Мониторинг нарративов государственного телевидения в Беларуси. Выпуск 19 (02.11.2020 –08.11.2020). To see the English version of the Executive summary and illustrations click here
ГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ
- Церемония открытия АЭС и третьей ветки минского метро несколько сместили фокус внимания госканалов с привычной борьбы с протестами на восхваление созидающего государства. 7 ноября стало поводом для патерналистской риторики о «раздаче подарков» от власти людям.
- Центральное место занимала активность и плотный график Александра Лукашенко, что усилило персоналистский нарратив. В общем, доля идеологических сюжетов превысила 91%.
- Еще одним значимым нарративом была высокая готовность Беларуси ко второй волне коронавируса, особенно на фоне тяжелого положения в других странах. Госканалы отмечали, что эпидемиологическая ситуация находится на личном контроле Лукашенко и созданных им региональных штабов.
- На контрасте с созидающим государством госТВ сообщало о разрушительных устремлениях противников власти. Несмотря на риторику конфессионального мира, продолжались критика «политизации религии» и персональные выпады против Тадеуша Кондрусевича.
- Образ протестующих вновь сводили к преступным и неадекватным людям, попавшим под влияние «польских» каналов, алкоголя или наркотиков. Тематика «расплаты» Польши и других стран за поддержку протестов в Беларуси на неделе дополнилась рассказом о «кризисе американской демократии» в связи с спорами о победителе на выборах президента США.
- Реформизм оставался посылом на будущее и вновь связывался с грядущим Всебелорусским народным собранием. В сюжетах госТВ сохранилось отсутствие плюрализма и высокая степень координации информационной политики.
СТРУКТУРА ВЫПУСКОВ И ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ АНГАЖИРОВАННОСТЬ
На неделе фокус внимания госканалов отчасти сместился с привычной антипротестной направленности на восхваление созидающего государства и международную тематику. Центральное место занимала активность Александра Лукашенко, что усилило персоналистский нарратив. Все каналы делали особый акцент на плотном графике Лукашенко. «В первую очередь обращает на себя внимание плотный президентский график. Повестка обширная, на этой неделе, кажется, затронули абсолютно все темы – от духовности и благодарности заслуженным людям страны до большой политики и рождения новой атомной отрасли».
Также госканалы уделяли немало времени выборам в США и ситуации с коронавирусом, поэтому доля антипротестных сюжетов в общем хронометраже несколько сократилась. Однако никаких содержательных изменений в информационной политике не произошло.
Привлекались отечественные (Авдонин, Дзермант, Мусиенко, Мушта, Боровик, Задруцкий, Щекин, Савиных, Князев) и зарубежные (Пивар, Пискорский, Кашин, Иоффе, Мухин, Коротченко, Малькевич, Сатановский, Кисеев, Минченко, Шевченко, Пономарева) комментаторы, большая часть из них развивала антимайданную риторику, другие же высказывались о выборах в США. «Беларусь – это страна, где работают экономика и аграрный сектор, где сильная армия и правоохранительные органы. Но некоторые белорусы, к сожалению, повелись на красивые обещания со стороны западных соседей. Это мнение заместителя председателя Компартии России».
На госканалах продолжались агрессивные «политические стендапы» Пустового, Азаренка, Муковозчика, Петрашко, ведущие новостей нередко пытались поучать или укорять внутренних и внешних «злопыхателей». «Как бы ни старались злопыхатели извне и внутренние подорвать авторитет и усомниться во власти, факты говорят сами за себя. Так и хочется спросить у праздношатающихся по улицам, а вы, собственно, сделали что-нибудь для себя и для страны? Проанализируйте свою неделю или для вас главный принцип «чем хуже, тем лучше»?» «Говорят, в новейшей геополитике доминирует сила духа. А сила духа – в идеалах, в которые мы верим, смыслах, которые мы способны защитить. А для этого мало быть богословом, надо быть пастырем»
Доля идеологических сюжетов превысила 91%.
КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕОЛОГЕМЫ
* Наведите курсор, чтобы увидеть примеры цитат
Основной идеологемой недели был образ сильного созидающего государства, реализующего масштабные проекты и раздающего гражданам подарки. Широко освещалось введение в эксплуатацию третьей линии минского метрополитена и запуск атомной электростанции. Это стало поводом для своего рода соревнования телеканалов в панегириках. Беларусь объявлялась ведущими ядерной державой, а запуск станции именовали не иначе как историческим событием. «7 ноября произошло историческое событие для Беларуси. В масштабе нашей суверенной истории это сродни полету человека в космос и действительно: запуск первого реактора первой белорусской атомной станции запускает необратимые изменения во всей нашей жизни». «Даже в такой сложный год мы продолжаем строить, что демонстрирует мощный запас прочности белорусской экономики и системы управления. И это в то время, когда мировую экономику серьезно штормит. Наша система работает независимо от внешних колебаний».
Соответственно, доказывалось значение АЭС для энергетической независимости, безопасность и экологичность станции. Соседнюю Литву и Польшу уличали в зависти к успехам Беларуси. «Как справедливо заметил президент, теперь мы ядерная держава. Звучит? Конечно. Такое событие сложно переоценить. Как доказательство – настоящая истерика Литвы и Польши, которые просто оказались на 15 лет позади Беларуси в развитии энергетики»
Следующим нарративом было оригинальное переосмысление даты 7 ноября. Годовщина прихода большевиков к власти в прочтении госканалов оказалась поводом для патерналистской риторики о «раздаче подарков». Подарками в данном случае именовались различные объекты, которых специально вводили к этой дате.
«Ну, и по доброй традиции, к 7 ноября белорусы получают важные и нужные подарки. Долгожданный объект появился в Горецком районе. Обновленный бассейн торжественно открыли сегодня в агрогородке Овсянка». «Вообще отмечать 7 Ноября подарками уже стало традицией. Открытие новых предприятий, социальных объектов, спортивных учреждений и транспортных линий. Начало такой практике когда-то заложил президент».
Собственно политическое значение даты обсуждалось значительно меньше, хотя отдельные интерпретации все же были. «А ведь этот день впервые в истории, если считать года аж с 1401-го, создал предпосылки для нового появления на карте мира независимой Беларуси».
В целом, тематика достижений государства использовалась для призывов к созиданию и сохранению имеющегося.
Еще одним значимым нарративом была высокая готовность Беларуси ко второй волне коронавируса, особенно на фоне регулярных констатаций тяжелого положения в других странах. «Первую волну наша страна выдержала и даже помогала соседкам, поставляли средства защиты и делились опытом. Осенью вирус стал агрессивнее, но сил и средств на борьбу с COVID-19 хватит и сейчас. Менять свою стратегию Беларусь не собирается. А зачем, если эта работает?»
Отмечалось, что эпидемиологическая ситуация находится на личном контроле Лукашенко и созданных по его поручению региональных штабов. Единственным слабым звеном согласно такому описанию оказывались граждане, которые принимают недостаточные профилактические меры. «Дистанция, мытье рук, проветривание помещений и использование масок. Их, к слову, сегодня в любой аптеке страны хватает. Чего не скажешь о внимательном отношении к своему здоровью среди белорусов. А ведь в отличие от флакона антисептика - здоровье за деньги не купишь».
На контрасте с созидающим, стремящимся сохранить единство государством продвигалась тематика разрушительных устремлений противников власти. «У всех разные цели: кто-то «строит и запускает», кто-то «гуляет». Несмотря на риторику конфессионального мира, сотрудничества государства и церкви, продолжались критика «политизации религии» и персональные выпады. «Увы, но сейчас мы видим, как активно некоторые пытаются внести раздор между конфессиями, сыграть на чувствах верующих, намеренно пользуясь их доверчивостью. Отдельные священнослужители откровенно уходят в политику, забывая о своем истинном предназначении». «Речь о главе католической церкви в Беларуси, который, как уже отмечал президент, использовал свой сан не во благо мира: с религии переключившись на политику».
С ключевыми нарративами можно ознакомиться в ПРИЛОЖЕНИИ 1.
ИНДЕКС КОНФЛИКТОГЕННОСТИ СОСТАВИЛ 5,9 БАЛЛАХотя хронометраж агрессивных сюжетов снизился, они по-прежнему играли ключевую роль в формировании негативного пространства смыслов. Имелись как общие выпады в отношении протестующих, так и конкретные нападки на отдельных лидеров (например, Павел Латушко).
