Популярная вирусология. Рынок. Просто рынок

5 Лютого 2009
8561
5 Лютого 2009
08:26

Популярная вирусология. Рынок. Просто рынок

8561
Популярная вирусология. Рынок. Просто рынок

В связи с финансовым кризисом резко обострилось внимание общественности к успехам экономических наук. В частности, общественность интересуется - когда все уже наконец закончится и все опять будет хорошо. Экономические науки отвечают что-то вроде «ы..» и, подумав, успокаивают нас тем, что все рано или поздно заканчивается.

 

Неудовлетворенные ответом экономических наук, граждане начинают рыскать по интернетам, откровенно беседовать с таксистами и припадать к другим вечным источникам знания, в поисках ответов на свои вопросы. Это, конечно, хорошо. Среди того мусора, которым наполнены наши СМИ и «интернет-дискуссии», нет-нет да и проскочит нечто полезное. Да и сам факт того, что граждане пытаются понять, что происходит, весьма полезен. Нужно сказать, что, вообще говоря, у нас не страна, а эдакий учебник экономики в картинках. Вопрос только в том, чтобы правильно эти картинки понять...

 

В общем, автор этих строк намерен поговорить о понятии, которое лежит в самой основе любых теорий, рассуждений, досужих домыслов и прочих мыслительных движений в области экономики. То есть, речь пойдет о рынке.

 

Причина проста - рынок понимается у нас, в большинстве случаев, весьма превратно и извращенно. Точнее сказать - не понимается. Представления об этом предмете колеблются от аналогий с базаром, полным подозрительных жуликоватых типов, до механистических аналогий вроде «рынков сбыта», на которых некто «сбывает» нечто другим некто, которые только и ждут, когда появится это нечто. Когда говорят «рынок отреагирует», что или кого имеют в виду? Кто или что имеется в виду в словосочетании «субъекты рынка»? Чаще всего понять это просто невозможно. И, похоже, все эти словосочетания и употребляются либо с целью скрыть отсутствие всякого смысла, либо просто потому, что так просто принято говорить.

 

Дело очень осложняет и наша история. Мы были частью одной из немногих стран, в которой государство сознательно пыталось уничтожить так называемые рыночные отношения. Поэтому, когда этот эксперимент провалился, государство принялось их «внедрять». Мы начали процесс, который формально до сих пор не окончен - процесс «перехода к рынку».

 

Вообще говоря, как мы увидим ниже, трудно представить себе что-то более абсурдное, чем «переход к рынку» под руководством государства. Этот абсурд создает специфическое представление о рынке как о чем-то, что может быть каким-то образом навязано или «внедрено». Не прибавляет ясности и та бюрократическая возня, которая существует вокруг этого вопроса и регулярно освещается СМИ. Приходилось ли вам слышать, к примеру, что Украина объявлена «страной с рыночной экономикой»? Знаете, что это означает? Это означает хорошую работу юристов отечественных сталелитейных корпораций, которые сумели доказать бюрократам из международных организаций, что Украина соответствует неким выдуманным этими бюрократами стандартам. Теперь антидемпинговые расследования по отношению к украинской продукции будут проводиться по другой процедуре. Всё! Ни более, ни менее. Между тем, у многих складывается совершенно ошибочное впечатление, что коль скоро «нам сказали, что у нас уже рынок», то это автоматически приводит к каким-то последствиям. Приводит. К последствиям для антидемпинговых расследований в отношении сталелитейных корпораций.

 

В общем, деятельность государства, журналистов, аналитиков и ученых в нашей стране приводит к тому, что «рынок» кажется некой абстрактной и сложной субстанцией. Это не так. На самом деле, он куда сложнее, чем кажется. 

 

Рынок был всегда

Как только люди научились выращивать зерно и как только, вследствие этого открытия, их за короткое время стало в тысячи раз больше, возникли те эффекты, которые и привели к появлению рынка. Эффекты появились от того, что теперь жизнь человека, особенно в возникших на этом буме городах, начала означать повседневное столкновение с огромным количеством незнакомцев. Отношения с ними не могли больше регулироваться предыдущим жизненным опытом и сам жизненный опыт стал совершенно другим. Традиции племени, которые просто описывали те ситуации, в которых мог оказаться (и, как правило, оказывался) человек в ходе своей жизни, больше не спасали, так как самих новых ситуаций стало значительно больше.

 

Скопление народа позволило обмен излишками, и тут, можно сказать, и появился рынок. То есть, как только кому-то пришла в голову идея предложить свой продукт всем желающим, включая и незнакомцев, появился рынок.

 

С тех пор все человечество существует «при рынке». В разные времена и в разных странах рынок отличается только тем, в какой мере он используется и в какой мере люди (как правило, в лице государств) позволяют рынку играть свою роль.

 

Очень важно понимать, что роль рынка не сводится к тому, что обычно понимается под «экономической деятельностью». Скорее, эта деятельность является лишь одной из составляющих рынка. Фактически, любая деятельность человека находит свое отражение в том, что называется «рынок». Пропитание, одежда, жилье, романтические ухаживания, роскошь и прихоти, нажива и бескорыстие - все это те силы, которые «движут рынком».

