Егор Бенкендорф: «Новый сезон у нас начнется 24 августа»
Назначению Егора предшествовали достаточно спорные управленческие решения новой власти, которая вместо того чтобы пройти пусть длительную, но необходимую процедуру назначения президента Национальной телекомпании через общественный совет, предпочла найти зацепку в существующем законодательстве, воспользоваться тем, что НТКУ - госпредприятие, и посему назначить руководителя компании волевым решением Кабинета Министров. Мол, так быстрее, да и надежнее.
Вряд ли кто-то станет оспаривать то, что НТКУ является государственным предприятием, но уж после таких действий слова о стремлении к общественному телевидению звучат скорее как речевка, позаимствованная новыми у прежних, чем реальный план.
Тем не менее, Егор Бенкендорф утверждает, что во всем, что касается программирования, его задачей-то как раз и является «максимально приблизить канал к общественному телевидению».
- Егор, какова была ваша первая мысль после предложения возглавить Первый национальный?
- Сначала меня охватил ужас. Я семь раз отказывался, и первой мыслью было: «Зачем это мне нужно?». Потому что у меня была хорошая работа, я одиннадцать лет работал на «Интере», получал от работы удовольствие. Я не видел смысла что-либо менять. Знал, что на «Интере» я могу двигаться выше или ниже по служебной лестнице...
- Что вы знали об НТКУ, когда решились стать гендиректором компании? Как часто смотрели этот канал?
- Я его не смотрел. Об НКТУ знал, что есть высокое мрачное здание, окруженное с трёх сторон кладбищем.
- Ваше первое впечатление от знакомства с Первым национальным?
- Удивление. Я шёл в мрачное здание, окруженное кладбищами, и думал, что тут абсолютно нет людей и полная разруха. А увидел, что разруха, конечно, есть, но кадры хорошие, у людей есть желание работать. И здание не такое ужасное, как оно мне представлялось, и кладбище не с трёх сторон, а, по-моему, только с двух.
- Вам ставили какие-то конкретные задачи, что именно вы должны делать на канале? Вице-премьер-министр Владимир Семиноженко, представляя вас коллективу НТКУ, сказал, что ожидает «значительного улучшения показателей Первого канала». За счет чего вы планируете этого достичь? На какие показатели вы планируете вывести канал в этом году?
- Повысить показатели - это скорее моя внутренняя задача. Меня попросили сделать хороший канал, максимально приблизить его к общественному телевидению.
Также для себя я поставил задачу запустить хорошие программы, чтобы телевидение занималось образовательной функцией. Первый канал может себе позволить делать больше социальных проектов и не гнаться, как коммерческий канал, за рейтингами.
Но, конечно же, я хочу увеличить показатели. Попробовать совместить социальную миссию и повышение рейтинга. Нам достался в наследство канал со средней долей 1,49 по 18 + (данные за 2009 год). Я понимаю, что это нелегко, но планирую в сентябре 2010-го довести долю до 3%. Мы уже убрали из эфира то, что, по моему мнению, непозволительно на Первом национальном канале, к примеру, телемагазины.
- Вы составили себе план действий хотя бы на первые сто дней пребывания на канале? Что будете делать, если его не выполните?
- План составил, правда, просчитал не на сто дней, а до 24 августа. Я буду идти к поставленной цели, и если что-то не получится, буду корректировать и все равно идти к цели. Если ставить себе задачи и думать о том, что что-то не выйдет, то лучше и не браться.
Когда пришел на эту должность, то пригласил свою команду. Честно говоря, первую неделю у меня было желание смыться, убежать, бросить все и кричать, что это не моё. Но через неделю страх, паника и ужас все-таки сменились амбициями - попробую, смогу, сделаю.
- Будет ли реорганизация подразделений на Первом и сокращение штатов? Николай Азаров уже объявил о 25-тысячном сокращении управленческого аппарата по всей вертикали. Думаю, это коснется и государственных телерадиокомпаний...
