«Зачистка» по-харьковски?
Агентство телевидения «Новости» (АТН) известно в Харькове с 1993 года. Эта небольшая телекомпания производит новости и другие программы, которые до недавнего времени выходили в эфире трех телеканалов: 7 канал («Тонис-центр»), «Фора» и АТВК. В августе этого года АТН лишилась доступа к 7-му каналу. 14 сентября в эфир не вышли «Фора» и АТВК. Что происходит?
АТН и прекратившие вещание телеканалы в один голос заявляют, что все случившееся лежит на совести мэра Харькова Геннадия Кернеса и губернатора Михаила Добкина. Для справки: краткая хронология конфликта, изложенная самим АТН.
Коллектив АТН на днях опубликовал открытое письмо на имя президента Украины Виктора Януковича, в котором утверждает, что случившееся - не что иное, как давление на свободу прессы со стороны властей города. Олег Юхт, руководитель АТН, заявил: «Мы единственные в городе, кто делал независимые новости и критиковал Кернеса».
Отвечая на вопросы «Детектор медіа», Юхт сообщил, что АТН принадлежит нескольким владельцам, один из которых - АО «Инвестор». Известно, что эта компания принадлежит бывшему харьковскому губернатору, стороннику Юлии Тимошенко и ярому оппоненту Кернеса Арсену Авакову, хотя Юхт осторожно заметил, что АО «Инвестор» «связывают с Аваковым». Аваков - депутат Харьковского облсовета, член партии «Батькивщина», он был главным конкурентом Кернеса на последних выборах мэра.
Зураб Аласания, известный в Харькове журналист, бывший руководитель областного госТВ, а ныне владелец и руководитель «МедиаПорт», говорит, что и АТН, и «Фора», и АТВК, и еще один телеканал - «Фаворит» - принадлежат Авакову (точно его доли неизвестны, но речь может идти как минимум о 50%), и их отношения с Кернесом настолько натянуты, что тут речь идет даже не столько о политике, сколько о личной вражде. «Новости АТН были активными участниками этой драки», - считает Аласания.
Юхт говорит, что АТН освещал деятельность БЮТ потому, что на эту политическую силу в городе наложено табу, и его телеканал был единственным, кто позволял себе делать «нормальные новости, а не те, которые хотели бы видеть Кернес и Добкин».
«Не будет АТН, не будет Авакова - и они будут творить что хотят», - заявил руководитель АТН.
Впрочем, как выяснилось, формально предъявить какие-либо претензии Кернесу и Добкину не так просто. И, возможно, в Харькове мы наблюдаем весьма оригинальную технологию, которую еще не применяли ни в одном городе Украины. Эта технология настолько же запутана, насколько и проста. И вот как все было сделано.
Лицензией на вещание на 7-м канале владеют две телекомпании - АТН (6 часов в сутки) и «Тонис-центр» (18 часов в сутки). АТНом, как было сказано, владеет Аваков, а «Тонис-центр» принадлежат Кернесу и Добкину - хоть и косвенно. По крайней мере, известно, что владельцами «Тонис-центра» значится сам мэр, его советник и жена губернатора. Как рассказал Юхт, Нацсовет по телевидению и радиовещанию выдал лицензию АТН с позывным «АТН» и «Тонис-центру» с позывным «7 канал». Иными словами, вещать на 7-м канале имеют право две компании, и одна не может запретить это делать другой. И такого запрета не было.
Каждая из компаний, включая телеканалы «Фора» и АТВК, передавали свой сигнал на «вышку» - ХОРТПЦ (Харьковский областной телерадиопередающий центр). Для передачи сигнала телекомпании пользовались услугами провайдеров. В случае с АТН этих провайдеров было два. Олег Юхт назвал только одного - «IT Сервис». Именно этот провайдер, как сообщил руководитель АТН, внезапно и без объяснения причин прислал письмо, в котором уведомил о расторжении договора.
«Я пытался выяснить, в чем дело, но ответа не получил», - утверждает Юхт.
АТН пришлось включить собственную радиорелейную станцию для передачи сигнала в передающий центр. Но для того, чтобы законно задействовать такой передатчик, было необходимо получить на него санитарный паспорт в харьковской областной санэпидстанции.
Санпаспорт получить не удалось. АТН подала заявку на получение документа в областную СЭС, но вместо этого сотрудники СЭС пришли с проверкой. Что проверяли? Наличие того самого паспорта, который просила выдать телекомпания.
«В частных беседах сотрудники СЭС говорили, что нам нужно сначала решить вопрос с Кернесом, иначе паспорт не будет выдан», - говорит руководитель АТН.
Телекомпании все же удалось получить санпаспорт, но в Киеве. Однако областная СЭС все равно отказывалась выдать разрешение на использование радиостанции даже при наличии всех документов.
Тогда АТН обратилась к двум другим харьковским провайдерам - харьковскому отделению «Датагруп» и «Велтон. Телеком» - чтобы те проложили канал связи между офисом АТН и ХОРТПЦ. И работа провайдерами была выполнена, передача сигнала протестирована и подписаны акты выполненных работ. Но руководство ХОРТПЦ требовало копии договоров с провайдерами и присутствия их официальных представителей. После этого оба провайдера в течение суток неожиданно и синхронно заявили АТН, что у них нет технической возможности установить связь.
«И это после того, как каналы были проложены и признаны работающими! После того, как были подписаны акты выполненных работ!» - отмечает Юхт. По его словам, сотрудники провайдеров неофициально заявили, что и здесь замешаны Кернес и Добкин.
Формально к ХОРТПЦ претензий быть не может. «Они заняли глухую оборону и говорят, что у них все работает, но они почему-то просто не получают сигнал от АТН», - говорит Аласания.
«Руководству харьковского отделения АО "Датагруп" он (Кернес) заявил, что если "Датагруп" осуществит подключение телекомпании АТН к передатчику и АТН выйдет в эфир, то у "Датагруп" возникнут большие трудности и проблемы при развитии абонентской сети в городе Харькове. А руководству "Велтон. Телеком" посулил большие проблемы и с развитием, и со стоимостью аренды канализационных сетей в домах муниципального подчинения, если те не откажутся от выполнения договора с АТН», - говорится в письме АТН на имя Януковича.
Комментарии мэрии получить не удалось. Но один из сотрудников мэрии на условиях анонимности сообщил, что способы давления на провайдеров действительно есть. «Жилые дома в городе обслуживаются предприятием "Жилкоммунсервис", которая работает в качестве подрядчика у города. Провайдеры, когда хотят подключить дом к интернету или кабельному телевидению, обязаны получить согласие этой организации. Но часто они ведут переговоры не с "Жилкоммунсервисом", а с жильцами дома. Хотя формально установка оборудования и прокладка кабеля без разрешения - это не что иное, как вредительство или даже вторжение в чужую собственность. Но провайдеры стремятся расширить абонентскую базу. Им вполне могли сказать, что их не пустят в дома, если они будут спорить сами знаете с кем», - на условиях анонимности сообщил сотрудник мэрии.
По такому же сценарию исчезли из эфира телеканалы «Фора» и АТВК: их провайдеры также прекратили передачу сигнала.
Елена Баранник, генеральный директор телеканала А/ТВК, говорит, что не надо быть очень умным, чтобы понять - все это звенья одной цепи. Она сообщила, что канал работал с провайдером «Украинские цифровые коммуникации» (УЦК). По ее словам, сигнал пропал без объяснений со стороны провайдера.
Этот же провайдер обслуживал и телеканал «Фора», исполняющая обязанности директора которого Ирина Рубашко сообщила, что и она пыталась выяснить у директора УЦК Максима Цзяна, что происходит, но и ей он не ответил. Кстати, Максим Цзян в госреестре по состоянию на 1 июля 2011 года значился совладельцем «Форы».