 

Следствием из этого простого наблюдения является тот факт, что само это слово - рынок, - обозначающее всего лишь место для розничной торговли конечной товарной продукцией, совершенно не отражает той роли, которую играет обозначаемый им феномен в развитии человечества.

 

Рынок и право

Сама среда рынка потребовала возникновения правил, следование которым, добавило бы свободы творчества участникам рынка. Эти правила - право - в какой-то степени играют роль «автопилота», который позволяет не тратить время на поиск и опробование решений, таким образом, как мы уже указали, увеличивая свободу людей. Отличие правил от традиций племенной эпохи в том, что они универсальны и описывают не каждую процедуру отдельно, а лишь условия, которые необходимы для ее реализации. Право неотделимо от рынка и тесно переплетено с ним. Право, будучи обобщением практики, возникало методом естественного отбора норм и правил, совершенствуясь и становясь все более универсальным.

 

Рынок не может существовать без права. Давайте просто представим, сколько правовых норм должно существовать в обществе, для того, скажем, чтобы обычный торговец мог торговать на базаре. Права собственности, меры, весы, контрактное право, криминальное право - нужны целые отрасли права и соответствующие институты для того, чтобы обычный торговец мог продать, скажем, свои яблоки на городском рынке.

 

Знания и сведения. Что делает рынок

Для меня долгое время было некоторой проблемой объяснить, в чем же суть того нового качества, которые породили люди взаимодействием друг с другом и которое называется куцым и убогим словом «рынок». То, что рынок является «информационной средой» или «способом использовать знания», мало кого вдохновляло. Так было, пока мне не попалось слово «сведения». Наличие этого слова позволяет легко объяснить, с чем мы имеем дело.

 

Итак, знания отличаются от сведений. Сведения есть оформленное знание, уложенное в рамки слов и часто подогнанное под существующие идеологические, политические и прочие концепты, которыми тот или иной человек объясняет окружающий мир. Знания - неоформленная вербально и мысленно информация, которой человек пользуется, чаще всего, даже не задумываясь о ней. Знания куда обширнее, чем сведения. Существует, по-видимому, много ситуаций, когда знания становятся сведениями, но одна из них весьма характерна и, думаю, многим очень хорошо знакома. Речь идет о ситуации, когда читая книгу, вы ловите себя на том, что автор выразил ваши мысли. «Я тоже так думаю!» - мысленно восклицаете вы. В этот момент знания, которыми вы обладали, но о существовании которых даже не догадывались, стали сведениями в той форме, которую предложил вам автор книги.

 

Теперь понятно, что все мы являемся носителями множества знаний, и, в то же время, преимущественно эти знания частичны. Рынок позволяет объединять рассеянное знание общества в рамках тех ситуативных порядков, которые тысячами возникают в нем каждую секунду. Более того, это происходит естественным путем, людям, использующим эти знания, не нужно договариваться заранее и вообще не нужно даже знать о существовании друг друга.

 

Мы знаем гораздо больше, чем понимаем, чем способны изложить в виде сведений. Рынок позволяет нам использовать знания, минуя стадию сведений. Разумеется, на практике сведения, конечно же, активно используются, когда мы принимаем решения на рынке. Более того, мы уверены, что мы принимаем их только на основании сведений.

 

И, наконец, рынок позволяет нам открывать новые знания. Конкуренция, как гениально заметил Хайек, является процедурой открытия.

 

Вмешательство в рынок

Рынок и «вмешательство» в него возникли одновременно. Можно сказать, что рынок всегда терпел то или иное вмешательство и никогда и нигде не существовал в чистом виде, то есть, ограничиваясь только правом. Между правом и вмешательством иногда трудно провести четкую грань. Видимо, то, что некоторое время было правом, способно в изменившихся условиях превратиться во вмешательство. Точно так же, многие нормы права возникли как обобщение практики удачных и неудачных вмешательств в рынок.

 

Правда, можно установить происхождение вмешательства. Прежде всего, оно основано на неких намерениях. Намерения исходят из предположений, что, поступая так и так, мы получим тот или иной результат. Как видим, в этом процессе мы можем оперировать только сведениями. Ведь для предположений и способов реализации намерений нам необходима логика. Логика может работать только со сведениями. То есть, любое вмешательство изначально основано на частичной и устаревшей информации.

 

В отличие от ситуации продуманного вмешательства, рынок порождает множество «невидимых институтов», которые являются результатами деятельности людей. Но не их намерений.

 

Хороший пример, иллюстрирующий эти абстракции, - деньги. Деньги существуют несколько тысяч лет и совершенно точно были придуманы людьми. Однако до сих пор не существует полной и окончательной теории, объясняющей этот феномен и позволяющей всегда эффективно использовать его в рамках неких сложных намерений, например, правительству в своей «кредитно-финансовой» деятельности. То есть, очевидно, что деньги возникли в результате деятельности людей, но не в результате их намерений создать деньги и достичь тех целей, которых они достигают с их помощью сегодня.

