«Супержінка» — каменный век стереотипов и нетерпимости на ТЕТ
Пока мы с коллегами пишем колонки о тревожных звоночках нетерпимости или некорректности в медиапространстве, на ТЕТ взяли и выпустили «идеальное шоу», в котором собрали и культивировали буквально все, от чего пытается убежать современный человек: сексизм, объективация, поведенческие стереотипы, установки махрового патриархата и еще много чего «прекрасного». Собрать такой букет в одном проекте — надо сильно постараться. Каналу ТЕТ это удалось.
Когда из каждого утюга какой-нибудь Лабковский твердит о принятии себя и борьбе с «комплексом отличника», они запускают реалити под названием «Супержінка» и предлагают его участницам соревноваться за звание лучшей жены. В то время, когда мировые звезды и украинские артисты и телеведущие присоединяются к движению за гендерное равенство HeForShe, творцы проекта предлагают героиням оценивать друг друга по десятибалльной шкале в категориях «хозяйственность», «сексуальность» и «саморазвитие», инспектируя жилища соперниц. По мнению создателей шоу, видимо, без одного из этих пунктов женщина — не женщина вовсе, а всю ее крутость можно оценить исключительно по тому, насколько ладненьким будет ее «домашний очаг». Пока украинские медийщики бьют тревогу из-за проявлений сексизма в риторике украинских политиков и отстаивают свое право не называться «дорогенькими», «тупыми овцами» и «мальчиками», редакторы нового проекта не видят ничего предосудительного в том, чтобы подписывать героинь «яжемать», «фифочка» или «карьеристка», а в закадровой начитке бодрым мужским голосом называть их «кралями» и «лялями». Дорогие телезрители, пристегните ремни, наша машина времени отправляется в каменный век общественной мысли. Ведь на ТЕТ не боятся идти вразрез социально-культурному дискурсу, и видали они ваши прогрессивные взгляды в «могильнике» титров.
Итак, «Супержінка» — собственный формат канала, в описании которого говорится о том, что реалити призвано «стать площадкой для соревнования талантливых представительниц прекрасного пола за звание лучшей жены». И, даже если мы закроем глаза на то, что женщин тут по старой-доброй патриархальной традиции называют «прекрасным полом», мы никак не обойдем тот факт, что создатели проекта стравливают участниц на почве разницы их взглядов на жизнь, быт и на семью как таковую. Конечно, на ТЕТ, как и на всех каналах, где выпускают реалити, уверены, что они своим проектом причиняют добро и наносят любовь каждому телезрителю. «В рамках этого шоу ты увидишь, какой разнообразной и чудесной может быть семейная жизнь», — говорят они в описании проекта.
Конечно, в проекте «Супержінка» зрителей действительно ожидает разнообразие. Это проект, в котором женщина, считающая воспитание детей главной своей задачей, выедает ложечкой для детского питания мозг сопернице, ставящей на первое место карьеру. Та, в свою очередь, проходится своими «лодочками» по больным мозолям героини, которая предпочитает жить за счет своего мужа. Эта женщина в долгу не остается — душит своими кружевными трусами конкурентку за то, что она неэротична, не обеспечивает своему мужу разнообразия в постели и вообще стесняется говорить про секс. А четвертая тем временем чистит всем карму, учит направлять «женскую энергию» в нужное русло и определяет успешность соперниц по звездам, видимым в четные дни с Нептуна.
Вот вам и разнообразие: откровенных глупостей, ненависти, стереотипов, ярлыков и способов унизить другого человека только за то, что он представляет себе мир несколько иначе.
И в те моменты, когда участницы шоу несут околесицу про «женскую энергию», «растворение в мужчине», «священный женский долг» и прочее, их можно понять: это их мир, их взгляды, их убеждения. Возможно, им это нравится, доставляет удовольствие. Но вот понять телевизионщиков, которые помещают женщин с такими кардинально противоположными взглядами в один кадр, с установкой, что каждая из них должна доказать, что она лучше, — практически невозможно. И, вроде, гадости в кадре творят героини, а не создатели шоу, все эти вульгарности и пошлости о «женском предназначении» произносят участницы, а не редакторы… Но кто подбирал героев? Кто поместил этих женщин в такие предлагаемые обстоятельства? Кто вообще поставил вопрос о «лучшести»? Кто стравливает на съемочной площадке людей с противоположными позициями в борьбе за первенство? Когда люди устраивают петушиные или собачьи бои, это считают жестокостью; когда дети забавы ради подсаживают в аквариум к пираньям других рыбок, это считают жестокостью. А когда телевизионщики сталкивают на площадке религиозного человека из села с домостроевскими установками в семье против человека с настроем на «гостевой брак», нумерологию и карьерный рост, это почему-то называют веселым реалити «Супержінка».
Веселым — потому что режиссеры монтажа в проекте поработали на славу: и смешных звуков под реакции героинь подложили, и забавные эмодзи к ним пририсовали, и музыкальную подложку под каждую ситуацию в кадре подобрали так, чтобы комичность происходящего ни у кого не вызывала сомнений.
В общем, проект устроен таким образом, что буквально каждый зритель найдет для себя в нем триггер. А может, и не один. Кого-то будет выворачивать от того, что телевизионщики буквально издеваются над людьми в кадре, подавая их как откровенных фриков, кого-то накроет от осознания того, что в основе шоу — вопрос о том, какая должна быть идеальная жена, кого-то будут раздражать героини, рассказывающие о «женской силе в слабости», кого-то — феминистки. Так что на ТЕТ действительно совершили невозможное: одним проектом плюнули в каждого зрителя, вне зависимости от его мировоззрения, религиозных предпочтений и установок по жизни.
А для тех, кого все эти темы не триггерят, — бонус: создатели «Супержінки» противоречат сами себе. И вот почему.
Одна из ключевых фигур реалити — международный эксперт по семейным отношениям, психолог с десятилетним стажем, как его представляют в проекте, Павел Ковальский. После того, как на протяжение четырех эфирных дней участницы измываются друг над другом, ковыряясь в нижнем белье (иногда буквально), и расставляют соперницам оценки, на пятый эфирный день является он — Deus ex machina, рассказывает участницам, какие у каждой из них основные ошибки в жизни, и выдает свои «10 баллов» героине, которую сам считает «суперженой». Погодите-ка, а человека с образованием психолога ничего не смущает в необходимости выбрать «лучшую жену» среди четверых, абсолютно разных женщин? Насколько продумана арифметика этого процесса: если все участницы, например, вступили в сговор и отдали настоящей «супержене» меньше всего баллов, сможет ли Павел Ковальский выровнять баланс и отдать победу той самой? Если так, то зачем там вообще баллы от конкуренток? А если не так, то, в чем смысл происходящего?
В самом начале проекта психолог декларирует: «Супержена — это женщина, которая принимает себя такой, какая она есть, которая делает счастливой семью, не жертвуя собой». Простите, но в вашем проекте описанных героев не найдено. Если уж человек принимает себя таким, какой он есть, он, скорее всего, не согласиться так унижаться и сражаться за стеклянную статуэтку и 50 тысяч гривен, доказывая посторонним людям, что он — лучше всех. И смотреть на то, как это делают другие, вряд ли будет.
Фото: tv.ua