- Реорганизация уже идёт. На встрече с профсоюзами я сказал, что сокращения будут, и пообещал на следующей неделе представить новую команду и структуру. Я поменяю систему подчинения, чтобы она была более прозрачной, понятной, чтобы не было дублирования. Здесь совершенно другая система управления, не такая, как на коммерческом канале, я её упрощу.
- Сокращать штат НТКУ пытались почти все ваши предшественники, но у них практически ничего не получилось. Например, после 10%-го сокращения штата, которое с большим трудом провел Василий Илащук, на телеканале должно было остаться 1600 человек, а в итоге их почему-то все равно более 1700. Какие отношения у вас сложились с многочисленными профсоюзами на канале?
- На канале 1783 человека. Здесь три профсоюза, отношения с ними у меня нормальные. Мы договорились, что я буду с ними честным и открытым. Повторюсь, что сокращения будут.
- Какой штат, по вашему мнению, был бы оптимальным для НТКУ?
- Не буду лукавить, сейчас идут собеседования с людьми, руководители подразделений попросили сотрудников составить резюме. Например, мой заместитель Александр Пантелеймонов уже собрал функциональные обязанности и резюме со своих подчиненных и готов доложить мне о ситуации. Когда я буду знать общую картину, тогда четко смогу говорить об оптимальном для НТКУ штате.
На руководящие должности я поставил своих людей. Делая кадровые перестановки, на освободившиеся места мы ищем людей в первую очередь в коллективе. Например, поскольку Юрий Громницкий, который ушел в пресс-секретари, не сможет ежедневно вести программу «Точка зору», теперь эти выпуски будут вести Иванна Найда и Олесь Терещенко. Мы поменяли формат этой программы, теперь она будет называться «Про головне». Также мы провели реорганизацию по новостям, поменяли по выпускам ведущих, отменили парное ведение. Теперь выпуски новостей в 12.00, 15.00, 18.00 закрывает один ведущий, в 21.00 - другой.
- А Светлана Леонтьева остаётся на канале?
- Леонтьева остаётся на канале, она будет вести воскресный выпуск новостей.
- Лица канала будете менять?
- Будем добавлять. У нас есть много идей, но они воплотятся не сразу. Не будет массового добавления лиц, у нас есть план, ведутся переговоры, но чтобы не расстраивать другие каналы, мы пока не разглашаем фамилий.
- Вы уже познакомились с руководителями всех творческих производственных объединений? Директором ТПО художественных и документальных фильмов стал Марк Гресь, еще кого-то менять будете?
- Я еще не со всеми познакомился. Директором объединения музыкальных проектов стал Влад Багинский, а Елена Загороднюк переходит на другую должность. Она будет заниматься ночным вещанием. Мы хотим привлечь институты, которые готовят журналистов. Не буду все заранее рассказывать, но это очень интересно...
- Каково ваше мнение о Марине Бондаренко, Елене Степанищевой и других директорах ТПО?
- Еще окончательно не сформировал.
- Но они останутся на своих должностях?
- Я присматриваюсь. То, что будет реструктуризация объединения общественно-политических программ, - это факт. Сейчас эта структура очень запутана, все будет изменено, и, возможно, Марина Бондаренко, как и Елена Загороднюк, будет курировать отдельные проекты.
- А объединение спортивных программ?
- По поводу этого объединения мне доложат на следующей неделе, и тогда у меня будет полная картина. Сейчас за спортивные программы отвечают Михаил Метревели и Александр Борисенко.
- Мне пришлось не раз общаться с сотрудниками Первого еще со времен Докаленко...
- Кстати, что касается Докаленко, я считаю, что именно при нем на канале был высокий качественный подъем.
- Так вот, почти все они хорошего мнения о вас, чего не скажешь про Валида Арфуша. Они считают, что он унижает их пренебрежением к украинскому языку и что он вообще не имеет законного права занимать должность госслужащего. Что вы об этом скажете?
- Он учит украинский. Я договорился со своей женой, которая разговаривает на чистом украинском языке, чтобы она ему помогала. Я заставляю Валида Арфуша на заседаниях разговаривать на украинском языке. Я вам скажу, что его должность не считается должностью госслужащего.
И это, кстати, отдельный вопрос. Мы все-таки будем готовить предложение, чтобы не только журналистов госканала приравнивали к госслужащим, но и режиссеров, и другие должности.
- Кого еще вы позовете в свою команду, сколько у вас будет заместителей? Что будет с вице-президентами, которые работали при Илащуке? Будут ли изменения в пресс-службе? Будете ли менять структуру канала вообще, делать ее подобной структуре коммерческих вещателей?
- Структура будет прозрачнее, об этом я уже сказал. Она будет подобна некоторым коммерческим каналам. На сегодня у меня два первых заместителя: Артём Денисов - по финансам; Валид Арфуш - по международным, музыкальным и развлекательным проектам; и несколько заместителей: Владимир Липовой - по производству, Александр Пантелеймонов - информационное и общественно-политическое вещание, Михаил Метревели - по подготовке к «Евро-2012», Евгений Буцан - по юридическим вопросам. Кроме того, Марк Гресь назначен директором документальных проектов; Денис Денк - исполнительным директором по производству, Оксана Калитюк - директором ТПО «Новости», Влад Багинский - директором ТПО музыкальных и развлекательных программ. Руководителя пресс-службы пока не меняем, нас устраивает Юлия Савостина.
- Вы еще обещали взять генеральным продюсером Алексея Семёнова?
- Еще не взяли.
- А это правда, что у него российское гражданство?
- У Семёнова действительно российское гражданство, сейчас он оформляет украинское.
- Вы под него будете делать отдельную должность генпродюссера? Или уйдет Руслан Ткаченко, и он просто будет главным продюсером?
- Руслан Ткаченко уже перешёл с должности главного продюсера. Сейчас Семёнов не оформлен на канале, он выступает в качестве добровольного консультанта. Руслан Ткаченко перешёл на новости и спецпроекты.
- Я не услышала: что будет с Романом Недзельским?
- Пока я не вижу его в своей команде, но он еще на канале.
- А кто еще из вице-президентов остался?
- Толстых, Каленский. Веду сейчас переговоры. Игорь Толстых не будет моим заместителем, но останется на канале, он очень профессиональный и хороший человек. А Евгений Каленский тоже остается на канале, сейчас он на должности заместителя директора и руководит режимной службой.
- Какие свои творческие планы вы бы хотели воплотить на Первом национальном? Вы говорили, что будете избавляться от политики на канале. От чего именно вы будете избавляться?
- Несмотря на то, что я не был продюсером ни одного политического шоу, все же хотел по максимуму убрать политику с Первого канала. Вначале думал, что делаю правильный шаг, и люди скажут мне спасибо. Но некоторые восприняли это как давление на свободу слова, и я решил оставить часть политических шоу и сделать линейку. К 10 мая у нас будут изменены новости. Новый сезон у нас начнется 24 августа, тогда мы и покажем пробные изменения.
- На Первом давно уже хотели запустить итоговый воскресный выпуск новостей...
- Да. Более того, я сейчас поставил Пантелеймонову задачу, чтобы новости имели название. Потому что, когда говорят про «Подробности», то все понимают, что это «Интер», а если про ТСН - то это «Плюсы».
- Механизм финансирования НТКУ очень громоздкий. Не каждому, кто работал в коммерческих структурах, легко его освоить. Вы готовы к постоянной нехватке денег и недофинансированию?
- Я к этому готов. Сейчас думаю, какое предложение можно сделать Кабмину, чтобы решить этот вопрос. Я также подал проект бюджета и написал, что хочу обновить техническое оснащение канала, потому что если пройтись по некоторым студиям, там не техника, а музейные экспонаты, поэтому и картинка некачественная. В эфир все выдается с кассет, представляете? Я хочу, чтобы у нас с 1 сентября все было оцифровано. Кроме того, с 1 сентября мы запустим спутник, у нас будет международное вещание, будем выходить в пакете НТВ+.
- Будет ли НТКУ заказывать производство программ сторонним продакшнам? Если да, то каким?
- Будем, но каким - сказать не могу. Буду максимально стараться, чтобы делали собственный продукт. Все, что только сможем, будем делать самостоятельно.
По лицензии у нас 50% собственного производства, а я хочу сделать 70%.
- Как вы относитесь к сотрудничеству с ESGroup? С Михаилом Пополавским?
- Оно строится на коммерческой основе, у нас с ними договоры. Что-то нас устраивает, что-то буду изменять, и я уже им об этом сказал. Например, по Михаилу Михайловичу Поплавскому. Мы встречались с ним, и я попросил, чтобы при съемках он использовал наши технические возможности (у нас есть девять студий), чтобы деньги шли по безналичному расчету в бюджет Первого национального. Потому что иначе выходит, что программа выходит на нашем канале, а денег мы не получаем. Также мы попросили обновить оформление и изменить формат. Например, чтобы были полуфиналы, финалы, грандиозный концерт к концу года. Нужно сказать, что он очень активно реагирует на замечания и предложения.
- Как вы оцениваете уровень производственной базы НТКУ (техника, люди)?
- Люди прекрасны, техника ужасна. В основном. Можете зайти в пару студий и сфотографировать.
- Считаете ли вы адекватными сегодняшней рыночной ситуации поступления НТКУ от прямой рекламы, спонсорства, телемагазинов?
- О телемагазинах уже поговорили, их у нас уже нет. По спонсорству и прямой рекламе намечен ряд встреч и переговоров. Мы сейчас общаемся с несколькими крупными сейлз-хаусами, но право «первой брачной ночи» сохраняем, конечно, за «Сферой-ТВ», с которой мы работаем.
- Устраивает ли вас контракт со «Сферой-ТВ»?
- Контракт меня устраивает, меня не устраивают некоторые детали по доходности, как раз их мы сегодня обсуждаем.
- Намерены ли вы инициировать какие-либо изменения в контракте со «Сферой», или, возможно, даже сменить селлера?
- Давайте так: пока не умер, не хоронить. Мы ведем с ними переговоры.
- Как изменится концепция Первого национального? Есть ли она уже у вас? Будет ли Первый национальный похож на российский Первый канал?
- На российский Первый канал он не будет похож. У меня есть концепция, есть условная сетка в рабочем варианте. К примеру, я встречался с Богданом Сильвестровичем Ступкой, и мы решили, что нужно возвращать на экраны театр, но делать это правильно. Просто спектакли на ТВ мало людей будут смотреть, канал станет скучным и неинтересным, мы и театру не поможем, и себя убьём. Мы проговорили такой вариант: раз в месяц он предлагает спектакль с хорошим составом актеров, а мы транслируем его в прямом эфире, а прямой эфир - это уже другие эмоции, другие ощущения. Мы делаем промо, еще будет красная дорожка, живое интервью перед спектаклем и в антракте.
- Каким образом сегодня можно поломать низкий рейтинг Первого национального? Как вы будете искать оптимальное соотношение между рейтингом и социально значимым продуктом?
- Не хочется раскрывать все новости, но есть хорошие идеи. В ближайшее время мы запустим проект, который привлечет и молодежную аудиторию, и даст возможность не потерять возрастных зрителей. Это будет в июне. И могу заранее сказать, что, начиная с первой программы, доля будет 5% и выше. Более того, мы провели переговоры с «Укрнетом», они предоставят нам интернет-поддержку.
- Как вы оцениваете собственное производство канала? Есть ли уже решение, какие из старых проектов останутся на Первом, а какие будут закрыты? На производство какого продукта вы будете ориентироваться?
- Все это рассматривается и изучается.
- А те программы, выпуск которых приостановили на время выборов? Им обещали, что они вернутся в эфир...
- Думаю, вряд ли. То, что было закрыто и приостановлено, вряд ли вернется. Я сторонник того, что если делать что-то, то делать новое, а не брать старое.
- А «Книга.ua» вернулась же в эфир?
- Программу «Книга.ua» мы изменим.
- Как изменится сетка вещания? По какому принципу вы ее будете формировать?
- Мы будем выстраивать сетку линейно, детальнее пока не хочу рассказывать, чтобы какой-нибудь канал не перехватил нашу идею.
- Какой вы видите новую стратегию закупок? В последние годы на канале было очень мало сериального продукта и художественных фильмов. Будете ли их покупать? Что это будет за продукт (российского или западного производства)?
- Буду, если найду спонсоров, потому что денег из бюджета мне не хватит. Сериалов много не будет. Если появится сериал, то он будет украинского производства, линейный ежедневный сериал.
- Не планируете ли создать продакшн на канале?
- Нет. Бессмысленно создавать продакшн, пока нужно привести базу канала в порядок.
- При Илащуке канал активно ориентировался на закупку дорогих прав на топовые спортивные трансляции. Изменятся ли теперь приоритеты?
- Первый национальный канал является членом EBU, у него есть основной эксклюзивный продукт, это «Евровидение», Олимпийские игры и др. И мы, конечно же, не будем от них отказываться.
- Появится ли на канале повтор проектов, которые раньше выходили на каналах группы «Интер»? Пригласите ли на Первый «Ключевой момент»? Я видела у вас рекламу этой программы.
- Это не реклама «Ключевого момента», это реклама, которая размещается за деньги. Пока я не готов сказать, возьмем ли мы их к себе. С «Интера» я взял бы «95-й квартал».
- А какие проекты Первого национального можно продать?
- Сейчас никаких. В будущем, возможно, такие появятся.
- Не планируете ли менять аудиторию канала? На кого будете ориентироваться в первую очередь? Какого зрителя, по-вашему, сейчас не хватает каналу?
- Нам не хватает постоянного зрителя. Аудитория у Первого национального в основном случайна. Например, к нам приходят зрители, когда в программе футбольные матчи.
- Как вы относитесь к тому, что Первому приходится делить свою частоту с ТРК «Эра»? Будете ли бороться за эфирное время, которое занимает эта телекомпания?
- Конечно, было бы хорошо, чтобы у нас было 24-часовое вещание. Но вопрос «Эры» мы еще не обсуждали.
- Значительная часть помещений в телецентре, принадлежащих НТКУ, сдается в аренду коммерческим компаниям. Будете ли вы пересматривать эти договоры?
- Мы их пересматриваем. Я пообещал профсоюзу аптечный киоск. Раньше аптечный киоск был внутри здания, но он не работал в выходные, и с коммерческой точки зрения это было невыгодно. Мы сделаем аптечный киоск в одном из принадлежащих нам зданий, им смогут пользоваться и сотрудники Первого национального, и люди «с улицы».
- Что будете делать, если Верховная Рада примет поправки к закону «О телевидении и радиовещании», в соответствии с которыми за руководителей НТКУ и НРКУ будет голосовать парламент? Насколько нам известно, этот проект должен рассматриваться в уже апреле. Если парламент назначит другого человека президентом НТКУ, будете ли вы пытаться остаться на должности гендиректора?
- Если парламент проголосует за другого, то драться я не буду. Я никогда не цеплялся за должности, а просто выполнял свое дело. Без работы я в любом случае не останусь.
- Что вас может заставить уйти с Первого?
- Если мне будут звонить «высокопосадовцы» и заставлять меня делать то, чего я не хочу, или навязывать тех людей, которых я не хочу. Когда я пойму, что теряю свободу, тут же уйду. Это было первым условием, которое я поставил. Было очень много звонков, порядка пятидесяти, с просьбой взять того или иного человека, все были отвергнуты, а когда я сам не мог отбиться, то просил о помощи Анну Герман. На встрече с президентом мы специально проговорили, что я самостоятельно принимаю решения, что у меня есть своя команда и людей извне мне не дают.
- Нам рассказали, что ваше место на «Интере» никто не занимает. Вы оставили себе пути к отступлению?
- Это удивительная ситуация. Я три года назад был исполнительным продюсером телеканала «Интер», потом стал заместителем исполнительного продюсера и у меня был кабинет с душем и со всеми удобствами. Потом я переехал в другой кабинет. Но до сих пор тот мой кабинет с душем свободен. Почему его не заняли, я не знаю. Я к тому веду, что если кабинет пустует, то это не пути к отступлению, это просто так сложилось.
Фото Павла Старостенко