 

В общем, хотя вмешательство в деятельность рынка неизбежно, оно никогда не будет полезно, поскольку любая информация (то есть сведения) о системе всегда хуже той (то есть знаний), которую она уже использует.

 

Следовательно, вмешательство искажает знания, порождает ошибки при принятии решений.

 

Рынок и свобода. «Рыночное поведение»

«Переход к рынку» и прочие глупости породили странные представления о том, что для того чтобы рынок работал, необходимо некое «рыночное поведение». Обычно оно понимается как обычный меркантилизм и тупая «жажда денег». На самом деле, любое поведение является «рыночным». Вы можете продать яблоки, которые выросли на вашей даче, можете подарить их кому-нибудь, а можете оставить их висеть на дереве. Любой ваш выбор «учитывается» рынком. Мы все - участники этого процесса, не зависимо от того, как мы лично относимся к нему и отдаем ли вообще себе отчет о его существовании. Единственное условие, которое совершенно очевидно следует из вышеизложенного, - ваши действия должны быть свободными. Отсутствие личной свободы - первое и наиболее радикальное вмешательство в рынок.

 

Поэтому все разговоры по поводу «экономических» и «политических» свобод являются пустым сотрясанием воздуха. Свобода едина, она создается правом, которое «открывается» в ходе рыночной деятельности. Точно так же очевидно, что не бывает полностью свободных или несвободных систем, всегда речь идет о некой степени свободы. По крайней мере, мы точно можем сказать, что свобода и рынок - вещи необходимые друг другу. Рассуждения о том, что там-то и там-то «рынок вводился» с помощью полицейских мер, возможно, и совпадают с историческими фактами, но это не означает, что полицейские меры необходимы для существования рынка.

 

Проявления свободы изменчивы, так же как и рынок и право, ее порождающее. Сегодня, наряду с традиционной угрозой свободе в лице государства, нам угрожают и корпорации с их производством ради освоения бюджета отдела маркетинга. Их возможности массово производить ненужный товар точно так же искажают использование знаний на рынке, как и вмешательство государства.

 

Кризис и рынок

Завершая наш короткий обзор, отметим, что, очевидно, с функционированием рынка в Украине есть большие проблемы. Неопределенность прав собственности и прочего права, а также фактическое отсутствие суда - первая и наиболее важная проблема, которая не позволяет нам в полной мере использовать существующее в обществе знание. Вторая проблема - это деятельность правительства по «переходу к рынку», то есть по вмешательству в него. Правда, здесь дела обстоят не так плохо, как могли бы. Деятельность наших правительств давно загнала бы в гроб любую экономику, но как видим, с нашей им пока не удается справиться. Причина - в низком доверии к любому правительству и стремлении «субъектов рынка» (то есть, всех без исключения граждан) любым путем увильнуть от его инициатив. То, что они именуют «теневой экономикой», и есть наша версия рынка, которая позволяет нам выживать. Так что лозунг момента прост - все в тень и подальше от правителей. Это помогло нам в 90-х, поможет и сейчас.

 

Матеріал створено за підтримки Міжнародного фонду «Відродження».

 

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
, для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
8561
Читайте також
24.06.2009 18:49
Владимир Золоторёв
, для «Детектор медіа»
11 466
18.06.2009 08:33
Владимир Золоторёв
, для «Детектор медіа»
15 092
07.05.2009 06:46
Владимир Золоторёв
, для «Детектор медіа»
8 032
30.04.2009 13:09
Владимир Золоторёв
, для «Детектор медіа»
8 234
26.03.2009 07:35
Владимир Золоторёв
, для «Детектор медіа»
8 636
10.03.2009 10:42
Оксана Омельченко, «Сегодня»
29 547
05.03.2009 07:10
Владимир Золоторёв
, для «Детектор медіа»
16 239
26.02.2009 08:16
Владимир Золоторёв
, для «Детектор медіа»
10 891
19.02.2009 17:32
Владимир Золоторёв
, для «Детектор медіа»
10 021
12.02.2009 19:57
Владимир Золоторёв
, для «Детектор медіа»
9 811
29.01.2009 12:23
Владимир Золоторёв
, для «Детектор медіа»
11 231
22.01.2009 11:56
Владимир Золоторёв
, для «Детектор медіа»
9 483
08.01.2009 08:28
Владимир Золоторёв
, для «Детектор медіа»
12 427
01.01.2009 21:48
Владимир Золоторёв
, для «Детектор медіа»
10 122
25.12.2008 14:13
Владимир Золоторёв
, для «Детектор медіа»
10 767
18.12.2008 07:31
Владимир Золоторёв
, для «Детектор медіа»
10 092
12.12.2008 15:49
Владимир Золоторёв
, для «Детектор медіа»
10 208
27.11.2008 07:46
Владимир Золоторёв
, для «Детектор медіа»
9 908
20.11.2008 06:51
Владимир Золоторёв
, для «Детектор медіа»
36 599
14.11.2008 07:14
Владимир Золоторёв
, для «Детектор медіа»
8 064
07.11.2008 06:54
Владимир Золоторёв
, для «Детектор медіа»
9 476
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду