А был ли Гоголь, или Размышления о культурной импотенции

7 Квітня 2009
31441
7 Квітня 2009
16:11

А был ли Гоголь, или Размышления о культурной импотенции

31441
Незадолго до начала празднеств в честь 200-летнего юбилея Николая Гоголя я беседовала с одним из исследователей его жизни и творчества. Рассказывая о жутких сценах эксгумации и перезахоронения тела Гоголя, состоявшегося в сумерках 31 мая 1931 года, на котором присутствовал весь тогдашний цвет русской литературы и крайне отрывочные и противоречивые свидетельства которого дошли до нас, ученый резюмировал: «Так и после смерти Гоголь не дает покоя живым».
А был ли Гоголь, или Размышления о культурной импотенции

Телепродукты и кинособытия, демонстрация которых была специально приурочена к пышно отмечаемому как в Украине, так и в России юбилею «великого русского писателя» и одновременно «великого идеолога украинской идентичности», лишь утверждают в верности этой мысли. Ни тонкие нюансы жизни Гоголя, ни обстоятельства и причины его смерти, ни мотивы его творчества, ни облики главных персонажей его произведений до сих пор не могут быть однозначно трактованы серьезнейшими исследователями, посвятившими теме Гоголя значительную часть своей жизни. А это означает только то, что один из таинственнейших писателей не только русской, но вообще мировой литературы оставляет потомкам вдоволь места для разгула фантазии и вольных интерпретаций.

 

Итак, к началу апреля мы получили три продукта: проект студии «Намедни» Леонида Парфенова - двухсерийный фильм под названием «Птица Гоголь» (Первый канал, Россия), документальный фильм производства телеканала «Интер» под названием «Гоголь и черт» (автор - Юрий Сидоренко) и художественный фильм российского режиссера украинского происхождения Владимира Бортко - экранизацию гоголевской повести «Тарас Бульба». Каждый из продуктов был сделан с любовью и потому получился интересным и качественным.

 

«Птица Гоголь» - очередной шедевр от Парфенова, стильный, с изысканными деталями, утонченными изюминками и вкусными подробностями. Неутомимый Парфенов ловит настоящую птицу, называемую гоголем, готовит итальянскую пасту по любимому рецепту гурмана Николая Васильевича, моет памятник Носу в Санкт-Петербурге, топит кошку в том самом пруде, в котором это сделал маленький Гоголь, вместе с гоголевским персонажем Носом заходит в Казанский собор, имитирует походку Акакия Акакиевича из «Шинели», проходит практически по каждой улочке Рима ли, Москвы ли, Нежина ли, Петербурга ли, по которой в какой-то из периодов своей жизни проходил писатель, и так, пядь за пядью, слово за словом, пытается воссоздать всю траекторию жизни самого Гоголя вместе с его персонажами.

 

Немного скомканной получается у него тема второго тома «Мертвых душ» - Парфенов так и не дает нам однозначного ответа на вопрос, был ли он написан, вместо этого делая акцент на том, что в последние десять лет своей жизни Гоголю «не писалось», а потому идея второго тома так и осталась невоплощенной. Знатокам и исследователям Гоголя такая версия, изложенная в качестве безальтернативной, понравится вряд ли. Поскольку целый ряд литературоведов убеждены в том, что за 10 дней до смерти Гоголь истопил печь беловым вариантом полностью завершенного второго тома «Мертвых душ», состоявшего из 11 глав.

 

Скомкана также тема предсмертной болезни и «жизни после смерти» Гоголя. О перезахоронении упоминается вскользь, о буквальном растаскивании на сувениры частей тела и одеяния писателя в те майские сумерки 31-го - ни слова... Зато целый пассаж посвящен памятникам писателю с итоговым сатирическим аккордом - горячо «любимый» русской интеллигенцией скульптор Зураб Церетели изваял громадный памятник тщедушному Гоголю и водрузил его в Италии. Тем не менее, рядовой зритель этих тонкостей не заметит. А потому, за исключением, может быть, только Земфиры, скованно и невнятно цитирующей отрывки из различных произведений писателя, все в этом фильме замечательно. Впрочем, и сама Земфира, благодаря абсолютнейшему абсурду собственного присутствия в фильме, смотрится как редкая приправа к этому блюду от шеф-повара Парфенова. И замечательно, что это блюдо практически на любой вкус - от рядового зрителя, которого искрометный стиль автора продержит в напряжении все долгих два с лишним часа, до профессиональных гоголеведов. И только последние оценят и поймут, какая колоссальная работа (по подбору документов, цитат в самую точку, мелких деталей, известных лишь узким специалистам) была проделана «за кадром», чтобы позволить Парфенову в кадре легко, играючи и тонко иронизируя на каждом шагу, преподнести зрителю максимально реалистичного Гоголя - Гоголя-каким-он-был-на-самом-деле.

 

Руководствуясь совершенно иными жанровыми законами, журналисты «Интера» снимали фильм «Гоголь и черт». Фильм короток и динамичен, и даже, несмотря на некоторую занудность, свойственную асболютно всем отечественным документальным продуктам, автором этих строк был просмотрен, что называется, на одном дыхании. Здесь больше сугубо украинских подробностей рождения, жизни и смерти Гоголя, а отдельные нюансы его творчества представлены множеством профессиональных мнений, однако нет никакого литературоведения.

 

Если фильм Парфенова переполнен «приколами» вроде цитаты из «Невского проспекта» - о том, что вывеска с золотыми буквами и нарисованными ножницами «блестела, казалось, на самой реснице его глаз» с попыткой прорисовать этот образ и понять всю его абсурдность с точки зрения «реализма», то Юрий Сидоренко демонстрирует кадры из знаменитой постановки «Вия», рассказывая о том, что после съемок в этом фильме в роли Панночки Наталья Варлей сильно болела. История настолько ненова и банальна, что сегодня о ней не знает только ленивый.

 

При этом журналист «Интера» не берет на себя смелости выступать, подобно Парфенову, рассказчиком от первого лица. «Гоголь и черт» в основной своей части - это не всегда мастерская, но все же довольно профессиональная нарезка цитат из столпов русского и украинского гоголеведения. В кадре появляются и Юрий Манн, и Игорь Золотуский - для знатоков - живые легенды, с чьих произведений о Гоголе любой студент филфака неизменно начинает знакомство с творчеством писателя. Этот плюрализм экспертных мнений обеспечивает широту, загадочность и незавершенность темы Гоголя, а также позволяет заинтересованному зрителю узнать множество неудобных подробностей. Если Леониду Парфенову политкорректность позволяет лишь упомянуть о том, что русский язык у Гоголя - это «гоголевский русский язык», то Юрий Манн в фильме «Гоголь и черт» констатирует: Гоголь писал с колоссальными ошибками, не умел спрягать глаголы и вообще не признавал знаков препинания. Видимо, из соображений той же политкорректности, Парфенов избегает упоминаний о том, что великорусские коллеги по перу часто звали Гоголя «хохликом», а также опасается чересчур углубляться в загадочный вопрос отношений Гоголя с женщинами. В то время как Юрий Сидоренко делает попытку такого анализа, не стесняясь упомянуть онанизм и публичный дом, но ни слова не говоря (как и Парфенов) о версии сифилиса. А стоило бы спросить господ Манна и Золотуского - уж они-то точно знают, что и такая версия имеет право на существование. По крайней мере, литературоведам известно, что итальянские врачи спрашивали у Гоголя, давно ли он лечится от сифилиса.

 

Итак, каждый из авторов довольно мастерски избегает неудобных для себя тем, при этом каждый искренне пытается докопаться до правды. Но если у искрометного Парфенова Гоголь очень смешон, потрясающе неординарен и при этом неоспоримо велик, то Юрий Сидоренко, практически не делая собственных выводов и обобщений, так и оставляет зрителя в уверенности, что этот малограмотный, неопрятный, болезненный и чудаковатый «хохлик» вошел в анналы русской литературы просто каким-то чудом.

 