Продолжалось противопоставление «настоящих патриотов», участвующих в провластных акциях и оппонентов власти. Как обычно, в выражениях журналисты госканалов (особенно СТВ) не стеснялись. «Этот день запомнят многие. Эти люди, потому что доказали, что они хозяева в стране. А маргинальный сброд увидел, что развалить Беларусь им никто не даст, за нее есть кому постоять».
При этом звучали обычные месседжи о спаде протеста и усталости большинства белорусов от уличных выступлений. «Люди устали от беспорядков и от произвола, который творят так называемые невероятные. Помочь милиции в обеспечении порядка – для многих это гражданский долг».
Образ протестующих вновь и вновь сводили к преступным и неадекватным людям, поддавшимся агрессивным порывам под влиянием «польских» каналов, алкоголя или наркотиков. «Криминальная хроника. Такое определение все больше подходит к тому, что мы видим по итогам уличных протестов в Беларуси». «Эта неделя, к сожалению, снова оказалась богатой на лица, так называемого мирного протеста. Это и молодежь, и взрослые… И есть черты, которые характерны как для первой, так и второй групп. Например, бессмысленная агрессия. Нападение на случайного постового в городе. Надругательство над государственным флагом. В обоих случаях - главный спутник новоиспеченного революционера – алкоголь». «Но есть еще один достойный революционера вариант – наркотический экстаз».
Рубрика раскаяний задержанных на камеру периодически пополнялась новыми видео, при этом подчеркивалось, что остальные протестующие не идут на диалог. «Диалог предполагает обмен мнениями, но, если один из участников говорить не способен, вряд ли возможен. Похоже, к разговорам (пусть и в милиции) задержанные участники уличных протестов не готовы. И сами свои действия могут объяснить с трудом».
Широко освещались усилия силовых структур и дружинников по борьбе с «радикальным протестом». «Бойцы ГУБОП сорвали планы на вечерний концерт-карнавал с элементами язычества. МВД сообщает о задержании участников митинга - барабанщиков…».
Тематика «расплаты» Польши и других стран за поддержку протестов в Беларуси на неделе дополнилась описаниями «кризиса американской демократии». ТВ сконцентрировало внимание на нарушениях избирательного законодательства во многих штатах и беспорядках в американских городах. «В Нью-Йорке десятки задержанных. Но людей на улицах меньше не становится, они разжигают костры, бросают в стражей порядка мусор и яйца. Растет напряжение в Калифорнии, Миннесоте, Иллинойсе. Где вспыхнет завтра, не знает никто». «Как мы видим, разгул демократии не всегда дает положительные результаты».
Вероятная победа Байдена вызвала довольно нервную реакцию и усилила рассуждения ведущих о цветных революциях и роли «глубинного государства». «В студии пропагандист и пособник режима Евгений Пустовой. Это «Политика без галстуков и купюр». Хочется добавить, пока еще в студии. Вот какое послание мне пришло на русском латиницей, орфография сохранена: «Придет Байден, я с эфира уйду». Фраза простая, смысл – глубинный. Давайте без улыбок. Да-да, о глубинном государстве. Байден устраивает тех, кто все устраивает, и цветные революции в том числе».
ИНДЕКС РЕФОРМАТОРСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ
Реформизм оставался посылом на будущее и вновь связывался с грядущим Всебелорусским народным собранием, которое должно рассмотреть неопределенно широкий круг вопросов. «Диалог продолжается, чтобы мнение каждого было услышано. И чем дольше идет работа в таком формате, тем шире круг обозначенных тем и предложений от белорусов. Все, что озвучат, поступит в оргкомитет Всебелорусского народного собрания».
Уровень плюрализма
Тематика диалога свелась к прославлению обсуждений внутри сторонников власти, которые противопоставлялись неадекватным противникам диалога. «Пока кто-то топает ногами, кричит, переходя порой на ультразвук и требует радикальной ломки, ценящие мир и то, что мы сохранили и построили все вместе, белорусы обсуждают будущее страны, не повышая голос».
СТЕПЕНЬ КООРДИНАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Единообразие вещания традиционно проявлялось в воспроизведении сходных или идентичных посылов и тем, продвижении единых государственных установок.
Максим Стефанович, Sense Analytics