«Журналистов интересуют деньги, а не высокие идеи»
Какое состояние здоровья у запорожской журналистики, какие привычки не дают владельцам изданий вспомнить о социальной ответственности и почему журналисты не хотят защищать свои права - об этом «Детектор медіа» поговорила с председателем Запорожского независимого медиапрофсоюза Александром Воротиловым.
- В жизни многое зависит от уровня температуры. Какая, по вашему мнению, температура у запорожской журналистики?
- Ненормальная. Если у человека 36,6 - он хорошо себя чувствует и адекватно действует. Увы, наша журналистика в большинстве своем превратилась в пиар-рекламную деятельность. Как таковой «чистой» журналистики в Запорожье нет. Каждое СМИ, в основном, отстаивает позицию одной силы, но никак не читателя. Это большая беда. Но еще большее зло: каждое издание трактует события с позиций своих владельцев, не учитывая интересы читателя, и в итоге вводит потребителей информации в заблуждение. Объективность, даже стремление к ней - в Запорожье в подавляющем большинстве отсутствует.
- Это проблема запорожских СМИ или региональной журналистики в принципе?
- По роду работы я знаю проблемы и других областей. Тенденция проявляется практически во всех регионах. И такое положение - просто отражение болезни всей Украины. Журналистика не смогла остаться гласом народа, не говоря уже о понятии «четвертая власть», а превратилась в узкое амбразурное видение реальности отдельными силами.
- Причина все-таки кроется «вверху», или такое положение стало возможным из-за согласия на такие условия журналистов?
- Обе стороны виноваты, это встречное движение. Сверху давление, снизу - готовность служить за материальные блага. Сейчас журналистике учат все, кому не лень. И получается, что на факультеты приходит все меньше молодых людей со стремлением служить обществу, а не своим интересам. Сегодня в журналистику идут не потому, что хотят быть журналистом, а с убеждением, что этим, возможно, легко заработать деньги или как-то устроить себя. А тема служения обществу для Запорожья неактуальна по сути. Журналист - это образ жизни, твой внутренний мир. И именно это позволит не соглашаться с тем, что тебе навязывают. Увы, у нас не готовы терять «бусики», чтобы отстоять идею. Сейчас ситуация настолько уже усугубилась, что иногда приходят мысли: только какой-то рок, вмешательство высших сил сможет переломить тенденцию. Например, мне трудно представить, что в Запорожье может появиться настоящая журналистика, даже несмотря на профессиональных журналистов, работающих в городе. У нас слишком мало людей, которые готовы потерять деньги, защищая миссию.
- Что мешает запорожским журналистам воспринимать понятие «солидарность» не как набор букв, а как неотъемлемую составляющую их профессии?
- Все опять же начинается с того, что все кому-то служат: они подчиняются тем требованиям, которые устанавливает хозяин. А у журналиста не должно быть хозяина, иначе он не журналист. И именно журналисты должны вырабатывать правила своей работы с собственником, и поэтому, когда речь заходит о солидарных действиях, вступает в силу именно это осознание: зачем мне это нужно, влезу и тоже останусь свободный, но без гроша. И в такой ситуации сложно понять, что никто никогда не даст свободу, если ты сам ее не завоюешь. И степень свободы зависит от самого себя. Какую «потянешь», такая свобода у тебя и будет. А хозяин... Какому хозяину нужны свободные слуги?
Собственно, почему нет солидарности, хорошо видно и по работе нашего профсоюза, когда журналистов больше интересует не защита своих трудовых прав, отстаивание права на свободу в профессии, формирование ответственного мировоззрения работников СМИ, а вопрос: почему нам профсоюз не выдал путевку?
- Такое состояние запорожской журналистики - переходной этап, мучительное рождение нового уровня, затянувшаяся агония или практически dead-line?
- Точно не умирание. Наша журналистика проходит те же стадии, что и общество. К сожалению, журналистика пока не может стать выше, потому что нужны личности, которые бы повели за собой. А с инициативой у нас, как и в обществе, очень слабо. Журналистика все равно станет на свои позиции, иначе нельзя. Здравые идеи все равно пробьют свою дорогу.
- Какие три главные проблемы запорожских журналистов вы бы назвали?
- Первая: многие не понимают, зачем они приходят в журналистику. Вторая: страстна готовность служить собственникам, а не обществу. Третья: именно нежелание защищать свои права.
- А работодателей, собственников?
- Создавая СМИ, они не понимают ценности такого шага и не вырабатывают правила игры с коллективами. Второе: они путаются в основной идее - им нужен финансово успешный проект или рупор для себя? Третье: у большинства собственников нет социальной ответственности, они как будто живут вне общества, не понимая своей роли в нем и ответственности за свои действия.
- Как вы думаете, что мешает местным «носителям капитала» дорасти до понимания, что их личные бизнес- или властные интересы стоят на порядок ниже и имеют малую ценность по сравнению с идеей служения обществу? Или тому, чтобы у них хотя бы возникло желание перенести свои знания, как сделать проект коммерчески успешным, на свое СМИ?
- Привычка обманывать. Многие ведь сколотили капитал не совсем честным путем. А привычку трудно перебороть. Да еще нужно и смелостью обладать, чтобы заявить честно - это моя позиция. Вот и получается, что все мы - и собственники, и журналисты - подписали негласный договор о постоянном обмане себя, друг друга и читателей, при этом не забывая периодически покрикивать об ущемлении свободы слова.
- Можно ли говорить о том, что в Запорожье возможны цивилизованные отношения между собственниками СМИ и журналистскими коллективами? Насколько это практически реально?
- Все реально. Я считаю, что профсоюзы как явление - это первые ростки налаживания таких отношений. В первую очередь нужно, чтобы в каждом коллективе заключали соглашения о редакционной политике. Это принято во всем мире. Там со стороны собственника и трудового коллектива прописываются правила отношений. И если собственник заявляет, что мои деньги - а вы молча работаете, нужно помнить, в первую очередь, журналистам, кто они и какая миссия на них возложена.
Вполне разумно прописать все те идеи и позиции, которые собственник хочет транслировать через свое СМИ. Если журналисты согласны - хорошо. Важно перестать обманывать читателя, называясь, например, «общественно-политическим» изданием, если мы говорим о газетах. А вот зная о редакционной политике, читатель получает честную информацию, чьи идеи стоят за СМИ. И это не всегда минус. Намного больший минус, когда общество живет в мире обмана, - оно зомбировано, потому что думающие граждане не нужны имеющим деньги, власть имущим, тем более - политикам... А нужно стадо по имени электорат.
- Если бы вас попросили одним словом назвать запорожскую журналистику в целом, как бы вы ее назвали?
- Пиар-журналистика.
- Какие есть практические инструменты на уровне Запорожья для минимального приближения журналистики к уровню европейской?
- Объединяться. Надо быть свободным внутренне. Иначе ты умрешь. Рано или поздно журналисты это поймут. Нам нужно объединяться через профсоюзы, между собой. В конце концов, создать из себя силу, мощное движение в защиту своих прав в рамках одной структуры, в которую поверим сами и с которой начнут считаться те же собственники. Пока же мы соглашаемся, даже когда нагло попирают наши права, когда мы даже не осознаем своих прав и не несем ответственность за ту миссию, которую взяли на себя, пойдя в журналистику, - ничего не изменится.