Притом что Юрий Сидоренко даже пытается имитировать стиль Парфенова - устраивая стендапы в любимом итальянском кафе Гоголя или в Нежинском лицее, в котором он учился, в дотошности и любви к деталям украинский журналист явно проигрывает. Возьмем только один сюжет, общий для двух проектов - историю о черной кошке, которой страшно испугался маленький Николай (оставшись как-то один дома), узревший в ней черта и утопивший ее в пруду. Сидоренко рассказывает эту историю за кадром, в котором мы видим черную кошку с горящими в темноте глазами, а затем зачем-то дает длинный и невнятный синхрон заместителя директора музея Гоголя на Полтавщине о том, что и сегодня в музее живет черный кот, которого сотрудники считают талисманом... Вместо этого Парфенов, как всегда, пошагово воспроизводит сохранившуюся документально историю с черной кошкой. Он находит тот самый пруд, выходит на тот самый мостик и показывает нам на себе, как именно это сделал маленький мальчик. Вопрос: что мешало сделать то же Юрию Сидоренко, ведь легендарный пруд - здесь, рядом, а не в какой-нибудь Ницце, куда ехать было нерентабельно... Кстати, на знаменитую Виа Феличе в Риме Сидоренко едет вслед за Парфеновым, но почему-то не входит в ту квартиру, где несколько лет прожил Гоголь и где он создал первый том «Мертвых душ». Так что проект Парфенова в этом смысле, безусловно, может считаться образцом целевого использования выделенных немалых средств.

 

Насколько целесообразными были затраты на третий продукт - снимавшуюся три года киноэпопею «Тарас Бульба» - этот вопрос не дает сегодня покоя в основном украинским критикам и культурным деятелям. Уже обсуждение фильма Владимира Бортко в блогах ТК продемонстрировало, что украинцы в подавляющем большинстве не восприняли это кино в качестве собственно произведения искусства - красивейшей интерпретации гоголевской повести, посвященной героям, которые населяли украинскую землю в XVI столетии. Вместо того, чтобы увидеть в образе Тараса Бульбы фанатичного героя, но при этом любящего отца (что и пытался донести до зрителя Бортко), украинцы бросились рассуждать на тему «почему же мы не можем снять кино сами о себе, почему все время снимают какие-то Гоффманы и какие-то Бортко». Вспомнили о том, что Бортко - член КПРФ и на этом основании сделали безапелляционный вывод: экранизация «Тараса Бульбы» - на самом деле никакая не экранизация, а идеологическое оружие в борьбе России с Украиной. Никто не задумался над тем, почему «заиделогизированному» имперскому режиссеру даже не понадобилось переписывать текст Гоголя, как никто и не задался вопросом, а почему, собственно, это произведение о героическом украинском казачестве было написано на русском языке и почему еще в середине XIX века оно стало образцом русской литературы.

 

Главные нарекания кинокритиков и околокультурных украинских деятелей вызвали фрагменты фильма, где казаки, умирая на поле боя, картинно произносят в кадр: «Пусть живет православная вера и цветет пышным цветом русская земля». Этот фрагмент, по мнению наших деятелей и журналистов, - безусловное свидетельство отработки Владимиром Бортко имперского политического заказа. Верно, в предцензурном издании «Тараса Бульбы» 1835 года таких слов не было, а сам Тарас, сгорая на костре, лишь попросил казаков в будущем году прибыть на это место да погулять хорошенько, не вспомнив ни о какой русской земле и ни о каком царе. Тем не менее, в послецензурном издании Тарас Бульба говорит буквально следующее: «Прощайте, товарищи! Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи? думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся казак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымется из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..». Так против какой - исторической, культурной, литературной - правды погрешил Владимир Бортко?

 

Вчера в эфире «Шустер live» произведение Бортко обсуждали в свете украино-российских политических и культурных отношений. Обсуждали Юрий Рыбчинский, Михаил Резникович, Виктор Гресь, Олесь Доний... Рыбчинского страшно раздражали в фильме (!) Бортко упоминавшиеся каждые 10 минут слова «лях» и «жид». Но позвольте, господин Рыбчинский, вы давно читали оригинал «Тараса Бульбы»? Со стороны России по сателлиту присутствовал только Михаил Боярский, исполнивший в фильме роль казака Василия Шило. И когда неутомимый Мустафа Найем начал настойчиво спрашивать его о наличии некоего «социального заказа» на фильм, Боярский ответил четко и жестко: «Не задавайте вопросов, которые не нужны, это не про этот фильм». Боярского не услышали, слова больше не дали, а вместо того позволили Олесю Донию разразиться тирадой о том, как губителен для сознания настоящих украинцев фильм Бортко. Не преминули нежно обругать Богдана Ступку, который не стал ждать, пока кто-либо из украинских кинотворцов соберется экранизировать Гоголя, и живо откликнулся на предложение Бортко исполнить главную роль...

