азарова подробнее, поскольку знаю, о чем идет речь. Аудитория не знает. И Савик Шустер не знает. А стоило бы поинтересоваться. Потому что, уверена, таких фраз в ту пятницу было много. Но «профессионалы» и «гуру» хорошо знают, что их никто не поймет, а поэтому почему бы не ввернуть эффектную фразу для красного словца.
Казалось бы, о СЭЗах известно достаточно и широкому населению. Они, как и территории приоритетного развития, аналоги западноевропейских «кластеров», в теории весьма хороши. Но - только в теории и для стран цивилизованной Европы. В Украине же СЭЗы и кластеры от команды Кучмы-Януковича-Азарова неизбежно и автоматически превращались в громадные кормушки для избранных. Именно через СЭЗы нынешние «олигархи» и «денежные мешки» стали теми, кем они являются сегодня. Куда уж легче - имея политическую крышу, получать сумасшедшие льготы по налогообложению и выпускать продукцию, прикрываясь купленной монополией на всем украинском рынке. Излишне говорить, кто и как мог войти в эти СЭЗы и зорны приоритетного развития. Однако оставим СЭЗы в покое, потому что, уверена, в Украине немало специалистов, хорошо разбирающихся в этой теме. Я упомяну еще об одном «чуде» от Азарова - технопарках, поскольку в течение нескольких лет пристально изучала эту тему в рамках журналистских расследований.
Во-первых, украинские технопарки, в отличие от стран всего мира, создавались не на базе ведущих вузов страны, а по инициативе трех институтов Национальной академии наук Украины. Мощная связка руководителей этих институтов с полностью анахроничным и до предела коррумпированным президиумом Академии, у которого в Верховной Раде любого созыва имеется нужное лобби, изначально сделало технопарки клондайком для желающих провести незаконные схемы по минимизации налогообложения для собственных предприятий. У всех граждан Украины, имеющих хоть малейшее отношение к науке и инновациям, отношение к технопаркам однозначное: «Это - не для малых инновационных фирм, которые просто задыхаются от налогов и кредитных ставок. Это - для больших солидных дядь с многомиллиоными доходами и мощным лобби в парламенте». За пять лет существования, с 1999- по 2005-й год, украинские технопарки получили льгот на 387 млн гривен, а перечислили в бюджет налогов и обязательных сборов на 252 млн гривен, разработав всего 60 проектов и внедрив лишь несколько! Сам принцип устройства технопарков противоречит их классической сути - туда не войти ни венчурным инвесторам, ни молодым изобретателям, ни студентам вузов. Они пригодны лишь для крупных научно-производственных комплексов.
Я могла бы представить на суд аудитории еще немало цифр и фактов, свидетельствующих о том, какова коррупция в сфере так называемой «инновационной деятельности» страны, но не хочу перегружать читателя. Поверьте на слово, речь идет даже не о миллиардах, а о триллионах.
Так вот, вопрос: неужели Савик Шустер, при солидных возможностях своей студии, не может, планируя очередное шоу, подготовить силами грамотных журналистов пару-тройку сюжетов, которые напоминали бы населению и самому вещающему у микрофона «гуру», к примеру, о том, что такое технопарки по-украински, что происходило с малым и средним бизнесом при Азарове, как Николай Янович руководил Налоговой администрацией Украины, да что такое, в конце концов, «азаровщина». Может быть, Савик Шустер не знает о том, что в Украине царила «азаровщина»? Может быть, его соратники и противники забыли об этом? Может, у подавляющей части народа это стерлось из памяти? Так освежите. Вы же - «самая свободная программа в Украине», на которую работает команда профессионалов. Почему же вы скромно молчите, когда народ в прямом смысле околпачивают, забивая гвоздями в его подсознание именно то, что необходимо им, но не этому самому народу, в данный конкретный момент политической борьбы?
Вот выступил специалист Александр Пасхавер, сделав ледокольное по сути заявление: «Кризис заканчивается. Мы выздоравливаем. Кризис - это выдох экономики, это нормальное состояние рыночной экономики. И в зависимости от того, как население готово адаптироваться к кризису, то есть становиться более дешевым, страна раньше или позже выходит из кризиса. У нас очень плохо организована экономика, но что у нас есть - это способность адаптироваться. У всех субъектов экономики, у граждан. Тем не менее, происходит нагнетание. Такое впечатление, что политикам хочется кризиса. Между тем, начиная с января, наша экономика медленно и трудно выздоравливает. Но разве выздоравливающий человек не имеет риска осложнений? Я призываю политиков не играть на настроениях людей. Вы просто стимулируете кризис».
Разве это заявление остановило политиков и режиссирующего дискуссию ведущего? Отнюдь. Это заявление переросло в серьезное обсуждение самой природы кризиса в Украине? Нет. Эффект от слов Пасхавера быстро замяли, организовав скандальчик между Вячеславом Кириленко и Александрой Кужель, после которого Кириленко по-барски махнул рукой: «Объявляйте рекламную паузу». Интересный жест. Просто хамство? Тогда почему Савик оставил его без ответа? А если нет, то чье это шоу, и в качестве кого в нем выступают сам ведущий и его многомиллионная аудитория?
Публікацію підготовлено в рамках проекту громадської організації Internews Network «У-Медіа» «Моніторинг дотримання журналістських стандартів та підвищення медіаграмотності широкого кола українських громадян», який «Детектор медіа» реалізовує спільно з Інститутом масової інформації.