Максим Цзян, впрочем, прокомментировал ситуацию харьковскому агентству STATUS QUO. «Договор ООО "Украинские цифровые коммуникации" ("УЦК") с ТРК "Право-А/ТВК" я рассматриваю как чистой воды профанацию, которая не имеет к вещанию телеканала никакого отношения. Могу догадываться, что предыдущие руководители "УЦК" (Цзян руководит компанией с 1 августа 2011 года. - «Детектор медіа») и "Право-А/ТВК" составляли его только для того, чтобы указать в лицензии Нацсовета, кто является оператором», - заявил Цзян 15 сентября.
Он отрицает, что дело в политике. И высказывает ряд претензий к качеству подписанных договоров: «Некоторые моменты в этом договоре мне вообще непонятны, в частности, "оцифровка аудио-, видеоматериалов с кассеты DVD и иных носителей с последующей конвертацией таких материалов в формат, пригодный для размещения на сервере К4, и последующей трансляцией в эфире телеканала А/ТВК. Я это должен выполнять, но мне непонятно, ни что такое К4, ни какие материалы нужно оцифровывать. Их никто не предоставлял».
По словам Цзяна, «причина, по которой канала А/ТВК нет в эфире, - это его бесхозяйственность, нежелание заниматься техническими и административными вопросами для того, чтобы обеспечить свое вещание». Цзян также сказал, что у «Форы» есть долг перед провайдером - 36 тыс. 667 грн.
Тем временем Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания назначил внеплановую проверку АТН. «Компания жаловалась, что им препятствуют выходить в эфир. Проверка должна установить, АТН сами не выходят или им кто-то препятствует», - заявил глава совета Владимир Манжосов.
Олег Юхт в разговоре с «Детектор медіа» согласился с тем, что, очевидно, формально предъявить претензии Кернесу, Добкину и ХОРТПЦ будет сложно - все выглядит так, что вся ответственность должна лечь либо на провайдеров, либо на телеканалы. В случае если Нацсовет придет к выводу, что именно телекомпании по своей вине прекратили вещание, они могут лишиться лицензий.
Какой может быть выход?
«Есть два выхода, - говорит Юхт. - Либо общественность нас поддержит, и мы будем делать новости, либо она нас не поддержит, и эфир города займут исключительно Кернес и Добкин».
Официальный ответ Кернеса, опубликованный STATUS QUO, был таким: «Я уже говорил и повторю: у АТН фобия в отношении Кернеса и Добкина. Прикрываясь свободой слова, эта компания выполняет политический заказ, что всем известно. Хотя, кроме свободы слова, есть другие свободы, гарантированные Конституцией, - на получение объективной информации, например. Но ни в коей мере не свобода обливать грязью, что у АТН хорошо получается. Для этого, кстати, много ума не надо».
Комментарий советника харьковского мэра Юрия Сидоренко, бывшего журналиста «1+1», входившего в президентский пул, был обнародован агентством «Интерфакс-Украина». Сидоренко сказал, что если бы в распоряжении АТН «были какие-либо факты незаконного давления мэра Харькова на провайдеров или санитарных врачей, то с этой информацией в первую очередь надо было идти в прокуратуру, а не писать открытые письма президенту страны. Но понятно, что таких фактов у коллег из АТН нет, есть только голословные обвинения. Вместо фактов давления - желание использовать хозяйственные проблемы АТН в политической борьбе своих акционеров с руководством города».
Впрочем, этим словами Сидоренко только подтвердил политическую составляющую этого дела: «...в политической борьбе своих акционеров с руководством города...». То есть речь идет об Авакове, Кернесе и Добкине. Ну и о зачистке информационного пространства, конечно.
Пресс-служба Харьковской мэрии сообщила «Детектор медіа», что Геннадий Кернес готов дать комментарий, однако в пятницу поздним вечером мы получили сообщение, что мэр проведет во вторник пресс-конференцию, во время которой и озвучит свою позицию.
Иллюстрация - trud.ru