 

Если я скажу, что, глядя на эту псевдодискуссию псевдокультурной элиты, мне стало грустно, я не скажу ничего. Всем известно, что невежество всегда наиболее воинственно. А воинствующее невежество, помноженное на культурную, политическую, экономическую импотенцию, подживляемое лишь извечным оскорбленным чувством национального достоинства, смотрится и вовсе жалким. По какому праву украинцы взялись приватизировать «Тараса Бульбу» и Гоголя целиком, не умея и даже не пытаясь допрыгнуть до уровня Бортко и Парфенова?

 

Фото: http://tarasbulba.blox.ua/html

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
31441
Читайте також
27.04.2009 22:44
Михаил Чаплыга, «Українська правда»
19 857
22.04.2009 15:24
Олексій Мазур, «Українська правда»
26 482
16.04.2009 12:35
Світлана Пиркало, «Главред»
40 421
10.04.2009 12:31
Михайло Бриних
56 753
01.04.2009 17:08
Ірина Пустиннікова, Інфопорн
39 929
Коментарі
35
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Лилу
5704 дн. тому
Смешно слышать - Бортко непогрешим, потому что снял "как у Гоголя". Как-то так получилось, что целыми кусками экранизированы и озвучены именно те куски, которые творили цензоры во время второй редакции. Всей этой пророссийской галиматьи Никола Васильевич не писал. Он вообще мужик был хитроватый. И на историческую достоверность не претендовал. Например, у него конце 16 века козаки штурмуют город Дубно. А он, между прочим, в то время пренадлежал правосланому князю Константину Острожскому. Тому самому, основателю академии и православных монастырей. Или - сыновья приезжают из бурсы, которая появитмя только в 17 веке. А после самодеятельности Бортко это вообще брусничное варенье со шкваркой (одной).
Любопытный
5704 дн. тому
Уважаемый Автор! Перечитайте "Тараса Бульбу". Не основывайтесь на старых школьных воспоминаниях, а прочтите заново. Эта повесть имеет крайне мало общего с фильмом. Влом перечислять по всем фрагментам, но: - Казаки пишут письмо турецкому султану, при чем пользуясь исторически известным текстом, что выглядит в фильме полным идиотизмом - у Бортко есть, у Гоголя, к счастью, НЕТ. - У Бортко жену Бульбы убивают и привозят тело на Сечь - у Гоголя она ЖИВА и более того, ПОЛК БУЛЬБЫ, который по Бортко уничтожен ляхами, у Гоголя прибывает под осажденный город. - Панночка не жрет хлеб, как полоумная и не набрасывается на Андрия с поцелуями, как у Бортко, а вначале относит хлеб отцу-матери, а потом ест маленькими кусочками, по - королевски и молиться. Это только минимум тех неурядиц, и несовпадений с Гоголем, которые есть в фильме. А если коптуть глубже! Звездец. Все НЕ ТАК!
lisa
5705 дн. тому
Насправді, я не дивилася фільмів Іллєнка, тому порадити не можу. Матєшко ж взагалі знімає серіали, мабуть щось всі дивилися. Не те шо статтю Кокотюхи. Тому всім раджу подивитися. Тому що в ній представлена дуже обїєктивна думка. Вона називається "Тарас Бульба": програш Бортка, перемога Гоголя."
Космополит
5705 дн. тому
Lisa, если бы Вы сказали:"Смотрите фильм Ильенко или Матешко, или кого-то другого", то это было бы правильно. Но вы призываете читать статью. Получается - давайте сравним фильм Бортко со статьей Кокотюхи. Весельчак У , а что в словах Бортко Вас удивило или оскорбило. Он все правильно сказал. Люди на востоке и западе Украины выросли в абсолютно разных традициях. Создать единую украинскую нацию будет карйне сложно, практически невозможно. Попробуйте создать единую нацию из крымского татарина, житомирского еврея и донбасского потомка сибиряка. Это будет "Ой, мороз-мороз", исполненный на идише, в вышиванке под аккомпанимент трембиты.
kate-tv2008
5705 дн. тому
Хочу обратить внимание, что «к пышно отмечаемому как в Украине, так и в России юбилею «великого русского писателя», было выпущено несколько больше телепродуктов, чем приводит автор. К сожалению, количественно и качественно не в пользу Украины. Практически каждый крупный российский телеканал отметил юбилей Гоголя премьерой док.фильма: НТВ – «Гоголь и ляхи», Культура – «Оправдание Гоголя» (10-тисерийный цикл передач И.Золотусского) и «Гоголь.Прощальная повесть» (2-хсерийный ф-м). У нас еще был 4 апреля показан в эфире УТ-1 док.фильм ТК «Лтава» (Полтава) «Дороги Гоголя». Поэтому «пышным» украинский юбилейный эфир (всего два проекта!!), увы, не назовешь.
ИринаМ
5705 дн. тому
Больше всего в этой "свободе Шустера" меня повеселило "ОЧЕНЬ ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ" отношение Шустера к собственному опросу телезрителей: на какой мове (языке) они общаются дома. Впечатляющий объективный результат был ПРОСТО СТЫДЛИВО проигнорирован и Шустером, и его гостями. Ну и правильно, зачем же показывать провал воинственной насильственной укрнационализации граждан Украины. Доний аж из трусов выпрыгивал, таким неумным шутом себя миру выказал, совсем, видать, дела его плохи, но не убедил, не убедил, насмешил... Ну, а чего же так пугаться результатов опроса???
Ніна
5705 дн. тому
Суперечка на зразок " а скільки янголів поміститься на кінчику голки". Ясно , що Борко можливо і мимоволі, а втілив у свій( а не гоголівський) фільм кремлівську ідеолгогію - "великая. могучая. единая и неделимая". Бортко- ще одна жертва старшого брата, так само. як і Гоголь, який помер від божевілля, бо все життя роздвоювався, а ще його примушували до покаяння.до відмови від власних творів, чого він як художник не витримав
lisa
5706 дн. тому
друзі! давайте знімати українське. мені після цього фільму, навіть розмовляти російською розхотілося. блін, ми можемо знімати набагато краще. дивіться статтю кокотюхи
Гоголь-моголь
5706 дн. тому
Очень некорректно вы, автор, сравниваете две документалки. Знаю некоторые подробности о производстве обеих картин. Парфенов снимал фильм 2 года, Сидоренко 2 месяца, у Парфенова в десятки раз!!!! больше съемочная группа, о бюджете я надеюсь вы сами догадаетесь. Для примера, чтобы снять эпизод с римской квартирой Гоголя (которая кстати не музей, там живут люди) Парфенов на несколько дней выселил в гостиницу жителей, вывезли всю мебель, арендовал мебель того периода, плюс заплатили немалый гонорар за причененные неудобства. Вот вам ответ, почему Сидоренко не входит в квартиру Гоголя. Неговоря уже о том, что даже для самих съемок на улицах Рима нужно получать разрешение и платить официальный налог. смешно читать, что Сидоренко что-то делает или не делает вслед за Парфеновым))) они не делились планами и не шпионили друг за другом, чтобы утверждать что кто-то вслед за кем-то что-то повторял. Да, соглашусь, что у Парфенова отличный фильм получился, но его нельзя сравнивать с фильмом Сидоренко, так как исходные данные изначально очень неравные
Мук
5706 дн. тому
Чтоб никто не сомневался, что Бортко снял фильм "во славу России" - см. http://www.vz.ru/culture/2009/4/3/271590.html Кстати, на этом же ресурсе есть данные, что "Тарас Бульба" вышел в лидеры проката в России с огромным отрывом от остальных фильмов. Не удивлюсь, если подогретые подобным "патриотизмом" какие-нибудь "наши" примутся взывать с Красной площади к возвращению в российские границы не только Крыма, но и Хортицы с Запорожьем. Ведь на Сечи, оказывается, козаки (такой себе русскоязычный анклав на территории тогдашней Польши) только о том и мечтали, чтоб присоединиться к Москве. Бедный Гоголь, он еще не раз перевернется в гробу.
ВесельчакУ
5706 дн. тому
Вот "гениальный" режиссер Бортко о нас с вами http://blogs.pravda.com.ua/authors/haran/49dc459069235/
Злой
5706 дн. тому
Слышь, Суслик. Мало того, что у тебя душенка гнилого философа, у тебя еще и проблемы с сексом? АЗАбоченный ты наш. Все тут пытаются поговорить по поводу фильма, а у тебя только одно на уме. Иди спать и тихо сам с собою...
Импотент-ша
5706 дн. тому
