От антифашизма к антисемитизму
«Детектор медіа» продолжает обсуждение программы «Шустер live» 24 апреля, посвященной угризе неофашизма в Украине. Уже была опубликована статья Екатерины Ботановой «Технологія ненависті і страху»; обращался к этой программе в своем блоге Константин Матвиенко. В продолжение темы - текст Марины Бердичевской.
Савик Шустер не был бы Савиком Шустером, если бы в прошлую пятницу, 24 апреля, не посвятил свое четырехчасовое шоу темам, вскользь и поверхностно упомянутым другими средствами массовой информации.
Новость об убийстве в Одессе 17 апреля активиста молодежной организации «Сечь» якобы представителями другой молодежной организации - движения «Антифа» - только потому оставалась топовой на протяжении нескольких дней, что речь шла об убийстве, на которое обратили пристальное внимание как президент страны, так и представители отдельных политических партий.
А резонансное для всего мира событие той же недели, когда во время речи президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада на конференции ООН по расизму представители 23 стран демонстративно поднялись и вышли из зала, таким образом протестуя против слов «Израиль - расистское правительство эмигрантов из Европы и США на Ближнем Востоке» и «Холокост - это миф», однако представители Украины продолжали спокойно слушать эти речи, так и осталась бы актуальным лишь для посольства Израиля в Украине. Если бы не Шустер, безошибочно ощутивший, что темы такие обходить молчанием нельзя. У того факта, что из всех работающих на украинском поле журналистов почувствовал это только он, причин несколько. Я убеждена, что здесь сыграли свою роль как опыт работы в европейской журналистике, так и национальная принадлежность.
О том, что Шустер профессионально подготовился к обсуждению столь непростых для любого общества и во все времена тем, как и том, что картину, как всегда, подпортили обсуждающие эту тему «эксперты» из разных политических партий, ТК уже писала. С Кириллом Куликовым, депутатом от НУНС, как и с Виталием Кличко, и вовсе конфуз вышел. Первый, в разгар дискуссии о значении молодежного экстремизма для общества в целом, вдруг задал вопрос друзьям погибшего Максима Чайки, через сколько минут после вызова приехала на место преступления скорая помощь. Второй же продемонстрировал, что напрочь неспособен к молниеносному реагированию на провокативные вопросы, да и вообще к ведению политических дебатов. Савик даже зачем-то пригласил боксера к микрофону. Следовало так понимать, что он считает Кличко столь же компетентным специалистом в этой теме, как Анатолия Гриценко, долгие годы занимающегося вопросами национальной безопасности. Итог всего сказанного Кличко выглядел без преувеличения смешно. Ребята, призвал Кличко, давайте вообще не будем обсуждать лозунг «Украина для украинцев». Давайте придумаем лозунг «Украина для профессионалов». В этот момент Владимир Яворивский, видимо, забывшись, начал загонять Кличко в угол, спрашивая, что же тогда делать непрофессионалам? Выезжать из Украины? Загнанный в угол Кличко не смог выбраться оттуда самостоятельно. На помощь ему вовремя пришел завсегдатай Нестор Шуфрич, чье комментирование в шоу Шустера абсолютно всех тем дошло уже до той точки абсурда, что я иногда задаюсь вопросом, не подрабатывает ли Шуфрич у Шустера внештатным «хроникером».
Но на этот раз Шуфрич опоздал на эфир, а поскольку предметно высказаться по предложенной теме, видать, эрудиции не хватало, он не нашел ничего лучшего, как вспомнить о том, что со дня смерти Максима Чайки еще не минуло 40 дней. Мысль, конечно, гуманная и христианская. Однако речь ведь не идет о частной смерти. Эта смерть с первых минут приобрела политическую окраску. И потому как раз в этом вопросе профессиональных стандартов Савик Шустер не нарушил.
Еще в самом начале дискуссии Анатолий Гриценко попросил Шустера быть как можно более деликатным и аккуратным в обсуждении проблемы активизации националистических, ультраправых и профашистских молодежных движений в стране. Надо отдать должное Савику: он довольно четко и жестко расставлял акценты, не допускал скандалов в студии, оппонировал политикам, высказывавшим мысль, что проблема высосана из пальца...
Однако, показав фрагмент интервью с Максимом Чайкой, где тот разделил граждан страны на «белых славян» и людей, таковыми не являющихся, Шустер показал отснятое в тот же день Мустафой Найемом интервью якобы с представителем движения «Антифа» (на которое Президент уже возложил ответственность за убийство Чайки). Этот человек в маске сказал: «Правильно они его подрезали». После этого дискуссия продолжилась. И когда почти через час Максим Буткевич, журналист и координатор проекта «Без границ» общественной организации «Социальное действие», как специалист по молодежным движениям, заявил, что человек в маске и футболке с надписью «СССР» не может быть членом движения «Анфтифа» по конкретным, известным специалистам, признакам, а значит, речь идет о провокации, на эти слова никто не обратил внимания, включая Шустера.
На деле же это значило только то, что Мустафа поверил на слово провокатору, а Шустер поверил на слово Найему. Ценой же такой ошибки в этом случае могут стать жизни еще не одного молодого человека из того или иного движения.
Из настоящих экспертов слово дали только Максиму Буткевичу, да пару раз удалось вставить ремарки Владимиру Фесенко.
Речи же политиков, как и каждую пятницу, формально подгонялись под очередной повод, а по сути снова служили святому делу самопиара. «Специалистка» по молодежным движениям Валентина Семенюк-Самсоненко не преминула обвинить действующую власть в экономическом коллапсе, конечно, прямо имен не называя. Она заявила, что если бы у агрессивно настроенных парней как из организации «Сечь», так и из движения «Антифа» была хорошо оплачиваемая работа, они трудились бы не покаладая рук, а по вечерам культурно отдыхали, и тогда у них просто не хватало бы времени на всякие глупости вроде различных «измов».
Михаил Чечетов не преминул заклеймить президента Ющенко, в большинстве случаев не дававшего никакой оценки подобным экстремистским инцидентам, а вот в этом случае открыто нарушившего правовые нормы, до окончания следствия провозгласив виновных. И понятно вроде, что как Семенюк-Самсоненко, так и Чечетов по сути правы, а все же не избавиться от ощущения, что, будь повод иным, они говорили бы то же самое, обвиняя власть, представителями которой они сегодня не являются. И уже банально задаваться вопросом, по какой причине Савик дает полную свободу именно таким спикерам, поторапливая либо вообще не давая слова настоящим экспертам.
Тем не менее, несмотря на досадные промахи команды Шустера, программа выполнила возложенную на нее ведущим миссию. В ту пятницу студия Савика как никогда продемонстрировала умеющим видеть страну Украина как она есть - на четыре часа поместив в банку прямого эфира Андрея Ильенко, члена партии «Свобода», Евгения Червоненко, никогда не скрывавшего своей национальной принадлежности, одиозного члена облсовета Одессы Игоря Маркова (активно и чаще всего вне правового поля борющегося с местными националистами), Дмитрия Корчинского и посла Израиля в Украине Зину Калай-Клайтман.
«Если ты мужчина, скажи мне, кто я?», - кричал Евгений Червоненко Андрею Ильенко. «Я - не ваш психоаналитик. Я знаю, что я - украинец, и я нахожусь на своей земле. И мы - титульная нация. Если Украина не для украинцев, то для кого?», - отвечал представитель партии «Свобода».
Но такие дебаты казались абсурдными ровно до того момента, когда Шустер продемонстрировал итоги голосования аудитории, которая, по его словам, представляет всю Украину. У аудитории спросили, чем является лозунг «Украина для украинцев» - патриотизмом, национализмом или нацизмом. 71% голосовавших посчитали этот слоган патриотическим, и лишь 7% были уверены в том, что это - нацизм. В этот момент лично мне стало не до смеха. Я сидела перед экраном, пораженная, поскольку была уверена, что ни один из присутствующих в студии политиков этой темы не разовьет, и Шустер сам не даст ей ходу. Аудитория, как всегда, начала аплодировать сама себе. И вот здесь было впору поаплодировать Анатолию Гриценко, молниеносно отреагировавшему на эти данные. «Савик, - сказал Гриценко, - впервые, участвуя в вашей программе, я не понимаю аплодисментов аудитории. Потому что это страшные цифры. После такого голосования, по логике, мы должны купить циркуль и мерить черепа, разрез глаз. Что делать тогда крымским татарам, гагаузам, молдаванам, русским, евреям, которые живут на этой земле? Лозунг "Украина для украинцев" - это нацизм, ничего более. Несколько миллионов человек просто нужно выгнать из страны - вот что означает это голосование». Гриценко попросил ведущего поставить вопрос на переголосование, убежденный, что большинство просто не поняло сути вопроса. Итоги повторного голосования, конечно, могли утешить Гриценко, но я не думаю, что порадовали тех, кто глубоко понимает смысл заданного Савиком вопроса. Поскольку 42% аудитории упорно продолжает считать лозунг партии Тягнибока патриотическим, 33% - националистическим и всего 25% - нацистским.
А пропрезидентские политики продолжали убеждать аудиторию в том, что эта проблема не является актуальной для Украины. Это заявил Кирилл Куликов, а Вячеслав Кириленко разразился длинным спичем в поддержку Конституции Украины, которая дает равные права всем ее гражданам, независимо от национальной принадлежности. Им вторили «бело-голубые», считая, что вопрос был сформулирован неправильно.
Абсурд грозил достичь апофеоза, когда от обсуждения поднимающего голову молодежного фашизма перешли к «еврейскому вопросу» и дали слово послу Израиля в Украине. Госпожа посол сдержанно изложила ситуацию и свидетельствовала, что Израилю до сих пор не ясна официальная позиция Украины в этом вопросе. Табельные оправдания заместителя Министра иностранных дел превратили обсуждение в фарс и в итоге свели на нет. Евгений Червоненко попросил прощения у государства Израиль за поведение МИДа на конференции ООН от имени всех евреев Украины, и в том, что проблема должна быть снята, Червоненко поддержали практически все политики во главе с Нестором Шуфричем.
Однако факты остались фактами. Представители украинского МИДа не посчитали антисемитские речи президента Ирана столь уж важными, чтобы «голосовать ногами», украинский еврей Червоненко услышал брошенные ему в лицо слова «чистого украинца» «мы - титульная нация», а катастрофически необразованная в теме этнических конфликтов и стремительно нищающая аудитория считает лозунг «Украина для украинцев» патриотизмом. Ложечки вроде бы и нашлись - а осадок все-таки остался.