Отдельно добавлю про Богдана Ступку. Ну, конечно, пусть актер снимается, где хочет и у кого хочет, это его профессия. "Закидати" ему участие в фильме - полный идиотизм. Такое впечатление, что большинство зрителей просто загипнотизированы штампом "Ступка - наше все", и совершенно не в состоянии просто действительно ВИДЕТЬ его игру. Но ведь то, что это, мягко говоря, не лучшая его роль - очевидно. И это нисколько не умаляет действительного таланта Ступки: у любого актера есть роли удачные и не очень. Это зависит от многих обстоятельств и факторов, в том числе во многом - от режиссера. Какой Оскар? За что пинать Депардье? Да, Ступка у Бортко плохо сыграл Бульбу. И что? Мир провалится в тартарары, если признать это?.. Жаль. Очень жаль, что фильм не удался. И очень жаль, что спровоцировал такую истерическую и невнятную реакцию в целом. Отдельное жаль - что большинство рецензентов, "обзирая" реакцию общества, словно не замечают отзывов людей, которых нельзя обвинить ни в необразованности, ни в отсутствии аргументов, ни в неумении отделять мух от котлет.
Импотент-ша
5706 дн. тому
И вот теперь - про котлеты. Печально, но результат - НЕ талантлив. Фильм не удался. Сценарий, работа режиссера и оператора, монтаж, цветокоррекция, музыка, игра актеров - все чрезвычайно посредственно. Какой смысл ломать копья из-за плохой картины, о чем бы в ней ни шла речь? Вот за эту идиотскую беспочвенную истерику я лично высекла бы большинство наших комментаторов. Тут я с вами согласна.
Импотент-ша
5706 дн. тому
Уважаемая Марина! Прекрасен ваш гражданский пафос, но все же, по-моему, стоит иногда отделять мух от котлет. Был или не был политический заказ, есть ли в фильме передергивания (при буквальном следовании тексту) - это мухи. Художественная ценность картины - это котлеты. Наш украинский публичный стон и плач смешивает одно с другим, причем все претензии, как правило, касаются именно "мух". На мой взгляд - безусловно, это сознательное односторонне-пророссийское прочтение Гоголя. Но! Во-первых, очень аккуратно сделано - следуя букве гоголевского текста; во-вторых, удивительного в этом - ноль. А в-третьих, позволю себе крамольную мысль, что художественная ценность произведения искупает практически любые политические перекосы. Да режиссер имеет право хоть переписать всего Гоголя нафиг, лишь бы результат был талантлив.
Сусликов
5706 дн. тому
sizoff // 07.04.2009 20:27:35 Сусликов, насмешил! Марина - красотка. Если он тебе не нравится - посмотри в Яндексе, по запросу "не стоит". ЕСЛИ Марина из Бердичева КРАСОТКА, то бедняжка просто никак не может удовлетвориться. (в творческом смысле) А если, к тому же, страдает бешенством? (бешенством бурного потока мыслей) Сексопатологи чаще бессильны, излечивают от бешенства единицы. Бедные-бедные мужики-импотенты! Опускайте члены свои, ваши благородные подвиги по приведению бешеной дамы в чувство удовлетворенности обречены на провал.
sizoff
5706 дн. тому
Сусликов, насмешил! Марина - красотка. Если он тебе не нравится - посмотри в Яндексе, по запросу "не стоит".
ВесельчакУ
5706 дн. тому
До речі, авторка не згадала про український фільм "Дума про Тараса Бульбу" із Михайлом Голубовичем в головній ролі, який днями показав Перший національний - в сенсі фільм теж новий, до ювілею. От я його не зміг додивитися до кінця, а Бортка навіть і не хочеться.
ВесельчакУ
5706 дн. тому
А взагалі дякую -вже зозуміло що на це кіно не варто ходити навіть заради інтересу, щоб не підтримувати своєю гривнею чергові російські інтерпретації творчості Гоголя.
sizoff
5706 дн. тому
Собаки лают, а Караван идёт! Критканы, поцелуйте Борко в задницу - ничего другого вы не можете. Ой, пардон! Можете! Купить билет и не пойти в кино! Плохо снял? Неважно да? Неочень? Но - снял, а не ныл и не пиарился. Деньги - нашёл, а не бегал и клянчивши обисрався. Ни Депардье не нанимал ни Марлона Брандо. Ступке Богдану Сильвестровичу - Великий поклон за этот подвиг Артиста и Украинца!
klop
5706 дн. тому
Той з Одеси дурник, кого мав на увазі, Бортка? В Кишиневі ж червоні до влади знов прийшли. Дядя путін проплатив щедро.
Сусликов
5706 дн. тому
Элитарное создание, назвавшееся "Мариной из Бердичева" употребило "импотенция", не задумываясь, что тем самым обнажает, представляет на обозрение широкой общественности свой комплекс №1. Чаще всего, замечено сексопатологами со стажем, дамы ругаются "импотентами", когда перестали представлять интерес для противоположного пола. Или, еще хуже, когда отродясь не привлекали "самцов, подлых импотентов", и, самое печальное, навсегда потеряли последнюю надежду. Серьезному аналитику вообще-то незачем зацикливаться на этом скорбном факте своей биографии, а лучше блистать интеллектом, поражать полетом мысли, тому подобное. Девушке с родовыми корнями из очень укрАинского местечка Бердичева напомню, что ИДИШязычного писателя Шолом Алейхема наглейшим образом "приватизировала" ИВРИТязычная страна. Не тема ли для исследования? Марина из Бердичева, с малороссом Гоголем, к тому же "антисемитом" (чуть ли не на каждой странице "импотента"-писателя "жида таскают за пейсы") не попадешь в Еврейскую энциклопедию. Успехов, и все такое прочее. Да, еще. Плюньте на "импотентов", нервы поберегите. Ну, не получается, и черт с ними, с казлами!
Луканов
5707 дн. тому
Авторка написала переконливо, хоча я і не в усьому згоден. Єдине, що неппиємно вразило про псевдоеліту. Не буду казати про політиків, бо всі вони викликають ідіосинкрезію. А ось Рибчинський далеко, далеко не найгірший поет-пісняр, хоча і естрадний, але не попсовий. А Резникович не є поганим режисером. Так що дарма ви так зневажливо. Про культурну імпотенцію теж дарма. Коли справа не торкається суто рикнових відносин. то культурне життя буяє. Купа дуже непоганих письенників, у театрах цікаві вистави і навіть кіно Балаян Райські птахи". Але кіно це індустрія. І ми залежимо від того куплять росіяни чи не куплять. А в них виомги суто політичні - ніяких згадок про Україну, косомполітизм тощо. Сам знаю, бо балакав з однієї із наших студій-продакшенів. А без Росії на данному етапі гроші на кіно не відіб"єш.
Эстетка
5707 дн. тому
"Тарас Бульба" - это такое произведение, которое может быть экранизировано бесконечное количество раз. Может быть, когда-нибудь и наши кинематографисты сделают шедевральную постановку. Каждый может оставаться при своем мнении, но то, что украинский актер Ступка потряс всех - это уже успех Украины. Кстати, наши хотели приглашать Депардье, помните? А Бортко взял украинца. Боярскому предлагали роль иноземного вельможи, но он категорически настоял и сыграл украинского козака, воюющего в пыли, грязи и крови. Давайте видеть это. Фильм Гоффмана "Вогнем і мечем" местами меня коробил, поскольку показал украинцев дикарями по сравнению с поляками. Но в любом случае фильм стоил того, чтобы его посмотреть. Россия этими двумя вещами - "Птица-Гоголь" и "Тарас Бульба" - достойно отметила юбилей Гоголя, и Украина в очередной раз прозвучала на весь мир. Разве это плохо?
Григорий Кваснюк, ТК АТВ, Одесса
5707 дн. тому
Я тоже повторюсь. Панове русофобы, вы не способны создать ничего своего, можете только гадить, хаять и запрещать чужое! Но ваше время кончается - очень скоро украинский народ выметет помаранчевую нечисть поганой метлой. Отправляйтесь в Кишинев, красавцы! Госдеп устраивает очередной рыжий бунт, услуги опытных вашингтонских шавок там пригодятся
nobody
5707 дн. тому
по поводу "красивейшей экранизации" повторюсь и здесь: фильм уродлив. Дело совершенно не в идеологических моментах. Просто кино должно быть кино, а не аккуратным конспектом по книге. При этом, фильм выглядит дешево, совково и попахивает нафталином, а шума-то много было. И спецов голливудских, вроде как, приглашали и бюджеты какие-то несусветные оглашали а результат все увидели (или увидят). Батальные сцены - чуть ли не смеяться хочется. Вот жесткая, но, на мой взгляд, совершенно справедливая рецензия на это "творение" Бортко: http://kino.open.ua/films/11560/reviews-6136.html
lisa
5707 дн. тому
блин. изо всех сил надеюсь, что Тарас Бульба - это политический заказ. потому что жалко, если такой великий режиссер, как Бортко просто снял неважный фильм. я разочарована. думала это будет современное кино, типа Властелина колец. а получили просто советский фильм. причем неважно снятый. кто хорош, так это Богдан Ступка. Роговцева не в тему страшно. она бы подошла на роль их бабушки, возможно. и дело тут не в критике. просто фильм получился слабый. а жаль. произведение очень хорошее.
Эстетка
5707 дн. тому
В целом согласна с автором статьи (кроме того, что Мусия Шило звали Василием). От Парфеновского фильма я в полном восторге и считаю его великолепным. Парфенов - Журналист с большой буквы и даже больше. Земфира была, на мой взгляд, просто блистательна. (Помните, он открыл когда-то Литвинову?) По поводу стенаний на тему "Москалі зняли про нашу історію не такий фільм", то это говорит о нашей общей невзрослости и крайней слабости. Ну как не замечать того факта, что Гоголь классик русской литературы? Он сам выбрал русский язык, при этом научив всю Россию, весь мир на века восхищаться Украиной. Бортко - режиссер самого высокого уровня. Для меня он интереснее Михалкова, например. Его фильмы стали классическими хитами. Ну что еще надо для юбилейной постановки? Давайте видеть и признавать великое, а не топить его в затхлых лужах лжи. Наше хуторянство уже достало.
ВесельчакУ
5707 дн. тому
Автор сама выдала жалкое поучение украинских поучателей и ничем их не лучше
гм
5707 дн. тому
мдя
Маасква рулез!
5707 дн. тому
"не умея и даже не пытаясь допрыгнуть до уровня Бортко и Парфенова" Ай, Ви мине таки говорите ... В чем же ИХ уровень? В бездарно запоротом "Мастере и Маргарите" или в бесконечных парфеновских стендапах и любовании собой в кадре "псевдодискуссию псевдокультурной элиты" 2 раза "псевдо"- новое слово-с выучили-с? :)
zyma
5707 дн. тому
Виступаючи на прес-конференції Бортко сказав: речь Бульбы о пришествии царя я вставил, поскольку так написал Гоголь. Что ж я могу поделать? По-перше: Гоголь так не писав. Перша редакція Тараса Бульби 1835-ого року - ніякого царя. Друга редакція 1842 була правлена і рецензована без Гоголя. Друге: якщо пан Бортко так чтит Гоголя, то чому ж не слідував його мові, коли в сцені страти Остапа вклав у вуста Вдовиченка та Ступки не гоголівське: "Чую", а незрозуміле "Слышу". Пане Бортко, лукавите. А взагалі фільм нудний: для мене примітні дві сцени: знята у ч/б промова Бульби на тему "товарищества", і страта Остаба Бульби. ПРойняло і викликало емоції. Убивство Андрія буденне до неможоливості. батальні сцени ніякі: хай вчаться по фільму "Хоробре серце", пафосні промови козаків у виконанні російських акторів перед смертю - неправда. Станіславський би сказав: не вірю. Я б порадив Бортку відчути, як воно, коли в тебе порубана спина і спис стримить між ребер, та ще голову розбито перначем, по тобі топчаться коні, втома страшенна, кров довкола і стогони померлих, от чи хочеться в такі моменти виголошувати пафосні промови про руську землю і віру, чи хочеться матір згадати і кохану? я одного разу був на межі смерті: згадував матір, але ніяк не віру і не руську землю. В такі моменти інше має значення. Та й Бульба, тіло якого пожирає вогонь, навряд чи хотів би висловити пророцтво про царя далекої і тоді ще зовсім чужої і непотрібної козакам Московії, яка була для козацтва 16-ого століття такою ж далекою, як Мальдіви чи Британія. Одна ремарка: Хмельницький у 17-ому столітті писав царю: "Царь, я приду и ихломаю твою город и тебе достанется". Певно, ви розумыэте, що таке була Московія для козаків: вільних людей. Варто всім це пам'ятати: вільних людей, які відстоювали своє життя і волю у боях. Правильно писала Костенко: "Не можна брати істину в оренду і сіяти на ній чортополох."
Олег
5707 дн. тому
СкукОта.
Космополит
5707 дн. тому
Просто браво! Все правильно и справедливо!
да
5707 дн. тому
Не Василь Шило, а Моисей
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду